Почему Толстой и Достоевский являются еретиками?

Сергей Пациашвили
Нужно понимать, что христианство - это сложная религиозная организация, в которой есть свои правила легитимности, как и в любой организации. Обычно легитимность в религии выстраивается следующим образом: есть некоторый священный текст, Писание, которое все признают, и есть отцы церкви, которые на свой лад толковали это писание и были всеми признаны. Это есть в любой теологии. В исламе есть Коран, но если вы будете жить только по Корану, никто вас не будет считать мусульманином. Помимо Корана есть хадисы - комментарии к Корану, которые как раз и считаются главными императивами в жизни мусульманина. Комментарии эти написаны не самим пророком, а его учениками и учениками учеников. Тоже самое и в христианстве. Есть Писание, состоящие помимо прочего из Евангелий, написанных учениками и учениками учеников Христа. И есть учение отцов церкви, как Августин, Григорий Палама, Иоанн Дамаскин и многие остальные. Они написали объёмные комментарии к священному Писанию, потом все церковные иерархи собрались на Вселенском соборе и приняли эти комментарии в качестве канона. Поэтому легитимным христианством считается только то христианство, которое обращается к учению отцов церкви, которое тоже можно толковать по-разному, но пространство для манёвров здесь значительно меньше. Мартин Лютер, например, взялся толковать учение Августина на свой лад, за это католики отлучили Лютера от церкви. Но Лютер создал другую, вполне себе легитимную христианскую конфессию, потому что Лютер опирался на Вселенские соборы и учение отцов церкви. Все официальные конфессии, как православные, католики и протестанты - исходят из учения отцов церкви и признают его.

Из тех, кто называют себя христианами, возможны те, кто игнорируют учение отцов церкви и опираются напрямую на писание, как ариане или катары. Их называют еретиками. Так вот, посмотрим теперь на то, чему учили наши Толстой и Достоевский, а вместе с ними Соловьёв, Булгаков, Леонтьев, Бердяев и все, кого называют "русской философией". Сразу бросается в глаза, что все вышеперечисленные напрочь игнорировали учение отцов церкви, как будто его и не было. Они отсылались напрямую к Писанию и толковали его так, как им вздумается, причём каждый на свой лад. Леонтьеву вот понравилось откровение Иоанна Богослова, и он стал утверждать, что технический прогресс - это знамение Апокалипсиса, грядёт конец света. А Соловьёв вот считал, что главное в христианстве - это учение о бессмертии души и считал, что Христос отличается от Антихриста только тем, что Антихрист не может предложить людям бессмертие. Вот так вот. Во всём остальном Антихрист такой же хороший парень. Также и учение о Софии, которое так и не было принято православной церковью, поскольку это ну уже откровенная ересь. Ну и наши Толстой и Достоевский - еретики, каких ещё свет не видывал, Толстого за его ересь даже отлучили от церкви. Оба они были хилиастами, как и "русские философы", то есть верили, что человек сам, своими руками может построить царство Божье на земле. Хилиазм, кстати - это официально признанная ересь, он был осужден на Вселенском соборе именно как ересь. Так что остаётся только удивляться, что от церкви отлучили одного только Толстого, а Достоевского не тронули. А ведь было за что. То он напрямую отрицал учение отца церкви Августина о граде земном и граде Божьем, когда утверждал, что государство должно уподобиться церкви. То и вовсе называл католичество антихристианством. В общем, ересь из ересей. А значит, это и вовсе не христианство, стало быть, никакой самобытной христианской мысли в России не было, была лишь художественная литература, которая цитировала Писание. Но мало ли что цитируют писатели в своих книгах, понятно, что их интерпретации - это не более чем художественный вымысел.

Понятно, что наши еретики, также как и христиане признавали запрет абортов и эвтаназии - главное христианское табу. Но христиане понимают, что это табу может привести к перенаселению, поэтому проповедуют аскетизм, половое воздержание, создают работные дома, как в своё время в Англии. А наши еретики всё это обзывали сатанизмом и считали, что человеку нужно плодиться и размножаться, сколько душе угодно, не беспокоясь о разорении природы. Типичная китайщина.