Почему невозможно славянское единство

Кузьмин Алексей
   «В Югославии катастрофа. Катастрофа – это всегда плохо!»

   (Балканизация: Термин возник в начале 20 века. Означает последовательный распад государственных образований с продолжающимся дроблением. Когда дробление достигает уровня малых устойчивых образований, эти образования немедленно вступают в гражданский конфликт.)

   Неверные предпосылки, и проблема "славянского единства".

   Хорошая модель бесперспективности плоского планирования при неверных предпосылках – поиск славянского единства.

   Простейший пример: Россия неоднократно приходила на помощь Болгарии в ее борьбе с Турцией, освободила ее территорию, дала независимость, а Болгария в ответ выбрала себе царем австрийца, и дважды становилась союзником Германии в двух мировых войнах. Россия предполагала, что жертвы сотен тысяч солдат, подвиги героев Плевны, пробудят в освобожденном народе стремление к единству. Увы, Болгария встала на сторону Германии в первой мировой войне, ради… ради чего, спросите Вы?

   Ответ прост: уж не ради славянского единства, а как раз наоборот – ради возможности откусить у греков и сербов Македонию.

   СССР всячески развивал Болгарии экономику и промышленность, но, после краха социалистического блока Болгария избавилась от промышленного наследия, и стала самой бедной из стран Евросоюза. При этом в международной политике она последовательно поддерживает все враждебные России инициативы, зачастую, в ущерб себе.

   Это очень грустно, но есть тут и элемент исторической справедливости, Болгария дважды предавала и немцев, когда Германия начинала терпеть поражения. Современные немцы хорошо помнят эти предательства, и авторитет болгар в их глазах сильно отрицательный.
   
Однако, вернемся к России. Всю историю наших взаимоотношений Болгария «кусает руку кормящую», Россия последовательно натыкается на враждебность в ответ на «благие намерения».

   В чем дело? Где собака зарыта?
   Величие, которого не было
   В эпоху национального унижения, коллапса государства, многие люди испытывают психотравму. Все справляются с психотравмой по-разному. Кто-то упорно работает, кто-то начинает употреблять алкоголь и наркотики, а кто-то создает компенсационные мифы, повышающие чувство собственной значимости.

   К числу таких компенсационных мифов относятся истории о славяно-ариях, Аркаиме, «Велесовой книге», и прочие игры в неоязычество.
   Апофеозом данного компенсаторного мифа является предание о «Древнем славянском боге Ра», сторонники которого находят отсылки к этому божеству во всех словах, содержащих слог «ра». Как говорится, «Теперь мы знаем, как появились слова радар, рация, и ракета».

   По сути, «славянское единство» – это такой же компенсационный миф, как и теории о великих славяно-арийских цивилизациях древности.

   Современная наука безжалостно торпедировала и уничтожила эти домыслы, однако, ситуация далека до полного завершения. Обращу внимание на следующие важные проблемы, которые оказывают влияние на принятие моделей, планирование, действия, и их результаты.

   Неправильная предпосылка, положенная в основу планирования, приводит к неудовлетворительным результатам действий, что мы и наблюдаем всю историю взаимодействия России с иными славянами.

   В случае, если мы имеем многократные отрицательные результаты в планировании последствий своих действий, нужно признать, что наша модель основана на неправильных предпосылках, и мы упускаем из внимания важнейший ключевой фактор.

   Главное, ключевое заблуждение России – что в славянских странах, освобожденных от внешнего угнетения, немедленно возникнут объединительные процессы.

   Это неверная предпосылка. Истина в том, что естественное состояние славянских государств – дробление, и взаимные территориальные претензии.

   В основе наших исторических заблуждений лежит вера в существование в незапамятные времена единого славянского народа, единого славянского языка, и единого славянского государства.

   Неверная историческая теория о разделении некогда единого народа на ветви порождает дурацкие попытки вернуть то, чего никогда не было.

