Россия XIX века в лицах. 5. Серафим Саровский

Полина Ребенина
В то же время, что и декабристы, жил в России еще один замечательный человек, который во многом был их полной противоположностью. И след в памяти людской он оставил не меньший, а во много раз больший, чем эти воинствующие мятежники. Речь здесь пойдет о Серафиме Саровском.

Преподобный Серафим жил в очень сложное время, в чем-то похожее на наше. Главная похожесть того времени с нашим была в прозападных симпатиях большой части образованных русских людей, тех, кто являлись организующей и управляющей частью общества. В 19-м веке эти люди даже говорить по-русски толком не умели, а предпочитали изъясняться на французском. Так и в наше время считают они важным и необходимым знание английского, хотя объясняются все-таки на русском. Будущие декабристы, пройдясь по Европе в конце Отечественной войны 1812 года, и познакомившись с идеями европейских вольнодумцев, отказались от православного мироощущения и во главу угла поставили западные ценности. При этом считали они себя борцами за счастье народное и решили навязать обществу свои прозападные идеи путем военного переворота.

Святой Серафим ничего выдающегося как будто не сделал, не совершал он подвигов ради счастья народного, но имя его в истории России столь известно и почитаемо, что позавидовать этому могли бы многие известные писатели, художники, политические деятели. Он не пытался осчастливить ближних путем общественно-политических преобразований, а избрал дорогу духовного совершенствования.  Прежде чем преобразовывать мир, преобразись сам. Зачем тебе переделывать мир, и знаешь ли ты, что из этого выйдет? Эти твои благие намерения могут оказаться теми, которыми "дорога в ад вымощена". Для начала переделай хотя бы маленькую частичку этого мира- себя, и возможно что после этого ты сможешь быть воистину благодетелем человечества. А когда в твоей собственной душе путаница и темень, то как же сможешь ты просветить другого? Сначала обрети свет, мир, покой и счастье в своей душе, тогда сможешь поделиться всем этим и с ближними! Он учил: "Просветись сам- и тысячи вокруг тебя воскреснут", "стяжи дух мирен- и тысячи вокруг тебя спасутся". И главное, что он этому не только учил, но в своей жизни осуществлял. Преподобный Серафим явился тем человеком, который всей своей жизнью доказал, что жить с Богом лучше, чем без Бога.

И декабристы, и Герцен, и революционеры всех мастей давали рекомендации - как улучшить жизнь. Одни предлагали такие реформы, другие- этакие.. То же и в наше время.. У многих из этих советчиков было и есть все, что только можно пожелать- дома, квартиры, деньги, а вот радости и покоя ни у кого из них не было и нет. А у преподобного Серафима не было ничего, а радость в душе сияла такая, что прямо переполняла его и изливалась на всех теснившихся возле его убогой кельи.

***   
Родился святой человек в 1754 году в Курске. Уже его детство и отрочество были отмечены особыми событиями. Мальчиком он упал с высокой колокольни, но остался цел и невредим. Отроком тяжело заболел, надежды на выздоровление не было, но в бреду увидел богородицу и захотел ее увидеть. Мать с больным мальчиков на руках вышла к крестному ходу и дала ему приложиться к иконе богоматери. С этого момента мальчик пошел на поправку. В 17 лет юноша решил стать монахом, попрощался с родными и отправился в Киевскую лавру, а затем в Саровскую обитель. В 1786 году принял монашеский постриг с именем Серафим (что означает пламенный), а в 1794 году рукоположен в сан иеромонаха.

В это время он совершил свой первый подвиг пустынножительства. Срубил в глухом лесу, в 5 километрах от монастыря, избушку и стал там жить в молитвах и трудах праведных. Раскопал небольшой огород и завел пасеку. Повадился к нему приходить медведь и Серафим кормил его с ладони. Медведь съедал хлеб и уходил обратно в лес. Слух о праведнике разошелся по округе и стали к нему приходили люди за советом и наставлением. Говорили, что даже император Александр I был у пустынника, долго с ним о чем-то говорил, а когда уходил, то Серафим ему сказал: "Так помни же и поступай как сказано". Как известно, Александр поехал на лечение в Таганрог и внезапно там скончался. Неожиданная и странная это была смерть, и многие в нее не поверили, а считали, что тайно ушел император в странники, среди которых стал известен под именем Федора Кузьмича. Незадолго до восстания декабристов пришел к Серафиму еще один высокопоставленный офицер, но к всеобщему удивлению благословления старца он не получил. Это был князь С.Г. Волконский.

