Чёрная икра и бриллианты

Владимир Пеганов
1
   Лето 1969 года. У меня отпуск. Осенью мне предстоит отправиться служить в армию. В военкомате сказали, что документы пришли и мне присвоено звание лейтенанта. И теперь я не младший лейтенант после института с военной кафедрой, а настоящий.

   Чем занять эти два месяца? И, после некоторых раздумий, у меня возникла мысль – а не слетать ли нам денька на три-четыре вместе с дочкой в Мирный. Там живёт и работает дядя моей жены. Зовут его Виктор Сергеевич. Он инженер-проектировщик.

   Мирный – это небольшой городок в Якутии на вечной мерзлоте, где добывают алмазы.
   Решение принимается быстро, билеты покупаем без хлопот, собираемся и летим над таёжными просторами.
   Самолёт АН-10 приземляется, нас встречают и везут в город.
 
   Многое удивило: дома на сваях, водопровод над землёй по столбам в трубах покрытых утеплителем, туалеты во дворах. Асфальт не видно. Людей встретишь редко, многие на работе, а детей в это летнее время отправили на «материк». Но есть магазины, баня и прочие блага цивилизации.

   Теперь чуть ближе к чёрной икре.
   Вечером в пятницу на каком-то грузовике отправляемся на природу – на Вилюй.
С нами были ещё двое, это муж с женой - сослуживцы Виктора Сергеевича.

   На берегу готовим резиновые лодки, и я невольно обращаю внимание на старух- якуток, сидящих на бревне. Они с каким-то особым звуком, похожим на беспрервное причмокивание, курят короткие трубки.
 
    Переправились, поставили палатку, подготовили место для костра и стали думать, чем бы заняться.
    - А давайте-ка сеть поставим. – И Анатолий, сослуживец Виктора Сергеевича, достал из рюкзака браконьерский инструмент.

    Завезли на лодке конец сети и с привязанным камнем опустили в холодную коричневатую воду. Второй конец закрепили на берегу.

    Вечер, тепло, но время к одиннадцати, а кругом светло – белые ночи. Чай с дымком костра и лёгкий ужин. Мы укладываемся в палатке.

    Утром погода изменилась. Стало пасмурно, и минут десять сыпал мелкий снежок.
    -Это нормально для здешних мест. Отсюда до Полярного круга всего-то четыре сотни вёрст. – Произнёс Анатолий. – Скоро солнышко выглянет и станет жарко. Загорать будем! А сейчас надо сеть вытащить и посмотреть, какие там подарки.

   В сетке запутался таймень. По сибирским меркам - так себе, килограмма четыре. Но это таймень, а таймень – рыба красная.
   -Будем уху варить! – Заявили женщины и стали готовить всё необходимое.
   -Смотрите-ка! Да у него икра, но какая-то мелкая и серая, почти чёрная.
   -Она у тайменя и должна быть чёрной, он же семейства этих самых... как их там... короче - ценная рыба. Очень ценная!
 
    Виктор Сергеевич некоторое время колдовал с икрой, и в итоге получилась почти полная   чашка. Посолили  и стали ждать.
    -По маленькой ложке всем достанется. Когда-нибудь вспоминать станете, как на Вилюе чёрную икру трескали. Достаньте-ка фотоаппарат…


2
    В воскресенье вечером вернулись домой, а в понедельник Виктор Сергеевич пригласил в гости молодую пару симпатичных людей – начинающих специалистов. Они работали вместе с ним и только что прилетели из Москвы осваивать богатейшие земли Якутии.

    За разговорами и умеренным потреблением перцовки (других напитков в Мирном не продавали) время подошло к полуночи.

    Дочка уже спала, и мы с женой пошли провожать гостей. Навстречу нам по дороге медленно ползли тяжело гружённые кимберлитом самосвалы.

    -И куда всё это везут?
    -На обогатительную фабрику. Там всё это размалывают и извлекают алмазы.
    -Так просто?
    -А что сложного, это же окаменевшая глина. А в ней и алмазы, и пиропы, и много ещё чего.
 
    -Так что же? Я вот возьму кусок, принесу домой и… могу найти в этаком куске алмаз?
    -Хоть сейчас! – Наши спутники рассмеялись.

     За разговорами мы незаметно подошли к тому самому месту, откуда один за другим из глубокой воронки по спирали выползали тяжёлые самосвалы, везущие в своём кузове тонны породы и граммы нужных стране алмазов.
 
     Ах, какой соблазн! Поднять с дороги камень, принести домой и втихаря наковырять алмазов. И этот безрассудный, почти детский азарт заставил меня поднять очередной свалившийся с переполненного самосвала кусок кимберлита, величиной с большой кухонный чайник, завернуть в грязную затоптанную на обочине газету и, как великую драгоценность, прижать к груди.


     Дома все спят. На кухонном столе молоточком, стараясь не создавать шума, я откалываю маленькие кусочки и тщательно их осматриваю – нет ли в них алмаза. Камешки разного цвета и величины вызывают у меня вопросы. Вспоминаю, что алмазы бывают не только для ювелирных целей, но и для технических, для различных режущих инструментов. Но как узнать, алмаз ли это? Вспомнил, что алмазами режут стекло. Совсем не важно, какой алмаз, главное, что он режет стекло. И я тут же стал пробовать камешки на оконном стекле.

     За этими постукиваниями, царапаньем оконного стекла меня и застал проснувшийся Виктор Сергеевич.

     -Ты что!? У меня за этой стеной чекист живёт. Знаешь, чем дело может обернуться? Немедленно прекрати! Это же покушение на социалистическую собственность. Знаешь, какая статья?..  Вот ведро для мусора, понял? Немедленно всё туда, а я по дороге на работу отнесу куда надо…

      Пришлось подчиниться и идти спать.
      Я лежал с закрытыми глазами и всё думал, думал…
      «А ведь там есть алмаз! Точно знаю, есть! Чистейшей воды алмаз! Бриллиант! Эх, не дал мне Виктор Сергеевич стать миллионером».