Распространение Суфийского Послания. Инайят Хан

Ладомир Родумилов
Распространение послания 

Мои Мюриды, я хотел бы сказать пару слов о распространении Суфийского Послания.

Идея Суфийского Послания в концепции каждого мюрида различна. Естественно, она не может быть одинаковой. Ибо каждый человек думает об этом в соответствии с точкой зрения, которую он имеет. Возможно, кто-то думает, что это послание предназначено для некоторых людей, которые ищут истину. Кто-то еще думает, что это Послание для всего человечества. Есть другой человек, который думает, что это Послание дано для самого глубокого, самого умного и тонкого ума; и есть другой человек, который думает, что это Послание для простых людей.

Есть человек, который думает, что это Послание мудрости; а другой человек называет это Посланием Бога. Есть еще один человек, который говорит: «Послание Муршида». Есть один человек, который говорит: «Это Послание», и другой человек, который говорит: «Это послание». Но в то же время каждый пришел испить из этого источника с водой, как бы они это ни называли; назови они это озером, или морем, или океаном, или рекой, или резервуаром, или кувшином, полным воды, они приходят к нему в поисках воды. Разница в том, что, возможно, один называет это морем, другой - рекой, другой - колодцем, другой - водоемом, другой - потоком.

И вот теперь если тот, кто сказал: «Это море», раздасадуется и разозлился на того, кто назвал это водоемом, то своим раздражением он еще больше испортил бы концепцию этого человека. Сначала он сказал: «Это поток воды». Теперь он говорит: «Это капля». Почему? Потому что вы говорите, что это море. Психология человеческой натуры очень странная. Восприимчивость человечества настолько тонка. Поэтому я хочу сказать, что каждый мюрид - независимо от того, какую концепцию Послания он имеет, - является защитником Дела, нашим соавтором и стремится служить в меньшей или большей степени. Несомненно, кто-то думает, что «я могу лучше служить Посланию, работая дома», а кто-то думает, что «я могу лучше служить Посланию, улучшая свой бизнес». Другой говорит: «Я могу лучше служить Посланию, если буду лучше придерживаться своей профессии». «Я могу лучше служить Посланию, делая активную работу». А другой думает: «Я могу лучше служить Посланию, думая об этом», а другой говорит: «Духовно развиваясь, я могу служить Посланию».

И у каждого из них есть причина, и каждый из них говорит правду. Это так. Возможно, один человек может помочь Посланию лучше, не делая ничего, в то время как другой человек может помочь Посланию лучше, трудясь на благо Дела. Есть другой человек, который может помочь нам мыслью, а другой человек может помочь нам словом. И есть еще один человек, чья симпатия может помочь нам больше, чем действия. Возможно, его действие больше испортит работу, потому что для того, чтобы действовать, нужно знать, как действовать. Это еще один урок. Человек, сильно рвущийся в бой, желающий действовать прежде, чем узнает, как именно действовать, может сам разочароваться и разочаровать других. Тем не менее, в суфийском ордене есть свое место для каждого мюрида. Ни один мюрид не должен на мгновение думать, что, поскольку ему не дана конкретная работа, ему нечего сделать на благо Дела. Каждый может сделать что-то по-своему, точно так же он может оказать какое-то небольшое служение Делу.

А теперь о том, как эта работа должна быть выполнена. Эта работа должна выполняться путем гармоничного сотрудничества, с благодарностью тем, кто прикладывает усилия, чтобы сделать все возможное с энтузиазмом со своей стороны. Человек, который сосредоточен только на работе, которую он  делает сам, не ценя работу, которую делают другие, не сотрудничает, хотя он служит Делу. Сотрудничество очень необходимо, и это приходит благодаря пониманию вклада других в Дело.

Независимо от того, какая конкретная работа была дана отдельным мюридам, те, у кого нет какой-либо работы, даже если они, в свою очередь, несут определенную обязанность, должны выполнить определенную работу для Дела, если бы они знали это, если бы они только думали об этом. Служение, которое является всемирным служением, работа, которая должна быть сделана для всего человечества, имеет очень обширную область; и оно настолько велико, что, если бы нас было в тысячу раз больше, объем нашей работы был бы слишком велик для каждого из нас. Чем шире мы смотрим на работу Суфийского Движения, тем больше мы видим, что для каждого из нас есть сфера деятельности. У нас нет причин думать: «У другого есть работа; нам не нужно делать эту работу». Нет, для каждого многое нужно сделать для Дела, если бы он только осознал это, если бы он только знал это. Но тогда нужно прояснить, что именно нужно делать.

