Пик Ленина 7134

Геннадий Копытов
"7134" - это не просто высота горы в метрах над уровнем моря - это, как код единства и сродства, и высотной помазанности Богом, логин для входа в единый альпиниский эгрегор...

Мой горный брат - Юрий Иванович вдруг пропал.
Как-то вот так, неожиданно.
Пропал из моего телефона. Неделю не выходит на связь.
Не знаю, что думать, у кого спросить...

Он сейчас на Памире (два года готовился он к этой экспедиции) и видимо, должен сейчас карабкаться по крутым горным тропам и ледникам на пик имени Ленина. Да, того самого, Владимира Ильича - вождя русского пролетариата...

7134 метров над уровнем моря. По мне, так-то, высота запредельная! А ему - ничего, хоть бы что, и Юрваныч лезет.

Местные называют эту вершину по-своему, но мы знаем её именно, как пик Ленина! На нём бронзовый бюстик Ильича. Что было раньше: название или бюст? Не суть важно...Вот где-то там Иваныч ползет вдоль ледовых трещин, зарубаясь тяжеленным советским ледорубом, к бюсту, чтобы его погладить по заполированной бронзовой лысинке промороженной рукавицей...
Нет, не только за-ради новой вершины. У него есть и другая, более серьезная такая цель...

Базовый лагерь по пути на пик Ленина на высоте 3600 метров. Там сразу первая и вторая ночь...

Юрваныч заставил себя провести в мае акклиматизационную вылазку на Эльбрус. Я узнал случайно и прицепился к нему. Мне с ним интересно,и страшно. Страшно, что он готов себя изматывать ночевками на 3700 с минимальной адаптацией. Прямо на второй день. Говорит, что "там" его инструктор Гриша жалеть не будет и сразу же на огромную высоту с ночевкой закинет. Он бегает два года за Гришей, зная, что он водит группы на пик Ленина. В прошлом году из-за пандемии Памир был закрыт,но Иваныч сходил с Гришей, для более плотного знакомства, на Эльбрус с запада. Ничего себе такой разминочный жёсткий 3б ледово-скальный маршрутец! Через скалу Утюг, один из самых сложных на Эльбрус!!!
Сейчас он стремится провести, как можно больше ночей на близкой к 3600 высоте и зайти, как можно выше. И всё это Иваныч делает сам, никто его не заставляет, не гонит, кроме страха синдрома Да Коста на высотных ночевках....

Мы гуляем пешком от Азау, и в первый же день, набираем за 3 часа 700 вертикальных метров, до станции Кругозор. с 2300 до 3000 м. Но Иванычу это "не круто"! "Там будет еще жёщщще! "- сокрушается он. А мы-то с ним, всю ночь,эээ, "не спамши":он в "литаке", а я в "басе" зависамши. Не знаю, кто-то вообще может спать в автобусе сидя, или на аэровокзале Шереметьево...

Бросили рюкзаки, даже не в своём номере и заползли на снежный раскисший склон. Без кошек... Ох, как скользко, неловко, противно!
Еще на нас мычат, что мы склон перекрыли, неуверенно катающиеся бараны на горных лыжах. Парочка их распласталась прямо перед нами и один под нами, когда мы срезали крутой поворот свободным лазанием по скальному ребру. Думали лыжник не встанет. Но, обошлось...

Еле доползли, то есть я еле дополз. Порывался отдохнуть и напитаться чаем в неработающем кафе, круглом с коническим шатром, как мини
-цирке...

На второй день до 4100 доползи. "Дизель хата» на месте сгоревшего "Приюта 11" стоит. Выше на 50 метров рыжая скала – мемориал с табличками.

Но Иванычу и этого мало. Ему надо выше и поспать там. Пару ночей. Желательно больше, но он ограничен по времени отпуска и майских праздников.

