Цифровое шоссе. Охота на слова

Александр Ерошкин
Словосочетание ЦИФРОВОЕ ШОССЕ   пока не привычно для нашего уха, хотя представление мы уже имеем, то есть это дорога, по которой идёт передвижение не автомобилей и экипажей, не гигантских фур дальнобойщиков, а чего-то связанного с цифрами, с цифровыми технологиями. В общем, это информационная дорога, надёжная связь.

Смотрим в словаре Владимира Даля.

ШОССЕ ср. несклон. франц. переиначено в шашу, сашу и пр. как слово, для нас вовсе чуждое; дорога, убитая щебнем; щебенка, щебенник, щебняк, укат, битняк, утолока, хрящевка и пр. Шоссейный сбор, Шоссейная застава. Шоссировать дорогу, убивать, утолакивать, укатывать щебнем. Толковый словарь живого великорусского языка


ШОССЕ [осэ], нескл., ср. (•франц. chaussee). 1. Утрамбованная дорога, мощенная щебнем. Проложить шоссе. Ехать по шоссе. 2. Вообще — дорога с усовершенствованным полотном (шоссированным, асфальтированным и т.п.). Толковый словарь Ушакова

А что сказал Пушкин?

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
А. С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин», глава VII, строфа XXXIII.

Конечно, ни гений Пушкина, ни авторы словарей не могли предположить, что появятся технологии, которые нужно вписать в образы уже имеющихся слов. Цифровым шоссе названа линия цифровой, информационной связи от Мурманска до Владивостока. Другое название этой линии – полярный экспресс.

Цифровое шоссе, на мой взгляд, точнее передаёт суть явления, чем полярный экспресс. Ведь традиционное понятие ЭКСПРЕСС  (от лат. expressus  — «усиленный»), а в английском оно приобрело значение поезда, парохода, автобуса и иного транспортного средства с повышенной скоростью.

 Вот и Википедия о том же:

Экспрессы — транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью.
Экспресс — скорый фирменный пассажирский поезд РЖД.
Восточный экспресс — пассажирский поезд класса «люкс», курсирующий между Парижем и Стамбулом с 1883 года.
Надземный экспресс — система легкорельсового транспорта, планируемая к строительству в Санкт-Петербурге.
Хогвартс-Экспресс — поезд из вымышленного мира Гарри Поттера.
АСУ «Экспресс» — автоматизированная система управления резервированием мест и билетно-кассовыми операциями, предназначенная для бронирования мест в поездах дальнего следования на внутренних российских линиях.
Express (первоначальное название Catalonia) — трёхпалубный скоростной пассажирский и автомобильный паром-катамаран.


В поселке Териберка в 130 км к востоку от Мурманска началась прокладка первого участка оптоволоконной линии связи «Полярный экспресс».
Первый участок связи будет доведен до поселка Амдерма в Ненецком автономном округе. Протяженность всей линии связи составит 12 тысяч км. «Полярный экспресс», или «Цифровое шоссе»  будет проложен(о) вдоль всего Северного морского пути, от Мурманска до Владивостока.

 «Полярный экспресс» – это шесть оптоволоконных линий связи. Первый участок будет проложен из Териберки Мурманская область, где как раз снимали кинофильм «Левиафан» и рассказывали российскому зрителю, как все безнадежно в Арктике. Потом кабель пройдет через Диксон,  через Берингов пролив вокруг Чукотки и до Владивостока.

Проект очень масштабный,  это самая длинная оптоволоконная подводная линия в мире. Её  проложат в крайне тяжелых условиях сурового полярного климата и ледовой обстановки.

Проект рассчитан не на один год. Трубоукладчики смогут работать по несколько месяцев в году, во время летней навигации, когда море свободно ото льда.  Первая линия дойдет до Амдерма только через год, летом 2022 года. К Владивостоку, Находке, Южно-Сахалинску и Петропавловску-Камчатскому линия дойдет в 2026 году.

Почему проложат кабель не по суше? Значительная часть Севера Сибири – это зона вечной мерзлоты. В Териберке нет вечной мерзлоты, и в море кабель будет находится при низких температурах, но вода на глубине не замерзает, потому там проще и эксплуатация, и содержание.