Первую работу Суфийского Послания можно выполнить, подумав о себе и выяснив, каким образом можно сделать себя лучшим инструментом каждый день и каждый час дня. И если работа заставляет кого-то забыть об этом, то, без сомнения, в конце вы обнаружите все большую и большую трудность по мере продвижения вперед. Но если человек найдет в себе способность, пределы возможностей, желание работать и постоянно растущий энтузиазм и сочувствие, тогда он начнет интуитивно. Но если он увидит внутренне, в душе, то обнаружит, что это очень большой объем работы, перед его глазами откроется широкий горизонт работы, и он скажет, что «это слишком большой объем приложения усилий в работе для меня». Он никогда не скажет, что это небольшой масштаб работы. Даже самый маленький объем работы - который из внешнего понимания кажется незначительным - как только у нас будет внутреннее понимание того же самого, то это окажется самой большой работой.

Работа Дела должна рассматриваться как волшебная работа. Это бремя. Если вы не знаете, что это такое, и вы несете это, оно незначительное, но как только вы начинаете осознавать это, оно становится очень большим. Потому что тогда вы знаете свою ответственность, свой долг в том, что вы говорите и в том, что вы делаете, и как вы поступаете в этом направлении.

Это всегда тот случай, когда вы работаете в этом мире, работаете ли вы правильно или неправильно, всегда есть критика для вас и похвала одновременно. Будут те, кто будет хвалить, и будут другие, которые будут критиковать. Поэтому знайте, что те, кто будет критиковать ваши способности, вероятно, видели только ту часть, которую нужно критиковать, а те, кто хвалит, видели ту часть, которую следует хвалить. Вам не нужно быть слишком уверенным в себе, и при этом вы не должны быть слишком обескуражены, потому что кто-то другой критикует вас. Кроме того, всадники падают много раз, прежде чем они становятся хорошими наездниками. И те, кто работают в мире на благо великого Дела, когда они идут, они совершают ошибки, они оступаются.

Это естественно. Человек не должен чувствовать разочарование, потому что он совершил ошибку; не следует расстраиваться из-за того, что поступил неправильно. Нужно только подумать: «У нас есть целая жизнь, чтобы учиться. Если сегодня мы поступим неправильно, завтра будет лучше». Всегда будет надежда. Никогда нельзя думать: «Нет, нет, я не знаю, как выполнять работу. Я всегда буду делать неправильно». Никогда не думай об этом. Жизнь - это школа, в которой учат уроки; каждый день мы поступаем неправильно, и каждый день мы совершенствуемся, если хотим извлечь из этого уроки. Если мы только учимся, мы можем идти вперед, поступая неправильно. Но если мы теряем надежду и энтузиазм и говорим: «Я сделал ошибку вчера; я не годен для работы», это неправильно.

И предположим, что мы сделали все правильно, мы свершили работу к нашему удовлетворению, а другие не проявляют признательности? У нас все равно будет критика по отношению к неправильным и правильным поступкам. В таком случае никогда не расстраивайтесь, потому что лучший судья - Сам Бог. Поскольку вы работаете на пути Бога и посвящаете свое время и энергию Делу Бога, Бог - Судья. Пока вы искренни в своей работе и делаете все возможное, какое это имеет значение, если весь мир говорит, что вы делаете неправильно? Вы все равно правы.

Самое необходимое в работе для Движения - это не только труд, но и добрая воля: сочувственное отношение друг к другу. Нужно всегда знать, что работа, независимо от того, что это за работа, опьяняет. Она заставляет забыть о многих вещах - она заставляет забыть о себе, она заставляет забыть принцип, она заставляет забыть много разных вещей, потому что сама жизнь опьяняет. И держать себя в сознании во всем этом, выполнять свою работу и помогать другим с доброй волей - ценить то, что каждый делает по-своему, и стараться изо всех сил и позволять другому делать все возможное - это правильное отношение к суфийской работе.

По моему мнению, хотя Суфийское Послание начало свою деятельность много лет назад, тем не менее, если взглянуть на это с мистической точки зрения, то время, за которое оно должно охватить мировую жизнь, - оно всего лишь младенец. Он в своей колыбели, он не известен миру. И если это известно некоторым из нас, я не смею сказать, что это известно всем нам; Я могу только сказать некоторым из нас. И поскольку это работа младенца, то те из нас, кто более или менее знает о Послании, должны знать, что мы находимся в наиболее критическое время по той самой причине, что оно только начинается. Младенец, который не может стоять на ногах, находится в беспомощном состоянии. Он только что родился, это требует большой заботы.