В первый же день, забредая по колени в сыром снегу на "Кругозор", я промочил ноги из-за треккинговых ботинок. Они были драными и старыми.
Поэтому я заболеваю на целый один день, а Иваныч собирается ночевать на 3700 один, в частном приюте...

Всю ночь пурга заметала Азау и горы.
Стоянка машин перед нашей гостиницей завалена снежищем... Перед этим казалось, что мы живем в лете. Вершины белые, а в поселке солнце, чистый асфальт и изумрудные сосны. По вечерам прогулки по четырехкилометровой экологической тропе, через горный лес, вдоль реки Баксан. Тепло и инопланетно красочно...
А сегодняшнее утро нас закинуло в глубокую зиму...

Утром на завтраке запоминаю где молодые и красивые девчатки сидят, на каких этажах живут, прикидываю с кем завечерять. Тю, та ни, в теннис настольный (ну, или подстольный) погонять. В вестибюле стоит шикарный стол фирмы Donic Outdoor Galaxy, с сеткой, хрустящим шариком и двумя лысыми ракетками.

Иванычу обещаю, вроде, как серьезно:
-Если сегодня заночуешь на приюте, всенепременно приведу распутную какую-нить альпинистку или лыжницу…

Его эта тема злит.
-Только не на моей кровати! - ерепенится он:
–Купи нормальные новые ботинки! Себе и мне весь горный план ломаешь!
Он вздохнул и поперся в клубящийся снегопад на станцию канатной дороги.

Я купил в Терсколе пакет лекарств, в Азау все аптеки закрыты.
Праздник же - 9 мая!
Прыгал через бурлящие ледяные реки, которые текли по асфальту с горы.
Накидал терапию в себя, сверху два нержавеющих бокала горячего чаю.
Только дремать собрался, вваливается обмороженный Иваныч.
-Наверху, на ГараБаши пурга, метель, видимость десять метров. Народ стоит в очереди на канатку, чтобы вниз уехать. Я подумал, что могу потеряться в пурге и до приюта не дойти...

Вчера же мы с ним, спустившись с "Приюта 11",доходили до Приюта 3700. Основательно осмотрелись, отобедали в кафе на 2 этаже  и спустились вниз на старой кресельной канатке. На посадке Иваныч узнал какого-то альпа с огромным баулом, он здесь судействовал на весеннем Эльбрус-Райзе. Вместе они были на Памире, на горе Раздельной в 2019. Даже отмечали коньяком его(Иваныча) день рождения. Слишком велика земля для альпинистов, и слишком тесны горы, поэтому так много там знакомых, таких же, как и ты сам - сумашедших!!!

Юрий Иванович остался не доволен отсутствием ночевок на высоте и максимально набранной высотой - около 4300 м нум.
  Уверен, что наши сборы он посчитал провальными...

***

Пока Иваныч фунциклировал в моем телефоне, регулярно писал и скидывал фото с ослепительными горными видами, с его веселой обветренной рожицей и братьями-альпинистами, было обыденно и спокойно.

Я подстебывал его про девочек и иностранных туристов в группе. На что он раздраженно отвечал, что «у тебя все мысли только о бабах и выработано на подсознании, предвзято-негативное отношение ко всем иностранцам "...

Две недели его группа продвигалась вверх, ночуя в высотных лагерях. Потом радиальные выходы и забросы снаряжения в верхние лагеря.

Базовый лагерь-3600, первый лагерь-4300, второй-5400, третий-6100, четвёртый штурмовой-6400 метров над уровнем моря.

Группа вышла в третий лагерь, но спустилась из-за непогоды в базовый.
Юрка коротко отписался, что появилось окно и завтра они выходят, и пропал...

В это же самое время на две недели пропала (не выходила на связь) наша знакомая горная туристка из Краснодара Наташа (Док). Зная её чумачечий норов, жажду пробиться к цели любой ценой, начал беспокоиться и за неё. Написал в ОК её сестре. Но та, почему-то, на сайте давно не появлялась...