После запуска «Полярного экспресса» российская Арктика получает цифровое шоссе. Это мощнейшая линия передачи (100 мб/c), ее пропускная способность соответствует Центральной России. Арктика перестает быть глухим углом на задворках России (с точки зрения информационного пространства), а становится полноценным регионом.
«Полярный экспресс» позволит обеспечить телефонную связь, интернет, передачу данных, наладить спасение людей и мобильную связь. Проект поднимет инфраструктуру связи на Крайнем Севере, в Арктике, на Дальнем Востоке и в целом по трассе СевМорпути. Это очень важное достижение! Ни у кого из арктических стран (США, Канада, Гренландия) нет такой цифровой магистрали. Россия будет первой страной арктического региона, которая реализует общенациональный проект, начинающийся в Мурманской области и выходящий через два океана на Владивосток».
 
Точка выхода нового российского подводного кабеля расположена на береговой станции в районе заполярного поселка Териберка на Кольском полуострове. Символично, что именно там в 2014 году проходили основные натурные съемки фильма режиссёром Андреем Звягинцевым «Левиафан», темами которого были русская безнадега и тяготы жизни в северных поселках.

Я пока не посмотрел фильм, но вот что я узнал о нём.

Левиафаном в Ветхом Завете (Иов. 40:20 — 41:26, Ис. 27:1) называют мифологическое морское чудовище. В фильме этот библейский образ используется как метафора государственной власти. Подобное отождествление впервые использовал Томас Гоббс, который в своём трактате сравнил государственную машину с Левиафаном. Однако у Гоббса возникновение этого коллективного тела логически следует из необходимости прекратить войну всех против всех, ограничить естественные права во имя общественного договора; тогда как по фильму — никакой взаимной пользы не существует, и государство является единственным победителем в истребительной войне.

Главные роли исполнили Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков и Роман Мадянов. Над этой кинодрамой работала почти та же съёмочная группа, что и над фильмом «Елена»: операторскую работу осуществил Михаил Кричман, музыкальную — Филип Гласс (используется музыка из оперы «Эхнатон»).

Картина вошла в основную конкурсную программу 67-го Каннского кинофестиваля и сразу после показа была высоко оценена российской и зарубежной кинокритикой: фильм был удостоен приза за лучший сценарий. В ноябре 2014 года фильм вышел на экраны в Великобритании, 5 февраля 2015 года — в России. (Похоже, создатели фильма считают Россию колонией, а Британию – метрополией).

В 2015 году «Левиафан» стал первым фильмом в истории постсоветской России, удостоенным премии «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (в советский период «Золотой глобус» получил фильм «Война и мир»). Фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также на премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке».

В 2021 году вышла книга «"Левиафан". Разбор по косточкам: Андрей Звягинцев — о фильме кадр за кадром». Автор — журналист и кинокритик Максим Марков. В основе книги интервью Маркова со Звягинцевым совокупной продолжительностью 30 часов о творческих и технических решениях картины.

После показа «Левиафана» Териберка стала одним из центров российского туризма: кинематографическая слава превратила поселок в Мекку для заезжих путников, а инфраструктура и состояние поселка радикально изменились в лучшую сторону. Слышал сообщения, что стоимость квартир в посёлке резко возросла.

Теперь Териберка будет одним из центров начавшейся цифровизации Крайнего Севера.

Сам проект по его изготовлению, укладке и вводу в эксплуатацию — это уже высочайшие технологии, какими могут похвастаться лишь с десяток стран мира. При этом кабель будет полностью российским: его производство налажено в Мурманске, на специально построенном для этих целей заводе.

Оптоволоконная связь обеспечит устойчивую телефонную и интернет-связь в обширнейших регионах российской Арктики.

Крайний Север перестанет быть «глухим углом», который связан с «большой землей» лишь тонкими ниточками ненадежных каналов связи. Он получит настоящее «цифровое шоссе», во многом превосходящее линии связи в других регионах страны.

В целом, цифровизация Арктики и трассы Северного морского пути позволит развивать другие важнейшие проекты в этих удаленных районах, с опорой на надежную и современную связь.

Кстати, в Википедии я прочитал о сюжете кинодрамы «Левиафан» и теперь точно скажу, что смотреть фильм меня не тянет. Я не люблю современный кинематограф за обилие насилия и торжество хамства и беззакония.

Судите сами.

Главный герой, автослесарь Николай Сергеев, живёт вместе с женой Лилией и сыном от первой жены Романом в маленьком приморском городке Прибрежном, в доме на берегу небольшой бухты, куда порой заплывают киты. Николай поддерживает приятельские отношения с местным  полицейским  Поливановым и его супругой, а также с подполковником ДПС  Дегтярёвым (Степаныч), которому он периодически чинит бесплатно его старенькую «Ниву».

