Два эрмитажных портрета кисти А. Г. Варнека

Владимир Варнек
1. Портрет Владимира Степановича Апраксина.Х.м. 62,8х48,7. Ноябрь 1812.
2. Портрет Александра Павловича Строганова. Х.м. 60,5х46,5. Февраль-март 1812.

Сведения о двух указанных выше портретах впервые появились в Списке произведений художника А.Г. Варнека, опубликованном в Отечественных записках   критиком Каменским  в следующей формулировке: «портреты графа Александра Павловича Строганова, свиты его величества обер-офицера и В.С. Апраксина, свиты его величества обер-офицера, поясные, написаны для княгини Натальи Петровны Голицыной» [1]. 

Спустя 146 лет названия данных портретов с аннотациями к ним появились в Списке произведений А.Г. Варнека, приложенном к монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству художника-портретиста.  Выглядят соответствующие фрагменты так:

«103. Портрет Александра Павловича Строганова. [А.П. Строганов (1795 – 1814), сын Павла Александровича Строганова и Софьи Владимировны Голицыной. <…>. В 1813 г. уехал с отцом в армию в Германию, где трагически погиб в 1814 году. Ок 1815. Собр.: местонахождение неизвестно. Портрет был написан для его бабки, по всей вероятности, посмертно]».

«104. Портрет Владимира Степановича Апраксина (1796 – 1833). [В.С. Апраксин. Ок. 1815. Собр.: местонахождение неизвестно. Написан для княгини Н.П. Голицыной, его бабки. В.С. Апраксин так же, как и его двоюродный брат, являлся ее внуком, будучи сыном дочери – Е.В. Голицыной]» [2].

Замечу для ясности, что портреты, приложенные к миниатюре, имеют другую очередность, чем названные выше,  просто из тех соображений, что данные портреты считаются парными, а модели на таких портретах должны быть изображены, все-таки, лицом друг к другу. Еще, не могу не обратить внимания на то, что «бабка» двоюродных братьев, названная так в монографии [2], является  «исторической» личностью, благодаря тому, что  А.С. Пушкин в повести «Пиковая дама» списал свою героиню, согласно преданию, с известной всему петербургскому обществу княгини Н.П. Голицыной [3].

Моя основная дальнейшая задача – рассказать о загадках портретов, которые были разгаданы российским искусствоведом Ю.Ю. Гудыменко в его труднодоступной для простых читателей публикации [4], но не могу не рассказать вначале о печальных судьбах двух запечатленных на портретах молодых людей, рано ушедших из жизни.

Строганов Александр Павлович (1794-1814) – граф, подпоручик Генерального штаба (1813 год). Родился 17 июня 1794 года в селе Братцево Московского уезда в семье графа Павла Александровича Строганова (1774-1817) и его супруги Софьи Владимировны Голицыной (1775-1845), образование получил в Училище колонновожатых, откуда в январе 1812 года определён в Свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части с чином прапорщика. В августе 1813 года – подпоручик, в начале 1814 года присоединился к действующей армии в Германии, а 23 февраля 1814 года был убит в сражении при Краоне в возрасте 19 лет: неприятельским ядром ему снесло голову.

Потрясённый гибелью единственного сына генерал Павел Строганов, командовавший в сражении дивизией русских войск,  передал команду генерал-лейтенанту Михаилу Семёновичу Воронцову, которому и достались лавры победителя при Краоне – этот эпизод отображён Александром Сергеевичем Пушкиным в черновой рукописи VI-й главы «Евгения Онегина»:

«Но если жница роковая,
окровавленная, слепая,
в огне, в дыму – в глазах отца
сразит залётного птенца!
О страх! О горькое мгновенье!
О Строганов, когда твой сын
упал, сражён, и ты один.
Забыл ты славу и сраженье
и предал славе ты чужой
успех, ободренный тобой».

Тело погибшего сына было  привезено отцом в Санкт- Петербург и похоронено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой деда, графа Александра Сергеевича Строганова (1733 – 1811), бывшего президента Императорской академии художеств. Смерть молодого Строганова необычайно взволновала современников. Что же касается его отца, то он уже не смог оправиться от этого удара и, уйдя в отставку, через три года умер [5].

Апраксин Владимир Степанович (1796 – 1833) – граф, генерал-майор Свиты Его Императорского Величества. Родился 13 ноября 1796 года в Санкт-Петербурге в семье генерала от кавалерии Степана Степановича Апраксина (1747 – 1827) и его супруги княжны Екатерины Владимировны Голицыной (1767-1854). Воспитывался под руководством своей бабушки Натальи Петровны Голицыной (1741-1837), а образование получил в Школе колонновожатых, откуда 15 сентября 1811 года был выпущен на военную службу с назначением в Свиту Его Величества по квартирмейстерской части. 

6 января 1812 года – прапорщик, принимал участие в боевых действиях Отечественной войны 1812 года, состоял при кирасирском корпусе, которым командовал его дядя генерал-лейтенант князь Дмитрий Владимирович Голицын (1771-1844). В ходе Заграничных походов русской армии 1813-1814 годов отличился в сражениях при Дрездене, Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, и при взятии Парижа. В феврале 1814 года – подпоручик, а к 1831 году дослужился до чина  генерал-майора с зачислением в Свиту Его Императорского Величества [5].   