***

Из переписки:
Я:-Где ты?
Иваныч: - 6000 метров.
Я:-И как ты?..."Сковородку" прошли?
Иваныч:Живой...усталблинять...
Я:-Усталостьблять?...Самочувствие как?... Ты теперь для меня, как Ромка – наш Домбайский гид!!! (у него Чогори К-2 в копилке).
И.:-Это нас на автобусе с "Луковой поляны" везут, в буквы не попадаю...
Я:-Фигасе! Холодно? Жарко?
И.:-Фсяко...
Я:-Спишь ночью?
И.:-Бывает. 5400…

Прикреплено видео на 30 секунд. Крутой снежный склон, ветер ревет, сметает радужный остро-искрящийся солнечный снег с обрыва, рвет каркасные оранжевые палатки, закопанные по самый верх в снежный склон. Солнце восьмиконечной звездой, крутящейся в колкой оснеженной пыли,  режет глаза. Неуютное и тягучее видео…

Я:-Жесть. Метет сильно, ветрило!
Иваныч:-Две ночи на 5400. Дулоблять! Спу. Нормально спю.
Я:-Как дышится?
Иваныч:-Воздуха временами не хватает, ну дык…
Я:-О, и я про это же!

Иваныч:-Мы на Раздельную (гора на маршруте к пику) из-за погоды не дошли. 6000. А должна была быть ночевка, а там теперь от 1 до 2 ночей… Целый ледник Кхумбо образовался...

На прикрепленном фото – справа от скального склона рваный ледник, с огромными трещинами и вывернутыми ледяными глыбами. Вдоль склона зарубается альпинист в красной пуховке.

Я:-Вот это работа, вот это рельеф! Реально Кхумбу! Запредельно суровое и жёсткое восхождение! Ледопад, или так ледник разорван?
Иваныч:-Ледник порвало в этом году, как ледопад стал….
Я:-Как называется ледник?
Иваныч:-Никак. Просто Ледник...

Я:-Скока оксигинация?
Иваныч: В среднем 83-85... Мой гид говорит тебе спасибо, за моё умение работать на снежно-ледовых просторах.
Я:-За какие?
Иваныч:-За стабильные…
Я:-Ты сам с усам! Хороший ученик, внимательный и опыта куча…
Забыл спросить: Ты крест взял, несешь? На установку...
Иваныч:-Крест с нами…
Я:-Отлично! Сколько по времени вам ещё? Приблизительно? Вы в каком лагере? Не внизу?
Иваныч:-Это лагерь 4700.

Прикреплены фото с космическими горными видами. Цепочка альпинистов на фоне горы и и кипящего солнцем голубого неба…
И.:-И второй лагерь с 5500.
На этом фото десяток рыжих палаток в котловине уныло заметает метель…

Я:-Ох, какие виды головокружительные, на фоне горного неба!!! У вас там холодно, а тут кипит броня!!! (в городе +34 Цельсия)… Иваныч, брат! Умоляю тебя, не ушатайся!!! Ты нам нужен… Да,чё уж там… мне нужен!
Иваныч:-Жаль, брат, нет тебя рядом…
Я:-И мне… Ты бы меня уже тащил волоком на такой высоте!!!
Я:-Дофига народу в лагере!
Иваныч:-Ну дык, дурных братьев и сестёр!

Иваныч:-Прошу всех вас. Тебя,близких твоих, друзей,Наташку. Молитесь за меня.Это реальная просьба!
Я:-Задачу принял! Обязательно!!!
Иваныч:-А как мы будем уходить в первый лагерь и на штурм, я отпишусь...

