Птичка певчая часть 4

Александра Рудэн
 Птичка певчая . Глава 4.
Автор произведения — Александра Рудэн.(Раннее - Полевая Алла Владимировна) 04.07.47. г. Сочи.

- Как знать, что важнее для человека, - повторила Евгения Ивановна - духовный мир или скудное существование.  Божественные семь нот, которые создают гармонию, даже в военное  Время.
- Всему свое время. Семь нот нас не прокормят, это уж точно я знаю. Для начала я запишусь в  бригаду по разбора завалов. Это же рабочая сила и мне прибавят триста грамм хлеба , сто грамм крупы и пятьдесят грамм подсолнечное масло. Умножь на тридцать дней, таким образом,   мы будем выживать.
 - А я запишусь в госпиталь санитаркой, - сказала Катя.
- Я буду помогать тебе, - сказала Евгения Ивановна.
- Нет, Женечка. Ты будешь нас ждать дома.
- Петруша...
 - Это не оговаривается. Я клялся твоим родителям, что не позволю тебе даже кухней заниматься, но ты с возрастом настояла на своем. Нет, ты не пойдешь никуда работать. А кто мою скрипку будет охранять?
 - Да, я забыла о ней - о живой скрипке.
 - Что вы так дорожите нею,  это рабочий инструмент и не более, - сказала Катя.
- Нет — это не рабочий инструмент. У скрипки есть душа. Она плачет и смеется, танцует вместе с человеком Мазурку. Она живая, а если она в руках хозяина, то ее душа срастается с  его душой и,  тогда их души стонут от негодования или находятся в эйфории произведения.
 - Катя, мой папа был зажиточным купцом и перед революцией ему привезли из Италии скрипку Аматы -  мастера. Он подарил зятю эту скрипку на свадьбе. Видела бы ты лицо дедушки. Он скривился, побагровел весь и... заплакал, целуя ее. Кто - то пошутил, что Петруша женился на скрипке, а не на мне, так  как весь вечер он не выпускал ее из рук.
 - Как я вам завидую, у вас есть светлое прошлое, которое вы ежедневно вспоминаете. Будет ли у меня прошлое? У мамы, у Верочки?  За пятнадцать лет ничего со мной яркого не случилось, а у нас тоже была семья. Ничего не осталось в памяти, родители вечно были заняты, строя социализм. Одно было нежное чувство — это Геннадий и то война его отобрала у меня.
-  Будет и у тебя прошлое в жизни, ведь ты начинаешь только жить и рассуждать, как взрослый человек.
-  Завтра нужно сходить в домоуправление и объявить, что  два  человека у нас не проживают, - сказала Евгения Ивановна.
Петр Петрович скривился, зная ответ Женечки, шутя сказал:
-Зачем им говорить, что Лариса с Верочкой выехали. Через месяц, скажем. У нас совсем запасов нет.  Перед выездом  Ларочки и девочек , я заглянул к соседу, чтобы попросить у него машину, так в коридоре я наткнулся на мешок. Я потрогал, на ладошке осталась мука.
- Не знаю, где он взял муку, когда все выделяется по талонам. Мы не будем ему.... Мы разделим горесть горожан вместе с ними, к Новому году все наладиться. Отбросят немцев от города. Я в это уверенна.
- Да, дедушка, ты как — то пошутил неуместно. Мы же с тобой пойдем на работу по уборке мусора, рытья каналов,  а это дополнительный заработок. Проживем....
 Так думали многие ленинградцы в сентябре месяце сорок первого года. Еще не стояли холода, еще в некоторых домах из крана текла холодная вода, еще были у горожан запасы на месяц, а у кого не было продовольствия, тот уповал на власть, что не оставит их город без крошки хлеба. Никто не знал экономического положения города. Гремела музыка из тарелок на столбах, читали бывшие школьники стихи, говорили о том, какие потери в городе нанесли немцы своей бомбардировкой восьмого сентября и ни слова не было сказано,  что город находиться в кольце , дороги блокированы и что с октября месяца, уже готовился приказ о  снижение пайка тем, кто находился на иждивении, то есть - детям, старикам и тем, кто по болезни не мог работать. А пока, в средине сентября люди понимали, что везде идет война и советское населения страдало от гнета фашистов,  и они в том числе и все твердо верили, что явление это временное. Верила в свою надежду и семья  Тумановых.