Нелегко было Серафиму в лесу, пугали его по ночам странные вопли и таинственные явления. Он посчитал это происками дьявола и решил укрепиться в следующем подвиге - столпничестве. 1000 дней и ночей простоял он на коленях на большом камне и все время молился. И спускался с валуна лишь для еды и короткого отдыха. Молва о святом человеке распространялась все шире, много стало к нему приходить людей, и хотя он с радостью всех принимал и помогал, однако иногда его это тяготило, особенно смущали посещения женщин. Поэтому он просил Бога отвести от него всякие греховные мысли и соблазны и обрадовался, когда в один прекрасный день тропинку к его лесному жилищу завалило буреломом.

Тяжким испытанием стало нападение на него лихих людей. Узнав, что приходит к отшельнику множество паломников, и среди него есть очень состоятельные, решили несколько крепостных крестьян ограбить Серафима, отнять у него сокровища, которые, как они полагали, прятал он в своей избушке. Неожиданно напали на него, жестоко избили, и топором, который тот выронил, проломили ему голову. Перевернули всю избушку в поисках сокровищ, но нашли только несколько картофелин. В страхе сбежали они в свою деревню. Серафим, с божьей помощью, отлежался, оправился, но с той поры ходил согнувшись и опираясь на посох. Поселяне ужаснулись этому преступлению и хотели предать бандитов суровому наказанию, но Серафим вступился за них и простил. Говорили, что позже, все равно, Господь Бог преступников наказал, и дома их сгорели.

Позднее подверг себя Серафим еще одному испытанию, и на три года принял обет молчания. И когда встречался ему человек на лесной тропинке, или при посещении обители, то низко склонял он голову, чтобы избежать общения. Под одеждой носил старец тяжелые вериги или, по уверению других, большой пятивершковый крест. 

Удивляло посетителей, что встречал их Серафим всегда с великой радостью в голосе. Обращался к каждому: "Христос воскресе, радость моя!" Их это удивляло, но преподобный говорил: "Ведь веселость- не грех, она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой... Сказать слово ласковое, приветливое, да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был- вовсе не грешно". Ведь когда в душе Бог, так с Богом ничего не страшно и всегда и всюду радостно. Горюем мы не оттого, что жизнь плоха, а оттого, что в душах наших живет не Бог, а демонская гордыня, самолюбие, похоти и страсти. И не стоит надеяться обрести рай, где бы то ни было, если не обретет его человек прежде всего в собственной душе.

***
Умер Серафим в 1833 году, но и после смерти старца паломничество к месту его захоронения продолжалось. Народ считал его святым, который и после смерти сможет отвести любую беду и несчастье. А через 70 лет, в 1903 году по инициативе царя Николая II, произошла его канонизация. Много было противников этого прославления, и в числе их, в начале, был и обер-прокурор К. Победоносцев. Он не отрицал величия духовного подвига Серафима, но выступал против всех тех небылиц, которые с временем стали возникать вокруг его имени, и опасался что в результате канонизации разрастутся эти мифы еще сильнее. Например, распространялись слухи, якобы, мог старец переноситься с места на место по воздуху, а во время молитвы парил он над землею и т.д., и т.п.

Однако Николай II решил произвести собственное расследование жизни и деяний Серафима Саровского. Ему были представлены документальные свидетельства о примерно 80 исцелениях, которые произошли по воле старца. В 1902 году Святой Синод, рассмотрев обстоятельства уже начатого им дела о прославлении благоговейного старца Серафима, нашел, что "многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам старца Серафима, обследованные надлежащим образом, не представляют никакого сомнения в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением о. Серафима изливаемую на тех, кои с верою и молитвою прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству".

Победоносцев всеми силами помогал в этом царском расследовании и доставил Николаю II дневники помещика Мотовилова, который был чудесно исцелен старцем (у него был паралич ног) и много лет жил при обители, общаясь с преподобным. Мотовилов писал, что 26 февраля 1932 года он стал свидетелем чудесного превращения старца, который говорил, что каждый, идущий за Христом, может достичь той же высоты. Мотовилов вспоминал, как отец Серафим показал ему сошествие на верующего Духа Божьего:

"Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
– Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
Отец Серафим сказал:
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:
– Благодарите же Господа Бога за незреченную к вам милость Его. Вы видели, что я только в сердце моем мысленно Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!» И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь
– Господь с нами!
Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца...
– Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня отец Серафим.
– Необыкновенно хорошо! – сказал я.
– Да как же хорошо? Что именно?
Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не мог...
И во все время беседы этой с того самого времени, как лицо отца Серафима просветилось, видение это не переставало...
..Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими глазами, что готов подтвердить и присягою".