Я:-А, мне можно за тебя просить? Я же - язычник…
Иваныч:-Думаю, да. Все равно ты просишь Его...
Я:-Да, наверное…

17.07.21

На фото землистые осыпные склоны, без снега. По ущелью бегут с веселыми пенными бурунами не замерзшие реки.
Я:-Привет, Иваныч! Пошли вниз? Как будто на равнину выходите.
Иваныч:-Мы пока болтаемся рядом с базой. Ждём погоду
Я:-На 5400?
Иваныч:-На 3600…
Я:-На такой высоте выспаться, отдохнуть и надышаться можешь?
Иваныч:-Да, вполне. Уже привык...
Я:-Две недели ты уже на высоте?
Иваныч:-Да. Почти не ощущается. Оно уже и на 5400 не чувствовалось. Хотя тяжёлая работа ощущалась двое суток...
Я:-На Эльбрус теперь забежишь за три часа с Гара-Баши?
И.:-Вряд ли забегу. Надо быть очень акклиматизированным конем!

На фото бодрая молодежь устанавливает металлический православный восьмиконечный крест. Растяжки тросовые натянуты сетками набитыми камнями. Сборную конструкцию креста из алюминия, разработал и реализовал сам Иваныч!
Я:-Это тот крест?
И.:-Да. Натурные полевые испытания.
Я:-На какой высоте? Ты собирался ставить на пике 7134!?
И.:-На базе, на 3600. Ребята должны знать как он собирается и крепится. Я могу не дойти… Ну лечь и не дойти...
Я:-Да??? Понял …
И.:-Знакомо?
Я:-А что написано на перекладине? На кресте."INRI"?
Иванович: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя»
Я:-Не из Евангелия… Откуда?
И.:-138 Псалом.
И ссылка на рассказ Юрваныча.
Я:-Красиво. Ещё раз перечитал про твоё прошлогоднее восхождение на Раздельную. Псалом прямо альпинистский получается. И очень жизненный. Про нас... Глубже осмысление пришло, вдруг. Словно там вместе с тобой был в тот момент!!!
И.:-Ну вот поэтому этот текст на перекладине.
Я:-Да, глубоко прочувствованно и задумка мощная с крестом. Стильный рассказ и очень красивый вышел. Крест стало быть всем, кто тогда упокоился под лавиной в лагере "Сковородка" на 5400 в июле 1990? (Тогда лавина накрыла 43 человека из 45 бывших в лагере! Двоих сбросило вниз на скалы и они выжили!)
И.:-Да…
Я:-У вас ещё неделя в запасе?
И.:-Я видимо ещё два дня брать буду
Я:-Есть окно в погоде?
И.:-Ориентировка на 24.07.2021.

Прикреплено фото: на фоне рваной ледовой расщелины по скрученным на концах лесенкам, в кошках вползает альпинист.
Я:-А лестницы стационарные стальные? Постоянно там?
И.:-Алюминий. Скрепленный скотчем.
Я:-С собой тащите? Или там стоят всегда?
И.:-Лестницы провешивают сотрудники. Ставят и стоят. Ходить нам через них ещё, как минимум, туда и сюда.

Я:-Наташка пропала…Не пишет.
И.:-Ну горы же...
Я:-Не знаю, она писала, что после 17 идет… Ни в ОК, ни трубу не берёт. Ты как сам?
И.:-Сидим в БЛ. Пока на Гору поднялась одна группа числа восьмого. Три бурята. И все! Был ещё какой-то обмороженный Словенец, но там целые спасы получились, и нет подтверждения вершины…

Я:-Мой руковод с которым в 14ом ходил на Эльбрус с севера, в 15 году писал, что они две недели там сидели э…, там же, где ты сейчас. Я в 15ом с ними не мог пойти...

19.07.2021

И.:-Завтра в первый лагерь на 4300, ну и дальше. Пошла подготовка к вершине
Я:-Есть движуха. С Богом, Брат! Думаю, что акклиматизация сейчас у тебя максимальная!
И.:Эмодзи–две крепко сжатые руки.
И.:-Нашёл Наталью?
Я:-Нет...

И все, от него больше ничего нет.
Пять дней тишина. Ни от кого нет вестей. Я нервничаю, давление толи от жары, толи от этих беспокойств вдруг подленько скачет…

Сестра Наташи отписалась в ОК, что известий нет, но должно быть все в порядке. Через день отписалась, и сама Натаха, что спустилась с горы. 11 дней не была на связи. Не проходил сигнал, потом сел аккумулятор...