И кто должен об этом позаботиться? Бог сверху. И мы, некоторые из немногих, кого провидение сближает, чтобы работать рука об руку, мы являемся хранителями этого младенца на земле. Тогда представьте, насколько велика наша ответственность. Что-то, что должно охраняться бесчисленными мечами, что-то, что должно было охраняться пулеметом, усилиями, укреплением стен, что-то настолько важное в жизни мира, находится в нашей заботе. И теперь наша работа позаботиться об этом. Каждый из нас несет ответственность за это за грядущее поколение, за человечество, за мир. Оно проникнет как дыхание в народы, оно будет проходить как электрический ток через сердца. Оно должно выдержать, так как оно только что родилось.

И это мы можем сделать только приложив усилия, выразив сначала сочувствие друг другу, тем, кто работает рука об руку на благо Дела. Наша симпатия к другим является следующим шагом. Наш первый шаг друг к другу здесь, между нами. Некоторые из нас имеют недостатки, некоторые из нас заблуждаются, некоторые из нас будут делать ошибки; но, несмотря на все это мы вместе. Если мы делаем промахи, если мы совершаем ошибки, то мы ожидаем, что другой простит нас, позаботится о нас. По той причине, что мы совершаем ошибку, другие должны помочь нам. Именно этим единством мы будем крепки и будем снабжать бесчисленные мечи, пулеметы и силы сделанные из камня: нашим сочувствием друг другу, нашим энтузиазмом и нашей подобной скале верой.

Я не хочу говорить это мюридам, которые еще не постигли идею Суфийского Послания; но те, у кого в сердце где-то спрятана небольшая искра, они не могут выразить это словами, они не могут говорить об этом, и все же они не могут не чувствовать этого. К ним я обращаюсь с призывом о том, что для нас наступило самое критическое время, потому что мы только начинаем. Этот процесс протекает аналогично как и с маленькой рассадой, которая еще не выросла в растение. Птицы могут прилететь, животные могут прийти, насекомые могут съесть ее, или любой может пройтись по ней и испортить ее. Но когда она превращается в дерево, тогда она поддерживает саму себя, тогда её собственная сила защищает ее. Поэтому наша обязанность заключается в том, чтобы бережно ухаживать за этим маленьким саженцем, вырастить его, полить, дать ему солнце и воздух и считать своей священной обязанностью позволить ему расти, распространяться и приносить плоды и цветы, которые он должен принести человечеству.

Те, у кого есть немного времени, и те, кто благословлен Провидением, кто может покинуть свою страну и уехать в другую страну, должны учитывать то, что в настоящее время нам нужны работники на благо Дела больше, чем мы когда-либо нуждались в них раньше. Есть так много городов и так много стран, где интерес растет, где есть большой спрос и где так велика потребность в ком-то, кто будет продвигать Дело. А чего же нам не хватает? Человека не хватает, того, кто должен отправиться туда и остаться и делать работу. В Соединенных Штатах существует такая большая потребность в работниках. Если бы сейчас у нас было двести работников, чтобы начать трудиться в Соединенных Штатах, они могли бы легко иметь широкий спектр задач, каждый из них. В Германии все только началось; это требует колоссальной помощи и огромной работы. И без работников страдает дело в Мюнхене. Если бы один из старых тружеников оставался в Мюнхене в течение некоторого времени, мог бы быть достигнут большой прогресс. В Швейцарии и в Скандинавии есть места, где наша миссия только начинается. Мы очень нуждаемся в помощи мюридов, которые могут отправиться туда, чтобы работать и продвигать Дело.

Поэтому мы должны осознать наши потребности. Мы имеем острую необходимость в работниках. Никогда не думай, что я когда-либо тревожился о средствах. Когда мы начали, ничего не было. В то время у меня не было опасений; и сегодня я не беспокоюсь об этом. Если в моем сердце и есть забота, то только о работниках. Все остальное придет. Если бы у нас был бизнес, индустрия, все было бы иначе; тогда бы я думал о чем-то другом. Наша работа - это служба человечеству. Если у нас нет крова для начала, мы сделаем это вне крова; он появится следующим.

Если у нас нет денег на рекламу, мы сначала обратимся к нашим друзьям. Если их будет пять, десять или двадцать, мы начнем делать это в парке. Что действительно необходимо, так это энтузиазм, осознание нашей потребности в продвижении Дела. И каким образом мои друзья, мои мюриды проявят симпатию, привязанность к своему учителю? Я всегда буду ценить их сочувствие, их преданность, их любовь, их дружбу, помощь мне в продолжении Дела, потому что это тяжелейшая ноша. И если в этом бремени мюриды будут всячески помогать, то эта помощь будет иметь признательность и цениться больше всего.

Да благословит Вас Господь.

13 июля 1926 г.


Перевод: Садананда Брамхачари