   Иллиризм

   Возможно, многие считают, что научные теории существуют в некоем «космосе», а реальная политика опирается на точно выверенную цифровую информацию. На примере иллиризма мы убедимся, что это не так:
   Иллиризм, как учение, и общественно-просветительское движение возник на Балканах в начале 19 века. В 1837 году в Загребе появилась «Матица иллирийская» – нечто среднее между клубом, библиотекой, культурным фондом, и книгоиздательством. Слово «Матица» содержит множество смыслов, близко по происхождению и к слову «мать», и «матрица». Важным элементом работы славянских интеллектуалов стало создание нового хорватского алфавита.
   В сущности, это движение было здравым ответом на отсутствие у западных славян собственной автономии в рамках империи Габсбургов. В то время реально возникла угроза ассимиляции балканских славян венграми, и ответная реакция была неизбежной.
   Однако, это движение было обречено на провал и ужасное фиаско, так как в своей основе опиралось на компенсационный миф о «Великой Иллирии».
   В общих чертах, это был набор фольклорных и художественных произведений, посвященных восславлению древней прародины южных славян – прекрасной страны Иллирии, страны простого крестьянского быта, свободы, и красоты.
   На основе этого мифа предлагалась идея возродить Великую Иллирию, как единого государства южных славян, или хотя бы их автономии в пределах Империи Габсбургов.

   Австрийские спецслужбы сперва использовали энергию славянских интеллектуалов в борьбе против венгерского влияния на Балканах, а затем легко и виртуозно повторили старый прием, работавший еще со времен Рима и германского натиска на восток – они раздробили движение интеллектуалов.

   В рамках Матицы Иллирийской и без того были уже разные ветви различной степени радикальности и вовлеченности в революционное движение, но теперь каждое племя южных славян стремилось создать свою азбуку и собственный язык на основе незначительных, или даже вовсе отсутствующих различий в рамках сербско-хорватского, который со времен административного деления, установленного Бонапартом, также назывался Иллирийским.

   За неполные сто лет южные славяне прошли путь от идеалистических ожиданий до жестокой взаимной резни с элементами геноцида, и подарили миру термин «Балканизация».

   А все дело в том, что никакой Великой Иллирии, как единого народа, и счастливого государства, никогда не было. Были племена иллирийцев, разделенных высокими горами и ущельями, обособленные, с анклавным мышлением, изредка объединяемые в племенные союзы и недолговечные царства. Иллирийцы оставили богатое археологическое наследие, и крайне скудные лингвистические данные. В целом, создается впечатление, что этот древний язык сохранял близость с греческим, также имел сходство с балто-славянскими и германскими языками. Ни одной надписи на иллирийском языке не сохранилось. Есть три цитирования слов иллирийского языка в текстах поздней античности, и около 1500 имен собственных, топонимов.
   С пятого века нашей эры иллирийский язык считается мертвым.

   Реальность такова, что единого славянского протонарода, как и протогосударства, никогда не было. Эта модель неверна, эти грабли необходимо отбросить.

   Автор возьмет на себя смелость предложить иную модель:
   Базовое определение славянской идентичности – это традиция землепашества.
   Земледельческие народы сформировались в глубокой древности в районе плодородного полумесяца. Оттуда традиция землепашества перешла на Балканы и Италийский полуостров. (Это справедливо для классических европейских зерновых культур, не будем сейчас рассматривать рис и кукурузу).

   Античные предки славян – землепашцы северных Балкан.

   Рассмотрим, какие государства были в античности на этой территории.
   Эпир. Народ Эпира был родственен македонцам и иллирийцам, но также и грекам. Это самое эллинизированное царство северных Балкан. И это единственный из античных балканских народов, который удержался на своем месте во время экспансии Рима. Нынешняя Албания считает себя прямым наследником эпиротов, албанский язык имеет родственные связи со славянскими языками, и греческим языком, но также содержит множество заимствований из латыни. Возможно, именно в изучении албанского языка скрывается ключ к тайнам античных предков славян.
   К востоку от Эпира располагалась Македония. Это царство также испытывало сильное эллинское влияние, но уже в древности взаимная вражда македонцев и греков была сильна. В древности греки презирали македонцев за варварство, и их язык, нынешние потомки эллинов изменили концепцию, и считают, что македонского языка не было, а македонцы были греками, только другими. В пользу этой теории они приводят доводы, что у македонцев были греческие имена, греческие боги, и греческая письменность.

   Если кто-то из русских в данный момент насторожился, я его понимаю. Ведь многие русские носят греческие имена, исповедуют греческую версию христианства, и пользуются азбукой, дарованной Кириллом и Мефодием. В соответствии с критериями для древней Македонии, они тоже греки – поздравляю!

   Восточнее Македонии располагалась Фессалия, знаменитая своей конницей. В античный период это царство считалось полуварварским. Можно сказать, что Фессалия занимала промежуточное положение между Фракией и греческими полисами. В настоящее время македонские славяне рассматривают территорию античной Фессалии, как часть Македонии, мотивируя это тем, что множество деревень в этой области имеют славянские названия, типа «Копытно». Мы вернемся к этому спору, когда будем рассматривать проблему «вторжения славян» в Византийскую империю.

