Последний бой князя Довмонта

Виктор Федотов
    Увлекся историей города Пскова. С удовольствием читаю материалы Новгородской первой летописи младшего извода, псковской Повести о Довмонте, Старшей Ливонской рифмованной хроники. Впечатляет образ легендарного князя Довмонта (в крещении Тимофея). Князь-воин, не знавший поражений. Защитник северо-западных земель. О нем редко упоминается в современной отечественной истории. Это понятно. Инородец, иноверец, беглый Ливонской князь, избранный вечевым собранием на Псковское княжение и тридцать три года, до самой своей кончины, верой и правдой служивший народу. Его образ не вписывается в концепцию современной России. Как модно сейчас говорить - «не формат». Более того, многие военные подвиги князя и отдельные яркие эпизоды из его жизни, приписываются Александру Невскому.

    Такими были и такими мне представляются события более чем семисотлетней давности:

                Последний бой князя Довмонта.

    И было это в лето 6807-е (1299), месяца марта в 4 день.

    Тридцать лет минуло с того славного времени, как разбил Благоверный князь Довмонт со своею дружиной полки рыцарей немецких, что посмели напасть на богохранимый город Псков. Малыми силами выступил тогда князь против огромного войска тевтонского, осадившего Кром, и заставил их с позором бежать. А магистра их Отто фон Лютенберга вызвал князь Довмонт на поединок и ранил копьем в лицо. И запросили латиняне мира и поклялись впредь не чинить землям псковским разорения. Твердо вбил сие княже в память немецким рыцарям.

    Но забыли их внуки тот урок и слово о мире, перед Богом данное. Собрали они войско немалое и подошли изгоном под стены псковские. Разорили монастыри пригородные что на Снятой горе да на Мироже. Как звери дикие огнем и мечем предали смерти насельников, жен и детей малых, кои искали спасения за стенами монастырскими.

    Как тати бесовские вошли они ночью в посад, зажгли его и стали чинить там разбой и смерть сеять, пощады не ведая. Взялись за топоры и мечи мужи посадские и встали на защиту детей и жен. Много их было, но врагов еще больше. Ни один горожанин не отступил. Все смерть страшную приняли. И бросился люд посадский к стенам Крома, ища защиты от лютой смерти у Святой Троицы и дружины княжеской. Увидел это князь Довмонт с башни надворотной. И знал князь, что нельзя отворять врата, ибо ворвется враг в город вместе с народом посадским и тогда ничем его уже не остановишь. Во все времена во спасение города отдавался посад врагу. Но не таков был псковский князь Довмонт. Не мог он видеть как гибнут псковичи. И распахнулись врата и вылетела на врага дружина конная. Была она мала числом, но искусна воинами.

    Страшен бой ночной. Где свой, где чужой, кого рубить, кого защищать не ведаешь. Чуть помедлил дружинник, как вражье копье уже в бок ударило. Только то и в помощь малую - серая исподняя одежда, что на посадских людях, кои бежали в чем спали. А ор и плач стоял, что и слов не разберешь. И тогда зычно крикнул князь с ворот, чтобы читали православные символ веры молитву Господню «Отче наш». И услышали его псковичи, и смолкли крики людские. И раздались над полем боя слова к Богу обращенные.

    И шептала мать, прижимая к груди дите малое: - «… Да освятится имя Твое…».
 
    И громко вторил муж отбивая топором занесенное над ней копье вражье: - «…Да приидет царствие Твое…».

    И читал твердо дружинник княжий, накрест разя мечем немчина поганого – «… Да будет воля Твоя…».

    Кто со словом Божьим, тот в ворота крепостные входил, тот жив оставался, а кто слова Божьего не ведал, - тому смерть.

    Отогнали с Господней помощью врагов дружинники княжьи да мужи посадские, впустили в Кром людей псковских и сами вошли. А ворота накрепко затворили.

    – Аминь, - молвил Благоверный князь Довмонт и воздал хвалу Богу нашему и славным воинам своим. 

    А ворог поганый встал с ночи у Крома, желая осадой его в полон взять.

    Но не в привычку Благоверному князю Довмонту хорониться за стенами каменными и ждать выручки. Распахнулись по утру врата и вышел он конным впереди своей верной дружины. И дрогнул в страхе ворог при виде седобородого князя-богатыря, не ведавшего поражений. А было их числом всех три девяноста против полста сотен.
 
    Но ударила в набат Святая Троица и ответили ей все колокола Плесковские. И встали мужи завеличьевские да запсковские, поднялись как один мужи града окольного и града среднего.  А повёл их славный воин Иван Дорогомилович. И встал он об руку с Благоверным князем Довмонтом. А с реки Псковы поднялась рать судная, и своя и иноземная. И встали они ни веры, ни роду, ни племени не разбирая, а за Бога единого, детей малых, славный град Псков, и князя его бесстрашного.
 
    Мудр и опытен старый князь Довмонт. Знал он привычки вражьи. Ведал княже, что встал ворог на ночь на два лагеря. Один лагерь - рыцари вокруг магистрова шатра, а другой лагерь - кнехты, простые воины. И велел Благоверный князь мужам-ополченцам ударить на рыцарей, а сам с дружиной малою - на кнехтов и отсечь их от командиров. То и сделали.

     И бросился седовласый Довмонт на ворога аки лев на стадо овец. А сошлись они на берегу реки Псковы у церкви Петра и Павла. И была сеча злая, какой не видывал до селе славный город Псков.

     Дружно ударили мужи псковские по лагерю рыцарскому, да так скоро, и умело, что не успели дворяне божьи ни на коней сесть, ни в строй встать. Мало кто из них от позорного полона и бесславной смерти ушёл. И увидели кнехты, как рухнул шатёр магистров, как пали знамёна рыцарей. И была среди них смута и страх великий.
 
     И побили воины псковские полки немчинов поганых твердою рукою на вечный позор. А самого магистра вражьего ранили в голову. И гнали ворога вдоль Псковы-реки до болот Любятинских. Иных мечами посекли, иные утопли. А иные оружие наземь побросали и в полон пошли, устрашившись храбрости славного князя Довмонта и не ведавших страха мужей псковских. Слава коим, земной поклон и память наша во веки веков!


    Конечно земное бытие. Спустя два с половиной месяца, в двадцатый день мая отошёл ко Господу Благоверный князь Довмонт. Разное говорят: от ран ли полученных в том последнем бою, от старости ли, или от мора, пришедшего той весной, того мы не ведаем.

    Тридцать лет и три года по воле людской верой и правдой княжил он в Благословенном вольном Плескове-городе. Тридцать лет и три года, как недремлющий северный страж, оберегал он от врагов границы Руси. За то снискал он себе славу земную в народе, святость небесную у Господа, и вечный страх у врагов земли русской.

    А как умер славный Довмонт, была над Псковом туча великая. И слезно провожала князя вся земля Псковская и все люди ее. И меч княжеский возлежал на гробе.

    Поныне хранит город сей меч как символ военной доблести, верности и отваги.  И мерцает отблеск его клинка сквозь тьму веков, освещая нам день сегодняшний.



        Август 2021
        Псков, Золотая набережная