 Евгения Ивановна оставалась одна на этаже  в доме, остальные жильцы  работали с утра и до позднего вечера на  разборке завалов домов и,  там же пристроились работать от управдома и дедушка с внучкой. Вредная управдом сказала им.
- Могу вам одну рабочую карточку выделить на месяц на двоих, какие из вас рабочие, вон,  руки у внучки, как у ребенка. Да и вы — тяжелее скрипки в руке ничего не держали.
Тумановы не умели спорить и отстаивать свои права , в один голос сказали:
 - Мы согласны.
-  Вот, если детей … Евгения Ивановна организует у себя детсад, тогда две карточки рабочих получите на семью. Бравые старики вышли бы на завалы.
- Простите, а чем детей кормить? - просил Петр Петрович.
- В этом вся и проблема.
 Рабочая карточка позволяла отовариться на месяц, всего по - немножко и каждый вечер из крупы был в доме Тумановых горячий суп. Горячий суп грел изнутри и семья под его воздействии быстро засыпала. На утро дедушка с внучкой уходили на работу. Еще было  одно преимущество для работников завалов. Им привозили  в обед в бидонах супы и чай. Хлеб , тарелка и стакан у каждого была своя. Тумановы не выносили хлеб из дома, так как дома оставалась голодная Евгения Ивановна.
Числа пятнадцатого сентября, вечером   Евгения Ивановна за ужином сказала:
- Соколовы давно вестей нам не шлют. Нужно сходить к ним.  Неделя прошла после бомбежки, нужно наведываться к ним. Сходил бы ты, Петруша.
 - Как? Не выйду я один день на работу, отберут рабочую карточку и припишут саботаж. Я же официально устроился на работу. Нет, Катюша не пойдет, так как я не самостоятельная  рабочая единица без нее.
- На следующей улице трамвайчик работает , он идет в их сторону. Я за Катюшу поработаю, а она съездит к дедушке и бабушке,  и пригласит жить их у нас. Вместе будет веселее. Да и уход за сватьей нужен.
- А, скрипку на кого оставим? - спросил Петр Петрович.
-  Прекрати, Петруша. Кому нужна в наше время скрипка, даже если она изготовлена самим Амати.  Катя, не побоишься сама поехать?
- Нет. Я уже несколько дней думаю о бабушке Варе. Как она там справляется после инсульта?
 - Вот и решили мы этот вопрос.
 - А моя скрипка?
- Под кровать я  ее положу, закутаю ее в одеяло. Давно ты не играл на ней, Петруша.
- Соберемся все вместе и устроим нашим родненьким концерт.
 Бабушка с дедушкой ушли на разборку мусора, а Катя перебежав несколько кварталов,  вскочила в отъезжающий трамвайчик.  Город она знала хорошо и когда кондуктор объявила, что  у трамвая это последняя остановка, далее искорежены взрывом рельсы, люди стали выходить. Катя направилась в сторону дома дедушки и бабушки по отцовской линии. Еще издалека она почувствовала тревогу, увидев разрушенные дома. Дома,  в котором жили ее родные, не было .
 На месте его был котлован с водой.
- Ах, - простонала Катя и потеряла сознание.
  Недалеко женщина  палкой питалась выловить что - то из воды.  То был котелок, плавающий на поверхности.  Ей удалось палкой подтянуть его к себе.
Мимо пробегали какие - то дети, сказали женщине.
-Там, девочка умерла.
- Вижу. Тут котелок нужно... Вот, вытащила.  Нет, он не из моей квартиры. Вы бегите за милицией, чтобы снесли куда ни будь ее, а я посмотрю, что с ней.
Женщина приблизилась  к  лежащей Кати.
 - Совсем ребенок, вроде не бомбили, от чего же ты умерла?
  Она пошла к котловану и  набрала котелок воды.
Смочила руки и лоб лежащей.
- Слава Богу, не умерла.  Что с тобой, детка?
- Когда бомбили...
- Этот дом? Я в нем жила. На первом этаже.  А я тебя не помню, вроде,  знакомая...