Владимир Степанович был крупным помещиком, имея более 12 тысяч душ крепостных. Это огромное состояние ему досталось от будучи обремененного долгами расточительного отца. Для их уплаты пришлось продать несколько мелких имений, дома в Петербурге и Москве. Вскоре, приведя свои дела в порядок, Апраксин сделал много пользы крестьянам, особенно в Брасовском имении Орловской губернии, где у него было 7 тысяч крепостных. В частности, он упразднил все сборы коноплей, холстами и т. п., а также устроил школу, откуда вышли отличные служащие по имению.

Летом 1833 года Владимир Апраксин был в Курске. Как сообщают архивные документы, после прогулки 29 июня в «публичном городском саду» вернувшись к себе, он почувствовал сильную жажду: То, что не удалось пулям и штыкам, оказалось по силе распространившейся в это время в Курской губернии эпидемии холеры. Уже 1 июля он скончался. Тело покойного генерала из Курска перевезли в Москву, где и похоронили в Новодевичьем монастыре. Все его подчиненные, знакомые, слуги горько оплакивали столь преждевременную смерть 36-летнего генерала [6].

После такого введения переключимся на портреты молодых людей работы А.Г. Варнека, местонахождение которых в течение примерно еще 20 - ти лет после опубликования монографии В.С. Турчина оставалось неизвестным. А установил это местонахождение искусствовед Ю.Ю. Гудыменко, «обнаружив» портреты в запасниках Государственного Эрмитажа. Точнее, установил он не само местонахождение портретов, а имя художника их написавшего, которое за многолетнюю историю их бытования было забыто [4]. 

А произошло это во многом как по вине художника А.Г. Варнека, очень редко ставившего подпись на своих портретах, а также и конференц-секретаря ИАХ А.Ф. Лабзина  с 1799 по 1818 гг., готовившего ежегодные академические отчеты, содержащие сведения о работах художников-педагогов Академии. Так в Отчеты за 1810-й и 1811-й гг. он включил сведения о семи портретах, выполненных Варнеком в 1810-ом году и десяти  портретах, выполненных им в 1811 году. А в отчете за 1812-й год таких сведений о работах Варнека у него почему-то не оказалось, и было cказано лишь, что «академик г. Варник (так писалась тогда его фамилия) отличается искусною кистью в портретной живописи [7].

В результате в академическом отчете за этот год не оказалось ни «Трубадура» [8], ни портретов А.П. Строганова и В.. Апраксина, выполненных, соответственно, в феврале-марте 1812 г. и в ноябре 1812 г., как это установил Ю.Ю. Гудыменко в своей публикации [4]. Сделал он это «просто» на основании тщательного анализа надписей на оборотах холстов двух портретов. 

Что же касается авторства данных портретов, то для его установления потребовалось провести так называемое технико-технологическое исследование изображений с использованием рентгеновских лучей, путем тщательного сопоставления рентгенограмм обсуждаемых портретов и эталонных портретов А.Г. Варнека. В результате были получены убедительные доказательства в пользу его авторства. 

Не следует забывать при этом, что не последнюю роль в данной диагностике сыграл и Список Каменского, свидетельствующий о том, что портреты двоюродных братьев из семейств Строгановых и Апраксиных «Варник» писал, в принципе. Но имеется еще одно доказательство авторства художника, отмеченное косвенно в статье Гудыменко, который сообщил в ней, что обсуждаемые портреты попали в Эрмитаж из имения графов Строгановых «Марьино» под Новгородом.

Об этом есть соответствующая запись в книге поступлений Отдела русской культуры ГЭ, а на подрамнике портрета Строганова имеется карандашная надпись «Марьино».

Поскольку же портреты внуков Натальи Петровны хранились до начала 1840 гг. именно здесь, то очевидно, что именно эти портреты, заказанные  их «бабкой» Александру Варнеку, оказались в Эрмитаже [4]. В результате благодаря работе специалистов-искусствоведов, в собрании Государственного Эрмитажа оказалось в настоящее время шесть портретов работы  А.Г. Варнека, местонахождение которых ранее считалось неизвестным, либо неизвестными были сами работы художника [9].

Перечень данных произведений дается ниже. 
115. Портрет В.С. Апраксина. Х.м. 62,8х48,7. 1812. С. 101.
116. Портрет А.П. Строганова. Х.м. 60,5х46,5. 1812. С.101.
117. Портрет неизвестной. Х.м. 102,5х81. Ок. 1817-1819. С.102.
118. Портрет Н.С. Мордвинова. Х.м. 67,5х55. 1810-е. С.102.
119. Портрет митрополита Серафима. Х.м. 72,5х67.Ок. 1821-1823. С.102.
120. Швея. Х.м. 38х28,5. 1841. С.102.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985.
3. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. 392 портрета. Захаров. М. 2001.С. 417.
4. Гудыменко Ю.Ю. Портреты Александра Строганова и Владимира Апраксина работы А.Г. Варнека. Сообщения Эрмитажа. Выпуск LXII. СПб., Славия. 2006. С. 44 – 49. 
5. Строганов Александр Павлович (1794-1814) и Апраксин Владимир Степанович (1796 – 1833). Сайт «Наполеон и революция».
6. Ю. Озеров. Сраженный холерой. http://old-kursk.ru/people/apraksin.html   
7. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с. 
 8. Владимир Варнек.   Трубадур. Портрет ученика А. Г. Варнека – Проза.ру, миниатюры, 09.08.2021г.
9. Гудыменко Ю.Ю. Русская живопись XIX века. Государственный Эрмитаж.Каталог русского искусства.2017г.   

15.08.2021.