Когда коррумпированный мэр города Вадим Шелевят пытается изъять практически всё имущество Николая — дом, автомастерскую и его собственные земли, установив выкупную сумму в 639 тысяч рублей (которая не позволяет приобрести жильё в городе), главный герой прибегает к помощи старого армейского друга Дмитрия Селезнёва, ныне уважаемого  столичного адвоката. После того, как суд во второй раз выносит решение в пользу мэра, Дмитрий определяет единственный способ борьбы с политиком  — найти на него компромат.

Вечером после второго суда, когда Николай и Дмитрий обсуждают, что делать дальше, к Николаю приезжает пьяный мэр, оскорбляя его («У тебя никогда никаких прав не было, нет и не будет!»). На следующий день друзья решают воспользоваться этим вторжением и пишут заявление в полицию, однако в итоге в полиции задерживают Николая, который начинает возмущаться тем, что полицейские не хотят принимать такое заявление. Дальнейшие попытки отдать заявление также ни к чему не приводят — в прокуратуре и суде не оказывается на месте уполномоченных людей. Лилия пытается выручить Николая через своих знакомых сотрудников ДПС, обращаясь к жене Поливанова.

Дмитрий идёт на встречу с мэром один. Предъявив мэру папку с компроматом, суть которого в фильме не раскрывается, и,  намекая на знакомство с влиятельным московским политиком Костровым («членом Комитета»), Дмитрий требует у него выплатить Николаю в качестве справедливой компенсации сумму, рассчитанную независимым оценщиком (3,5 миллиона рублей). После встречи у мэра Дмитрий с Лилией обедают в гостинице; в тот момент, когда Николая отпускают из полиции, Лилия изменяет ему с Дмитрием в его гостиничном номере.

Через несколько дней Николай с семьёй и друзьями едет по приглашению Степаныча на пикник с шашлыком, выпивкой и стрельбой по бутылкам, во время которого сын Поливановых Виктор рассказывает остальным, как «тот красивый дядя (как оказывается — Дмитрий) в кустах душит тётю Лилю». Между мужчинами на пикнике завязывается драка, пикник преждевременно сворачивается. Лилия отвозит побитого Дмитрия в гостиницу, между ними происходит объяснение, и в итоге она возвращается к Николаю, который сидит дома и выпивает с Поливановыми.

Мэр серьёзно напуган предъявленным ему компроматом, однако, посовещавшись с местными правоохранителями (судья, прокурор и начальник полиции), наведя справки об адвокате и заручившись моральной поддержкой местного архиерея, решает не идти на поводу у шантажиста, а заманивает его в безлюдное место, где вместе со своими подручными избивает Дмитрия и угрожает ему убийством.

После случая на пикнике и угроз от мэра Дмитрий уезжает в Москву, а Николай прощает Лилию. Однако Роман обвиняет Лилию в том, что она виновата во всём произошедшем, и требует, чтобы она ушла из семьи. На следующее утро Лилия выходит из дома и на берегу бухты видит ныряющего кита. В тот день она не приходит на работу и не отвечает на звонки. Вскоре её обнаруживают погибшей при невыясненных обстоятельствах.

Далее зрителю даются явные отсылки к истории библейского персонажа Иова — убитый горем и изрядно подвыпивший Николай встречает в магазине местного священника отца Василия и задаёт ему вызывающие вопросы: «Ну и чё, где твой … Бог, … милосердный? […] Если я стану в храме поклоны бить — может, жена моя воскреснет?», на что тот отвечает: «Не знаю, пути Господни неисповедимы…» — и излагает отрывок из Книги Иова (Иов. 40:20) попутно сравнив злоключения Николая со страданиями Иова.

Николая арестовывают по подозрению в убийстве собственной супруги, а его дом разрушают экскаватором. Ряд улик (включая молоток, которым якобы был нанесён удар Лилии, впоследствии обнаруженный в доме Николая, и показания Поливановых, ставших свидетелями событий на пикнике), по мнению следователя, указывают на вину Николая. Суд признаёт Сергеева виновным и приговаривает его к 15 годам лишения свободы, а Романа берут под опеку супруги Поливановы. Мэр, узнав про приговор, выражает явное удовлетворение — «будет знать, на кого залупаться».

В финале фильма тот самый архиерей в большом храме, построенном на месте снесённого дома Николая, в присутствии самого мэра и других высокопоставленных гостей, обращается с проповедью об истине и правде, а Шелевят наклоняется к своему сыну и, показывая на икону Иисуса Христа, говорит: «Это наш Господь, он всё видит».