   Иллирия. Большая часть территории бывшей Югославии в древности была местом обитания иллирийских племен. Можно сказать, что Эпир и Иллирия – это близкие народы, просто Эпир в силу близости к Греции подвергся большему культурному влиянию Эллады. Иллирийцы всегда были разделены на множество враждебных племен, их язык был близок к славянскому, числительные до десяти однозначно понятны современным русским. Иллирийцы были в постоянной вражде с Эпиром и Македонией, попытки силового объединения обычно заканчивались крахом.
   Фракия. К северу от Фессалии и Македонии была территория фракийских племен. По свидетельству Геродота, фракийцы были самым многочисленным народом на земле, и они бы несомненно, подчинили бы себе весь мир, если бы не постоянная внутренняя вражда. Фракийцы жили на территории от Дуная до Иордана, и в Европе, и в Азии.
   При Александре Македония присоединила к себе и Грецию, и фракийские племена. Можно сказать, что македонцы были наиболее близкими к эллинам среди племен фракийцев, их языки были схожими. Современные исследователи считают, что из ныне существующих языков к фракийскому языку наиболее близок литовский.

   После экспансии Рима за пределы Италийского полуострова он проводил два типа политики. Большая часть народов была обречена на геноцид и изгнание. Это касалось галлов, иллирийцев, фракийцев. К грекам римляне отнеслись как к союзникам, ради контроля над Азией, где у греков были опорные точки: Пергам, Эфес, Понтийское царство. Македонцев римляне пощадили, ради прославления своего величия, как победителей наследников Александра. (А вот греки подобный гуманизм не разделяли, и с распадом Рима на западную и восточную части, македонский вопрос был решен в кратчайшие сроки).

   Итак, Рим изгнал или уничтожил большую часть галлов, иллирийцев, фракийцев. Остатки этих пахотных народов уходили либо на север за Дунай, в леса Восточной Европы, либо на восток, в Малую Азию, в царство Митридата, а оттуда в Боспорское царство, на Кубань и Днепр.

   После ослабления Рима эти народы частично вернулись обратно из-за Дуная, что ромейская, а за ними и вся современная история назвала «вторжением славян».
   Можно сказать, что изначальное положение античных предков славян напоминало плотное построение биллиардных шаров в начале партии. Этот треугольник располагался на северных Балканах. После удара римским кием шары разлетелись, распределяясь на широком пространстве от территории современной Дании до Армении.

   К настоящему времени позиции славянских государств на карте можно сравнить со строением кометы. Большинство разнообразных государств расположены на Балканах, потом «ядро» плавно переходит в «хвост» – количество государств уменьшается, но их размеры растут.

   Племенам, выбитым со своих мест обитания, пришлось воевать, смешиваться с германскими и кельтскими племенами на территории центральной и северной Европы.

   Давайте разберем судьбу западных славян. Многочисленные племена северной Европы, с которыми они столкнулись, и частично перемешались, еще не были немцами в нынешнем нашем понимании. В то время различия между германцами и кельтами были невелики, языки еще недостаточно отделились друг от друга, и взаимное языковое понимание было достаточно легко достижимо. Собственно, это наводит нас на мысль, что происхождение термина «славяне» более позднее, изначальное название все же «словене» – «люди единого слова».

   Итак, распределившись по более широкой, но менее плодородной территории, племена славян сохранили все привычки их античных предков, а именно: анклавное мышление, неспособность объединяться, племенную ненависть, использование чужеземцев для борьбы против соседей.

   В пятом веке часть славян стала атаковать Балканы, заселяя земли бывшей Фракии и Иллирии.

   Для просвещенных государств Европы славянские племена являлись варварами, не владеющими греческим и латынью. Для ромеев они были такой же угрозой, как гунны и авары. Вплоть до наших дней, историки считают славян пришельцами извне на территорию Восточной римской империи. Хотя быт славян практически ничем не отличался от быта германцев, ромейские хронисты считали славян зависимыми народами кочевников. Для них это было очевидно, так как славяне не имели сил самостоятельно воевать с Империей, и они шли за Дунай, как вспомогательные войска гуннов и аваров. Включение славян в орды кочевников зримо подчеркивает их чуждость для Европы, их дикость, и жестокие обычаи ведения войны.