- Тут жили  мои - бабушка и дедушка.  Соколовы...
- А , Соколовы. Знаю их. У них сын погиб в начале войны.
- Это мой папа. Где их можно найти ?
- Вы ничего не знаете... Это же днем было... Всех удалось  вывести из дома.  Бабушка твоя не ходячая была. Дедушка хотел ее на плечах вынести. Уже немцы бомбили склады. Он сбежал на первый этаж и столкнулся со мной в двери. Я с котомками и с внуком на руках, а он просит помочь ему вынести жену из квартиры. Куда мне детей девать? Я ему сказала, отведу детей в бомбоубежище и вернусь за ними. Он мне ответил: « Не возвращайся. Что нам суждено, то мы и получим».  Я его стала тащить за собой, хоть он один спасся бы.  Он оттолкнул мою руку и пошел в подъезд. Я вернулась, пристроив детей к знакомой. Не доходя до квартала увидела, как  немцы сбросили бомбу прямо в наш дом. Погибли твои старики. А ты, что одна? Пошли к нам. Нас приютила знакомая. Вот и хожу собираю, что может пригодиться в новой семье.
- Я не одна. Голова кружиться...
 - Вот и милиция при коне.
На коне подъехал милиционер.
-  Где покойница?
- Ожила. В обмороке была она.
- Сколько лет тебе?
- Пятнадцать.
-  Почему не работаешь?
- Работаю с дедушкой на завалах. Меня бабушка заменила. А я пришла забрать родителей папы жить к себе.
- А, где твой папа?
- Погиб в первый день войны на фронте.
- Залезай на коня, отвезу тебя. Домой или на завалы?
- Домой.
- Давай,  я сначала запишу твою фамилию.
 - Туманова Екатерина. Нет я Соколова.
- Певица Туманова. Не твоя ли родственница?
 - Бабушка моя.
- Ладно , ничего писать не буду. Не падай больше в обморок. Залазь на коня.
 Пожилой милиционер одним движением поднял ее с земли и она очутилась на крупе коня.
- Господи, в чем душа теплиться, легкая, как перышко.
 Подъехав к дому Тумановых, пожилой милиционер сказал:
- Ты, детка, иди в цеха работать.
- Я ничего не умею делать.
- Научат на токарном станке работать. Будешь иметь паек усиленный и еще горячий обед в бидонах в цех привозят.
- А дедушка с бабушкой как?
- Как смогут... Тяжелая для нас всех будет эта зима. Запасов в городе нет. Подумай.
 Вечером Катя рассказала о постигшей их утрате,  о том как погибли родители папы, поплакали, погоревали и дедушка стал разливать горячий суп, приготовлений Катей, по тарелкам.
- Как вы можете кушать, когда у нас такое горе в семье, - заплакала Катя.
 Петр Петрович, застыл с тарелкой в руках. Смотрел на внучку и не мог двинуться с места.
- Катя, так мы же устали... Сама знаешь, комендантша, как надзиратель над нами, смотрит за нами, чтобы Женечка не присела.... Все фыркает, послал Бог работников — артистов.
 На Катю смотрели заплаканные глаза бабушки.  Катя смутилась.
- Прости, не права я. А, давайте поедим и  дедушка нам что ни - будь сыграет на скрипке..., - сказала Катя.
- Да, да, - подтвердила Бабушка. - Полонез Огинского.
- Давно я не брал в руки свой любимый инструмент...
Поздно вечером Петр Петрович играл полонез...
Кто — то из соседей сказал.
- Как божественно играет...
- Добыли еду, веселятся...
- Тумановы всегда были чокнутыми и в мирное время бесплатные концерты выдавали.
 Кто — то выглянул из окна, крикнул:
- Заткнитесь, дайте послушать мировое произведение.
Из другого окна, женский голос ответил:
- Хам...
- Сама такая, Нина Григорьевна.
-  Тихо...
Окна у всех квартир дома были открыты, а из квартиры   Тумановых лилась чарующая музыка.
Пошел дождь и окна все в доме в один миг закрылись, Только одно окно было открыто, полонез сменился другим произведением и над проливным дождем музыка неслась к небу. Скрипач был в «ударе»... (продолжение следует).