25 июля вижу, что Иваныч появлялся в вотсапе, но ничего не отписал. Странно и жутковато.

Пишу сам.
Я:-Хай, Бро! Как, ты? Где? Натаха спустилась. Ждем только тебя.
Ответ на следующий день.
И.:-Здорова, бро!...
В соответствии с гимном "и вместо сердца пламенный мотор", мотор мне в этот раз был установлен на предел до 6500 метров. Он выдержал две ночёвки выше 6000 на 6100 и 6400, хреново, но выдержал, но набор высоты смог осуществить только до 6500. Далее резкий сброс высоты до 4400 (спасибо Грише, он меня все время сопровождал!). Что характерно, как только сбросил высоту до 5800 "мотор" завёлся и больше не сбоил.Таким образом вершины не достиг … Но группа крест установила!!!!!!

Я:-Главное, что живой!! Но 6500!!! Это запредельно!!!!
И.:-Возможно это главное!
Я:-А лекарства пил? Я боялся, что ты здоровье подорвешь!
И:-Пил… Если движок рассчитан на 6000, то никакими присадками высоты не повысить. Только смена принципа!!! Но цель выполнена, носители новых движков взлетели на 7134 метрофф и все выполнили … Умирать, Ген, страшно. Ты знаешь …
Две ночи за 6000...
На 6400 воздуха совсем не хватало. Оксигенация чуть за 60!!! Врал Грише, что 74! Не спал ни секунды. Дышалось только сидя. А ветер раздирал палатку... И минус жестокий…
Утром закусили кашей из пачки, еле запихнул в себя. Попили чай и в 7-00 вышли. Замёрз сразу. Плохая примета. Одет тепло, а мерзну.  Уже тогда понял, что не взлечу…
А за 6500, после польского креста, стали вырубаться ноги. Грише сказал, что возвращаюсь в палатку, он не пустил одного, было начал уговаривать отдохнуть и продолжить, но быстро перестал (потом узнал, что у меня зубы были в крови). Пока шли к палатке, он связался с начальником лагеря, Сувигой Владимиром Ивановичем, легенда альпинизма живая. Тот резко отдал команду спускать меня… До 3го лагеря на 6100 еле дошёл, там переход через седловину с набором в 100 метров. Думал помру. Рюкзак же тащил, спальники, коврики, пуховки. У Гриши своего ворох. Пришли в 3й на 6100, часть груза сбросили портерам. Попили колы, пошли... и бля, на 5800, когда встретили Абрамова( Александ Викторович - директор альпклуба "7 вершин"), я уже был, как огурец. Мотор запустился и больше не сбоил…
Отчитался...
"Старый стал. Говно стал...а молодой был, тоже говно был"!!!

Я:-Иваныч, слава Богу, жив, здоров, пишешь мне!!! Не важно про вершину, ну не твоя высота!
И.:-Мотор не тот поставили!!!Простой вентилятор внутреннего сгорания. Даже  нет турбо-наддува, как Ан24!!! Те тоже выше 6000 не летают...
Я: Но ты был на 6500!!! Это запредельно!!!!! Ты выше самолётов и Эльбруса!

Я:-Ты сейчас на 5800?
И.:-Неее, на 3600…
Я:-Как сейчас самочувствие?
И.:-Норм. Усталость. Но это понятно. 20 дней куячили!!!