   Однако, все кочевники, пришедшие в Европу, имеют свою прародину в Азии, где была их изначальная территория обитания, и сохранились автохтонные очаги их языка. Версия о том, что славяне прибыли на Балканы из глубин Азии не является убедительной. Дело в том, что славяне – пахари и пешеходы, их перемещение на большие расстояния вместе с ордами конных кочевников несколько сомнительно. Кроме того, в глубинах Азии нет автохтонных очагов славянских языков, ничего не известно о существовании там славянских народов.

   Версия о том, что славяне появились из-за Дуная, кажется вполне работоспособной. Ее единственный недостаток – отсутствие данных о славянских племенах в античный период. Скифы, германцы, иллирийцы и фракийцы упоминаются, но никаких земледельцев в лесах и болотах к северу от Дуная замечено не было.

   Таким образом, нам все же имеет смысл воспользоваться такой моделью:
   Рим расширяется на север и восток, уничтожая или изгоняя племена галлов, иллирийцев, фракийцев ради земли. Легионеры воюют за землю, отставники получают фермы на завоеванных территориях, Рим берет себе лучшую пахотную землю на Северных Балканах.

   Перемешанные и разбитые племена противников Рима устремляются на север, за Дунай, и на восток – в Малую Азию.

   Эти племена сохраняют анклавное мышление, они неспособны на объединение. Они продолжают взаимную вражду и в изгнании.

   Возвращение обратно на Балканы произошло только тогда, когда дряхлеющая империя подверглась ударам кочевых орд. Разумеется, и славяне, и кочевники стояли в одном ряду врагов цивилизации ромеев.

   Оставшиеся на севере славянские племена в это время попали под экспансию империи франков, потом знамя натиска на восток перешло к Священной римской империи, и процесс с некоторыми перерывами продолжается до наших дней.

   Во время натиска на Восток славяне также не проявили должного уровня взаимной поддержки. Наоборот, постоянно имели место союзы с завоевателями ради уничтожения соседних родственных племен и раздел их земель.

   Используя римскую форму «Разделяй и властвуй», германцы оттеснили славян с территории южного побережья Балтийского моря, истребив или ассимилировав их.

Племена чехов и поляков с самого начала стали добиваться союза с государствами центральной Европы, и помогали им в натиске на восток, как верные сателлиты. Только при угрозе полного уничтожения поляки и литовцы выступали против немцев, как при Грюнвальде.

   При внимательном изучении античных предков славян мы находим, что это были нестабильные конгломераты племен мелких царьков с запредельным анклавным мышлением, которое сформировалось в результате многовековой жизни в условиях дефицита земли и постоянной войны за скудные ресурсы.

   Итак, западные и южные славяне за тысячу лет так и не выработали стремления к объединению. Поэтому, когда Россия слаба, они поддерживают империи Европы в натиске на восток.

   Когда Россия сильна, они стремятся получить от нее помощь, чтобы решить свои ничтожные тысячелетние территориальные споры с соседями.

   Я с грустью смотрю, как некоторые идеалисты России пытаются создать политическое движение объединения славян. Славяне Европы в принципе не способны к объединению. Всю полученную от России мощь они растратят во взаимных этнических чистках.

   Можно с грустью рассматривать «черных лебедей», в виде агрессии болгар против сербов, войны сербов и албанцев, взаимный геноцид сербов, хорватов и боснийцев, участие поляков в разделе Чехословакии, взаимную польско-украинскую резню, гонения на евреев в Польше, участие Болгарии в войнах против Российской империи и СССР.

   Можно вкладываться в неработающую схему «славянского единства», и постоянно получать результат, противоположный ожидаемому.

   «Славянское единство» – миф. Его никогда не было, и никогда не уже будет.

   Любые заигрывания с иными славянскими народами только стимулируют их сепаратизм.

   Естественным состоянием славян, как конгломерата народов, является взаимная племенная рознь. Это видно и на примере семьи Александра Македонского, и на примере нынешних Балкан, и на примере отношений Польши и Чехословакии во Второй мировой войне.

   Пушистый полярный зверёк затаился в глубокой древности. Плоское планирование, попытки наладить взаимовыгодную кооперацию, маневр ресурсами от центра к периферии – всё обречено на провал, ибо эти племена враждебны. Пока вы это не поймёте с высоты исторического анализа, Черные Лебеди в виде этнических чисток и взаимного геноцида будут портить вам радужные мечты о достижении славянского единства.

Уважаемые друзья,вы можете скачать книгу "Белый Лис" о стратегии, истории, пути России с сарказмом и юмором: https://disk.yandex.ru/i/nrAS1MLdNrbzIw