Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 136

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)



И ВИНОКУРЕН РЯД…

По образцу и подобию лядненского бровара создавались и открывались алкогольные производства на периферии. Если рассматривать смысл слова «чашник» применительно к церковным делам, то в монастырях – это «монах, заведующий погребом, напитками». Монахини-бернардинки, владея Лепельским имением, собственных винокурен не имели, но закрывали глаза на деятельность плебана, развернувшего броварное хозяйство в Лядненском околотке.

Питейный бум охватывал окрестности, вовлекая новых лиц. Мечты о Солнечном городе, воспетом Кампанеллой, таяли на глазах. Флорентийская цель – объединить всех живущих молитвенными домами и религиозными проповедями, подменялась широким предложением допинговых средств.

Российская империя, присоединив земли, процесс не остановила, наоборот, он принял еще больший размах. Содействовала индустриализация. Бернардинские земли использовались для прокладки соединительных каналов, строительства шлюзов и плотин. А пред панами открывались дополнительные возможности наращивать прибыль и строить дворцы. Важный водный путь способствовал развитию инфраструктуры и продвигал процессы капиталистического устройства. При этом питейные заведения становились не только источником навара, но и фактором сдерживания недовольства: крестьянин держался в узде. Ему предлагался широкий выбор «ласунков» - похмельной продукции в шинках и корчмах. Не надо было задумываться, кто хозяин на земле.

На винном горизонте замаячила беспроигрышная перспектива – развернуть спиртопроизводство с целью широких поставок в империю. Земельная собственность становилась нивой-инструментом, чтобы выращивать сырье для алкогольных изделий.

8 марта 1877 года динабургский уездный исправник Косачек рапортовал витебскому губернатору Ростовцеву: «Каждый крупный помещик, если у него в имении оказывалась местность – удобная для промышленности и торговли, старался образовать у себя местечко, для чего приглашал желающих поселиться, преимущественно евреев, давал им льготы на поселение… и когда образовывались местечки, назначал плату за постройки, учреждал налоги на право продажи вина, под названием препинация, и образовывался искусственный доход в некоторых местечках до пяти тысяч рублей в год».

Питейное ристалище шагало в ногу с индустриальным переделом. Появились профессии, требующие разрядки. Неимоверно тяжелым был труд сплавщиков леса - платогонов. Как правило, они жили в деревнях, но становились завязанными на услуги – протаскивание плотов по речным «дорогам», вывоз лесных богатств. Трудные условия побуждали прикладываться к рюмке. Сушились и отдыхали, принимая водку. Она не только снимала напряжение, но и успокаивала душу. «С горки на горку, даст барин на водку!» - одна из поговорок тех лет.

Междуречье превратилось в край виноделия и спиртосодержащего изобилия. В 1903 году Лепельский уезд вмещал 14 винокуренных заводов. Они перечислялись в статотчетах под номерами. В западной части – Меницкий №2, Жарский №60, Бельский №124, Вороньский №125, Пышнянский №148. Выделялся Бельский, расположенный в окрестностях иезуитского центра, на графских землях, и Губинский №9 – при бывшей монастырской обители.   

Восточная часть уезда была более насыщенной, это и понятно: там винодельческую структуру формировала «чаша» - улльская прибрежность.

Вдоль междуреченской «магистрали» расположились Меджицкий (Межицкий) №11, Сокоровский №29, Поульский №70, Алинпольский №117, Бочейковский №128, Иванский №130, Смолянецкий №134. И только чуть в стороне, ближе к Витебску, действовал Бешенковичский №97.

Не мудрено, что чашникский регион стал центром винодельческого промысла. Оттуда вышли именитые великокняжеские чашники и подчашие – представители радзивилловского клана. Там же объявился их последователь капиталистического толка – пан Володкович, по праву названный водочным королем.

(Продолжение следует).

На снимке: один из отрезков бывшего Веребского канала, протянутого по землям святомихальских монахинь.


15.08/21