Изучение всех этих свидетельств и документов убедили императора Николая II в святости Серафима и теперь Победоносцев с ним согласился. И вот 1 августа 1903 года при огромном стечении народа произошло долгожданное прославление и мощи старца были перехоронены в приделе Дивеевского собора. Несли носилки с останками святого почетные горожане во главе с самим императором Николаем II. А после этого произошло очередное чудо- царская семья, которая 9 лет ждала рождения наследника, узнала о беременности императрицы, и вскоре родился царевич Алексей.

Серафим Саровский обладал не только даром исцеления, но и пророчества. Он предсказал падение и будущее возрождение России. Вот что писала графиня Наталья Владимировна Урусова: "Я знаю о пророчестве прп. Серафима о падении и восстановлении России; я лично это знаю. Когда в начале 1918 года горел Ярославль и я бежала с детьми в Сергиев Посад, то там познакомилась с графом Олсуфьевым, еще сравнительно молодым. Он для спасения каких-то документов, должных быть уничтоженными дьявольской силой большевизма, сумел устроиться при библиотеке Троице-Сергиевой Академии. Вскоре он был расстрелян. Он принес мне однажды для прочтения письмо, со словами: "Это я храню, как зеницу ока". Письмо пожелтелое от времени, с сильно полинявшим чернилом, было написано собственноручно Св. Преподобным Серафимом Саровским - Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нем сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, так как прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла, с должным вниманием, так как год указывался отдаленно, а спасения хотелось и избавления немедленно, еще с самого начала революции, и думается, что это был 1947 г., во всяком случае, в последних годах 20-го столетия. Простить себе не могу, что не списала копию с письма, но голова была так занята и мозги так уставали в поисках насущных потребностей для детей, что этим только успокаиваю и оправдываю свою недальновидность... Письмо помню хорошо."

***
К сожалению, в XIX веке повсеместно распространилась мода на вольнодумство. Многие стали слепы и глухи и не ощущали присутствия Бога. Случалось такое и раньше, однажды археологи во время раскопок нашли старинный крест. На нем было начертано:
Я свет миру- а вы не видите Меня.
Я путь- а вы не следуете за Мной.
Я истина- а вы не верите Мне.
Я жизнь- а вы не слушаете Меня
Я Господь- а вы не повинуетесь Мне
Я ваш Бог- а вы не молитесь Мне
Я ваш лучший друг- а вы не любите Меня.
Если вы несчастны- не вините Меня.

Испокон веков на Руси "жить хорошо" означало "жить добродетельно". Однако и революционеры 19-го века и нынешние либералы проповедуют другое счастье- "жить сытно" или же "жить богато". Материальный успех и достаток ставятся главными целями жизни. И идти к этим целям можно любыми путями: торговать своим телом, давать деньги в рост под проценты.. Всегда это на Руси считалось постыдным. Теперь же то, чего раньше стыдились, становится нормой жизни, и насмехаются уже над целомудрием, бескорыстьем, честностью, совестливостью, называя это комплексами. Вот как удивительно, как перевернулось все с ног на голову. Достойно теперь жить греховно, а жить добродетельно- это удел глупцов и закомплексованных идиотов. Но так ли уж много радости доставляет нам такая "расхристанная" жизнь? Посмотрите на лица всех этих "достойных" людей- как редко увидишь на них радость, умиротворение, счастье, напротив- стресс, тревогу, озабоченность, вечное недовольство. Ведь счастлив не тот, у кого всего много, а тот, кто всем доволен.

Список литературы:
1.Архимандрит Сергий. Сказание о старце Серафиме. 1858 г
2.Захаров А. Где найти счастье. Санкт-Петербург, 2007.
3.Елагин Н. В. «Житие» преподобного Серафима Саровского. 1863 г.
4.Кедров Н. И. Народный богомолец преподобный Серафим, старец Саровский. — М., 19034.
5.Мотовилов Н.А. Записки служки Божией Матери и преподобного Серафима. Рукопись представлена в 1861 году преосвященным Иосифом, архиепископом Воронежским и Задонским.
6.Сказание о подвигах и событиях жизни старца Серафима. СПб., 1849 г. (составлено по рассказам иеромонаха Иоасафа учителем гимназии Н. Е. Андреевским).
7.Степашкин В. А. Серафим Саровский. М.: Молодая гвардия, 2018. 587 стр.
8.Чичагов Л. М., священник. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. 1896 г.