Я:-Тебя не было на связи 5 дней! Натахи 11 дней!!!
И.:-Но до этого-то мы тут были...
Я:-Когда спуск?
И.:-Завтра трансфер в Ош. В ночь с 27 на 28 самолёт в Москву…
Я:-Кровь на зубах? Лёгкие?? Молились за тебя всей толпой!!!
И.:-Док предположил скачок давления. Лопнутые сосуды во рту…
Я :-Жесть какая-то! Слава, Богу, обошлось ртом…
И.:-Полагаю, гипертонический криз из-за предельной высоты. Сердце давлением пыталось обеспечить кислород мозгу. Пока лежал ещё так-сяк, как пошёл набор высоты мотор вышел в запредельные режимы… Спасибо Грише, Сувиге и всем, кто молился…

Я:-Ладно, мне стало чуть-чуть спокойнее…
И.:-Если бы Гриша меня просто положил в палатку... Если бы Сувига не дал команду на спуск... Меня сегодня бы снимали с горы в спальнике…
И.:-СУВИГА! Почитай о нем. Легендарный человечище! С Букреевым ходил!!! Глянь на "Вики"… Спасы с моим участием, слава Богу, получились достаточно простые, только сопровождение. Народ я не сильно напряг!

Я:-У тебя теперь море материала для записей. Такие люди, такие события…
И.:-Опять про себя… Как я сдыхал, да не сдох!? Главная тема то, что девять человек ни сном, ни духом о кресте не знали, приехали просто на вершину, а потом поставили его без меня и Гриши. Вот тема! И кажется с высотным альпинизмом все. Да хер с ним. С высотом …

Я:-Наверное… Сейчас так говоришь. Через месяц опять захочешь!
И.:-Ген, почему ты не хочешь понять, что главное был крест?
Я:-Я это понял!!!
И.:-Вот поэтому, если Господь не призовет на семитысячники, то никуда я не пойду...
Я:-Группа не сильно в обиде на тебя за дополнительную нагрузку?
И.:-Ещё не знаю. Я с ними ещё не виделся...
Группа не в обиде, группа счастлива!
Я:-Слава, Богу! Идея, которую давно ты согревал, реализована!!!
И.:-Да !!!

На фоне глубокого горного неба восемь веселых альпинистов рядом с установленным на вершине крестом. Чуть ниже креста, слева - бронзовый бюстик Ильича...

Я:-Ощущение, что и ребята гордятся своей работой!?
И.:-Конечно! Именно так…
Я:-Какие суровые, красивые и мощные люди!!! Откуда столько сил и здоровья?
И.:-Природа, тренировка, мотивация!
Я.:-Мне кажется у тебя мотивация запредельная была!? Всех неупокоенных под этим крестом осенить и упокоить…
И.:-Но не оказалось природы и высотного опыта. А ещё молодость, Ген, прошла... Вот есть у тебя, к примеру, мотивация, а сердце уже не работает. Бестолковое сердце, не слушается мотивации...

Я:-Не ругай его! Какое есть! Оно может обидеться. Оно отработало на сколько смогло!!! Спасибо ему!

И.:-Неееее, что его ругать, мы с ним до 6500 дошли. Мотивации оно не слушается.
Я:-Мотивация - вещь неопределенная, социокультурная, а сердце - просто физиология, и они могут порой не соотноситься. Не расстраивайся. Ты залез на полтора Эльбруса!!!!!!!!!

И:-Ген, я не расстраиваюсь. Как Он решил, так и вышло. Не моего ума дело-обсуждать решения Вышестоящего! Гордыни во мне много. Вот Господь жалеет меня, не даёт окончательно скурвиться. На вершины не пускает. Прикинь с каким апломбом бы я сейчас ехал, если бы ещё сам Крест поставил? Неправильные выводы бы делал. А так и дело сделано, и я вроде, как не самый главный...Любит Он нас бестолковых, потому какие могут быть неудовлетворенности?

Я:-Господь нас уважает! А за что не понятно...
И.:-И это обязательно. За образ… И как своих детей…
Я:-И мои не взятые вершины тому подтверждение… Да, моя гордыня тоже клокочет частенько, но я ее запихиваю на место, а Он мне напоминает…

Юрий Иваныч:-Мы не можем без напоминаний...


Копытов Г.Л.
15.08.2021г.