Обитель волшебников

Олег Калинюк
ОБИТЕЛЬ ВОЛШЕБНИКОВ
(МАНСАРДАМ  ОДЕССЫ  ПОСВЯЩАЕТСЯ)

    Мне кажется, что крыши наших домов – это первое что видит Бог, когда смотрит с небес на нашу многострадальную  Землю. Именно по этим крышам он судит о нас, о детях Земли, о нашей любви к своим жилищам  и окружающему миру. Какие они: ухоженные, обжитые, с аккуратными фронтонами, покрытые качественной черепицей? Или страшные, шиферные, с зияющими метровыми щелями и прорехами, при каждом дуновении сильного ветра осыпающиеся на головы прохожим? К огромному сожалению, в нашем прекрасном городе у моря – Одессе, таких аварийных крыш в центральной части города большинство. Их реконструкция – дело будущего, в этом рассказе я хочу поговорить о таком, довольно редком для Одессы типе чердачных помещений, как мансарда.


    Когда-то,  в далеком прошлом, мансарда появилась с легкой руки французского архитектора Франсуа Мансара, который жил в начале XVII века. Согласно данным из интернета, именно он, Франуа Мансар, считается основоположником традиций классицизма. Этот архитектор первым решил благоустроить помещение, находящееся под крышей замка королевской свиты в Блуа, которое было названо в его честь «мансардой». Согласно исторических данных, реконструкцию замка Франсуа провел еще в 1635 году. Также Мансар считается автором проекта строительства дворца Мезон-Лаффит. Этот дворец дошел до наших дней — в его конструкции используется покатая крыша, которая считается первым мансардным перекрытием. Мансардное перекрытие оказалось отходом в сторону от распространенных в те времена готических и плоских крыш итальянского типа. Горизонтальное разбиение крыш позволило по-новому взглянуть на процесс возведения строений и их отделку.

      В 1664 году король Людовик XIV пригласил Мансара для проектирования восточного крыла Лувра. Однако участие Мансара ограничилось лишь составлением проекта здания. В качестве архитектора, который возводил Лувр, был выбран Жюль Ардуэн-Мансар, племянник Франсуа Мансара. Именно Жюль является автором Версаля и квадратной Вандомской площади в Париже.  Помимо мансарды, которая прочно закрепилась в быту, Франсуа также придумал новый вид лестничной клетки, лишенной внутренних перегородок. Такая лестничная клетка получала максимальное освещение из окон здания, расположенных на разных этажах. Мансарды, предлагающие широкий панорамный обзор, привлекали творцов разных мастей: художников, поэтов, писателей, музыкантов. В них также селился малоимущий класс, который просто не мог позволить себе отдельное благоустроенное помещение. В конце Второй мировой войны строительство мансард вновь активизировалось, поскольку возник дефицит жилья. И сегодня мансарды ничуть не утратили своей актуальности. Они используются как в жилье эконом класса, так и в дорогих коттеджах с несколькими этажами. Мансарды зачастую отводятся под дополнительные жилые помещения, рабочие кабинеты, бильярдные комнаты, гардеробные, кладовки и т.д. В Российской империи мансарды стали появляться лишь в XVIII веке. Именно в те времена в Санкт-Петербурге активно начали строить дома с мансардами, которые дополнялись слуховыми окнами. В Москве мансарды были не слишком распространены; вместо них состоятельные семьи возводили жилье с горенкой или мезонином. Горенка являлась частью дома состоятельных крестьян, в то время как мезонин можно было встретить в домах помещиков.
   

      Но вернемся к нашему родному городу… Как я уже писал, мансард в Одессе немного. Есть исторические, как, например, на Дерибасовской угол Ришельевской, или на Еврейской угол Канатной, или на Ришельевской угол Жуковского. Есть и вновь построенные. Мы не будем обсуждать архитектурные достоинства каких-то конкретных мансард. Я хочу сказать о том духе волшебства, который сопровождает само понятие «мансарда»…


       Пройдитесь по вечернему городу. Поднимите глаза и посмотрите на дом, в котором есть мансардный верхний этаж. Светятся огоньки в окнах, веет какой-то необъяснимой,  сказочной, чудесной атмосферой… Кажется, что в этих мансардах живут добрые волшебники, которые сочиняют чудесные истории, придумывают волшебные мелодии, рисуют невероятной красоты полотна… Это не просто чердаки, это обитель волшебников. Я смею предположить, что Одессе крайне необходимо поверить в чудо. Одесса сама как чудесный приморский цветок, но какой-то, скажем откровенно, неухоженный. А мансарды добавят Одессе тот недостающий чудесный элемент, что позволит нашему, не побоюсь этого слова, уникальному городу, стать поистине неповторимо-волшебным! Об этом я думал. Когда сочинял в 2015 году свое стихотворение «Мансардам Одессы».
      
                МАНСАРДЫ  ОДЕССЫ

Мансарда, вечерний приют музыкантов,
Художников и  поэтов…
Обитель цветная  веселых талантов,
Влюбленных в гитары и лето.

Мансарды воздушно парят над брусчаткой,
Связуя  булыжник  и небо.
Уютно... Кофейно, и чайно, и сладко,
И так атмосферно, как где-бы…

Мансарды Одессы, мансарды Одессы,
С видом на Оперный Рай.
Мансарды Одессы, мансарды Одессы,
Играй,  Маэстро, играй.

А в окнах мансарды верхушки акаций
Колышутся музыке в такт.
А в небе одесском – полет полуграций,
Балета  волшебного  акт.

Мансарды Одессы – привет из Парижа,
Монмартра знакомый мотив.
Вкус моря сильнее, и небо чуть ближе,
И музыка бьется в груди.

Мансарды – чуть слышно поют нежно скрипки,
Здесь хипстеры и поэтессы…
Мы радуемся, миру даруя улыбки,
Под крышами доброй,
Под крышами юной,
Под крышами  славной  Одессы!


  В моей поэме «Книгочей»  также есть строки о мансардах:

   В маленькой
          светлой мансарде,
              в центре приморского города,
                жил-был мечтатель,
                чудак-книгочей.
   Он не зависел
                от  внешних формальностей:
                возраста, религий,  национальностей. 
                Он был свободен,
                и Он был ничей.   
 Седой романтик-книгочей,
                дитя рассказов, романов, и повестей.

Его единственной
                страстью вселенской
                была галерея вечных книг…
Он собирал их страстно и пылко,
                Он собирал их долго-предолго,
                хотя вовсе Он не был старик.

   По ночам, Луной освещенный,
                на подоконнике мансарды своей,
Он перелистывал книги,
                безнадежно влюбленный
                и верный только лишь страсти  огней,
                ярких, извечных книжных огней.



         Как видите, мои читатели, эта тема волнует меня уже достаточно  давно. Признаюсь, я большой  поклонник мансардных этажей.  И я уверен, что в Одессе рано или поздно будет возрождена мода на мансарды, я уверен, что огромное количество волшебников-творцов поселится в этих одесских мансардах! И они будут щедро одаривать нас прекрасными историями, музыкой и картинами!

    21.04. 2020     Одесса