Детство. Автобиографическое

Константин Иванов 74
Последнее время было довольно много статей и мнений по поводу нашего детства. Вот и решил я вспомнить своё- советское. Моё детство- прошло в начале 80 х в Советском Союзе, в Эстонской Советской Социалистической Республике, в городе Таллин. Сразу скажу- у меня было счастливое детство. Началось оно с момента переезда в мои 7 лет- в 1981 м году, из коммуналки на Тарту мантее на улицу Маяка. Я был ребёнком болезненным, поэтому до семи лет один гулять почти не ходил. В силу этого в том дворе у меня друзей не было. Всё поменялось с переездом. Что вы- иметь собственную комнату в семь лет- это роскошь. Пусть я делил её с младшей сестрой, которая почти сразу после переезда и родилась, но это было круто. Родители жили в проходной- большой комнате. Эдакой спальне-гостиной. Кухня в 3 квадратных метра меня не смущала. С тех времён и до сих пор у меня осталась привычка держать ноги вверх во время еды или чтения. Места было так мало, что ноги упирались в косяк двери, а готовить на плите можно было не вставая со стула. Сидячая ванна, которую с большими усилиями, выдолбив стену, поменяли на обыкновенную. Счастье неописуемое. Но всё это фигня, по сравнению с тем, что меня ждало на улице. "Наших" было два двора, плюс двор яслей и детского сада, располагавшегося сразу за нашим двором. Довольно быстро, буквально в первые дни, я подружился с двумя мальчишками- Олегом и Димой- шести и четырёх лет, которые сразу обыграли меня в футбол. Было обидно, но с этого началось наше знакомство. С ними мы провели восемь шикарных лет. Футбол- нон стоп в любую погоду, кроме зимы, а иногда и зимой! Зимой- хоккей. В соседнем дворе была коробка с воротами, а позже и с баскетбольными кольцами. С утра и до ночи! Заходя периодически домой- отчитаться перед мамой. Крики- "Димка выходи!",  и " Костя- домой", разносились по всему двору. Двери не закрывались, пока кто-то из родителей был дома. В ножечки резались часами, оттачивая мастерство. Игра ножечками в кораблики- классика нашего двора. Солдатики- ещё одна моя страсть. В 82м мне подарили железную небольшую пушку, которая могла стрелять гильзами и всем что влезало в её дуло. И мы часами играли в песочнице, строя замки и крепости, а затем разрушая их. Прятки и казаки-разбойники во дворе детского сада по вечерам, когда уходили все воспитатели или на выходных, собирали целую толпу детей. Счастьем было найти мелочь. А ещё, мы поднимали поддоны перед киосками и таскали мелочь из грязи. Иногда набирался рубль, иногда меньше. И тогда! Разделив мелочь на всех, я бежал в магазин на Киллустику, где длинные полки открытых холодильников хранили запас томатного сока в трёхлитровых банках и салаки в жестяных круглых больших консервах, и покупал шоколадку " Кама", которую съедал за 3 минуты, по пути до дома... А какое счастье было купить апельсиновую жвачку, когда она появились. Или выиграть какую-нибудь заграничную вкусняшку в чешском луна парке, в те редкие моменты, когда он приезжал! Сдача бутылок превращалась в квест, когда трезвые и не очень "товарищи" пытались пролезть перед длиннющей очереди, а я десятилетний пацан стоял, боясь, что мне достанется. Но всё же, выгружая свои две авоськи с бутылками из-под молока и лимонада, был очень горд, что получил свои, заветные 3 рубля( это если 3х литровую банку ещё сдам, аж за 50 копеек), из которых мне достанется 20 копеек. Мы не хвастались друг перед другом, потому что мы все были из бедных семей. Но всё же Стасик, папа которого был моряком, иногда привозил жвачки с переводками или комиксами. И тогда мы передавали жвачку друг другу, пока вкус её не пропадал совсем. Дрались- да! Друг с другом, за правду! Двор на двор и район на район. А ещё ходили "бить" эстонцев- причём у нас были "свои" эстонцы, а у эстонцев были "свои" русские. Таких походов было немного, но они остались в памяти. Не могу обойти и криминал- он был. Маяка "славилось" своим криминалитетом в 80 х. Я видел последствия драк- с цепями и кастетами. Неоднократно "отгребал" от ребят постарше, то отнимут мяч, то мелочь, то пинка отвесят. Но! Те же ребята ВСЕГДА вступались за тебя, если кто-то чужой начинал до тебя докапываться. Причём- смертным боем. Видимо поэтому мы прощали все их выходки. После 1985-86 года всё закончилось. Афган, тюрьма или смерть (кого-то убили, кто-то умер от наркотиков)- не помню никого из тех 16-18 ти летних ребят, кто был в то время в наших дворах после 86 го. В 14-15 лет компания моя поменялась и мне уже было неинтересно проводить время во дворе. Но до сих пор, вспоминая моё "советское" прошлое, мне всегда на душе тепло и приятно. 
Мы были счастливы! Несмотря на относительную бедность и железные игрушки.
06.2018