Власть

Роман Заблудший
         К власти Сашка относился неоднозначно. Будучи по характеру индивидуалистом, ему претила, как необходимость подчинения, так и верховенство над другими, хотя он спокойно воспринимал традиционное подчинение родителям, старшим и преподавателям. Уже в начальной школе, когда его назначили  командиром октябрятской звёздочки, он сначала обрадовался, а затем осознал, что властные полномочия сопряжены одновременно с ответственностью, поэтому не только не стремился к их занятию в дальнейшем, но и старался избежать их. Конечно властные полномочия по своей сути были фиктивными и основывались на сознании
одноклассников. Пройдя через пионерскую и комсомольскую организации, он уклонялся от занятия руководящих должностей, однако согласился возглавить комсомольскую организацию отдела КБ, в котором работал, предвидя неотвратимость назначения. Не имея "рычагов" управления, кроме уговоров и обещаний, он с трудом выполнял разнарядки, спускаемые вышестоящей организацией, и, когда он по достижению возраста вышел из организации, без сожаления покинул эту должность.
          Однажды Сашку назначили старшим бригады таких же как он работников КБ, направленных на подсобные работы, не испытывавших стремления к их выполнению. Сашка не видел другого способа инициации их активности, как личным примером. Получив разнарядку на выполнение работы, он первым приступал к её исполнению. Постепенно к нему "подтягивались" остальные.
          Однако жизнь диктует свои правила и карьерный рост поставил его во главе небольшой группы в КБ. Производственные отношения, в отличие от общественных, основанных на сознании, рассчитаны на подчинение и исполнение указаний. Здесь власть ощущается в большей степени, так как она сопровождается реальной возможностью управления, сохраняя ответственность за исполнение работ. Чувство власти уравновешивалось чувством ответственности.  Эту власть не возможно отождествлять с управлением машиной, "беспрекословно" выполняющей требования её владельца, которую можно сравнить лишь с неграниченной властью.
       Осознавая, что власть определяется данными или имеющимися полномочиями, позволяющими её реализовывать, Сашка был далек от мысли использования власти в личных целях, в том числе для удовлетворения своего честолюбия. Поэтому был крайне удивлен, когда во время учёбы проживая на квартире, он, придя с демонстрации, трансляция которой ещё продолжалась,  услышал от проживающего с ним в комнате товарища:
        - как, ты, считаешь, о чём сейчас думает Генеральный секретарь, приветствуя колонны демонстрантов?
        Сашка ответил, что не умеет "читать" чужие мысли.
       - А я полагаю, что он думает, какой он молодец, что заставил людей идти колоннами и приветствовать его!- высказал своё предположение товарищ.
         Зная усидчивость и упорство в учёбе товарища, его неожиданное откровение поразило Сашку своим цинизмом. Ему трудно было поверить в это и
он выразил глубокое сомнение в реальности предположения товарища.
          Проживая в заводском общежитии, его соседом по комнате был сын Председателя райисполкома одного из районов области. Иногда товарищ делился проблемами отца, ответственно относившегося к работе, перепроверяя сметы на производимые работы, используя для расчетов логарифмическую линейку, несмотря на предостережение сына, что это не допустимо в финансовых документах, пока не поплатился за это выговором. Однако два ордена Трудового Красного знамени  спасли его от отстранения с должности. Когда он достиг пенсионного возраста, то забеспокоился, что без него всё рухнет и заговорил о продолжении работы на занимаемой должности. Однако после заверений сына, что его опасения напрасны, он таки покинул свой пост.
         По всей вероятности чувство  незаменимости движет многими руководителями, укоренившихся во власти, не видящих  достойной замены себе и не желающих покидать властный трон. Хотя замена власти должна готовиться заранее, в случае желания сохранения преемственности власти, чтобы потом не искать способов её сохранения.