Философские вопросы. Часть 36

Татьяна Химич
 

1. Как религиозные запреты портят нам жизнь?

• Любимая тема сочинения 1 класса бесовской школы.

На самом деле для верующего нет запретов. Заповеди Ветхого Завета кажутся запретами только грешнику. Действительно, разве хочется обычному нормальному человеку убивать, прелюбодействовать, лжесвидетельствовать, воровать, желать чужого, завидуя? Зачем тогда запрещать то, что даром не нужно, да ещё и противно?

Святость и праведность – это норма для человека. Такими нас задумал и создал Господь, а вот грех – это ненормальность, неадекватное мировосприятие и поведение, извращённая человеческая природа. Заповеди – это предостережение Человеколюбивого Отца от вечной смерти и страданий, как на земле, так и в вечности. Не бывает счастливых убийц, блудников, воров, насильников, клеветников, завистников, сребролюбивых. «Смерть грешников люта», – написал боговдохновенный царь и пророк Давид, от которого произошла Пресвятая Богородица, а через Неё – Христос (Библия. Псалтирь, псалом 33).

Люта и жизнь грешников. Нет, и не может быть, счастья и искренней, постоянной радости в нераскаянном сердце, а лишь камни неудобоносимые и нет Бога в нём – источника подлинной радости, мира душевного и блаженства.

Христос спас всё человечество от смерти, сатаны и проклятия. И Христос не дал список запретов, потому что Богу угоден не фарисей, исполняющий вынужденно, напоказ, а внутри превозносящийся над всеми. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Библия. Евангелие от Матфея 23:24-25).

Богу угоден любящий, а любящий Бога и людей только и ищет все возможные способы, как сделать ближних счастливыми. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё  переносит. Любовь никогда не перестаёт...» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 13.4-8).

В заповедях Ветхого Завета заключаются два вида любви: любовь к Богу (1-4 заповеди) и любовь к ближним (5-10). Должно на них смотреть не как на запреты, а как на проявление любви к Богу, ближним и самому себе.

Заповеди Любви Нового Завета таковы: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия. Евангелие от Марка 12:30-31).
 
Любящему не нужны запреты, он не может грешить против любимого, не желает причинять ему страдания, а стремится сделать для него всё доброе, что в силах, и даже больше…

2. Как стать красивой?

• Красота – она в душе и любящем, чистом сердце.

У большинства людей есть такое свойство души – называется чутьё. И как помойное ведро красками не расписывай, запашок порой доходит и до соседей… Видят наши очи душевные внутреннее уродство сквозь телесный облик. И порой человек с идеальным лицом, причёской, в новеньком костюме приветливо улыбается, а чувствуешь: будет подлость. Где же она написана эта подлость? На лбу? В глазах? В улыбке?
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу» (Библия. Евангелие от Марка 4:22).

А иногда обычная неприметная женщина, а как улыбнётся, а как котлетами угостит, пожаренными с любовью и молитвой, так что и мир душевный, и радость обретаешь. Красота.


3. Как стать красивой духовно?

• Убрать духовное уродство – греховные нечистоты – и воцарится прекрасное благоухание.

Духовная красота есть добродетельная чистота. Чтобы обрести красоту, нужно убрать из души уродство. Уродство души, ума, сердца – греховная нечистота. Грех, порождающий страсти, не только пачкает невинную душу грязными образами и поступками, он извращает душу и сердце, помыслы и желания, и даже восприятие реальности.

Как сгнившее яблоко, съеденное плесенью и червями, превращается из прекрасного, свежего плода в отвратительный несъедобный перегной, так и душа грешника тлеет духовной смертью. Красивого здесь мало.

Покаяние и очищение от скверны чудесным образом, ведомым только Господу, возрождает даже сгнившие сердца, только бы не опоздать…

«Красота душевная приобретается добродетелью и благочестием» (святитель Иоанн Златоуст).

«Целомудрие и правда — вот красота души, а мужество и благоразумие — это здоровье для неё»  (святитель Иоанн Златоуст).


4. Что вы узнали такого, что лучше б не знать?

• Скорбна душа, познавшая растление.

Пока Адам и Ева не познали зло и смерть, вкусив плод с Древа познания добра и зла, ничто не омрачало их бытие. С ними говорил Сам Бог, они не ведали горя, нужды, болезни, ада, растления, несчастья и боли. Так и мы сейчас. Грех во всех его проявлениях – это то, что лучше никогда не знать. Не знаешь греха – не ведаешь зла, растления и скорби.

Маленькие дети, наивные и невинные, они ещё не познали мерзости нашей жизни, они умеют радоваться пению птички и доброму слову, они богоугодные. «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Библия. Евангелие от Матфея 19:14).
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 18:3).

Всеми силами нужно уберегать детей от растления – духовной смерти.


5. Смысл жизни и смысл бытия, в чём разница?

• Бытие больше жизни. Так и смысл бытия должен быть масштабнее.

Смысл жизни заключён в главной цели нашего земного существования, а именно в спасении души, возвращении того первозданного состояния святости, которое мы утратили из-за повреждения человеческой природы вследствие грехопадения Адама и Евы. Мы должны в земной жизни восстановить разорванную, потерянную связь с Богом и обрести святость, то есть стать нормальными, какими сотворил людей Господь, очиститься от страстей.
 
Но смысл бытия человека был задуман Богом ещё до грехопадения людей, а потому он отличается. Смысл бытия всякого человека заключается в обожении. Человек получил благословение, любя, славя и благодаря Бога, всё больше и больше приближаться к Нему, совершенствуясь в добродетелях, возлюбив все творенья.

Мы созданы для вечной любви, совершенства и блаженства.


6. Слышит ли Бог слова, которые мы произносим, и наши мысли?

• Господь всеведущий и вездесущий.

Господь всё знает, что было, есть, будет и никогда не случится. Поскольку Бог существует вне времени, а создал его, то для Него прошлое, настоящее и будущее одновременны. Уводя нас с путей погибели, Христос прекрасно знает, что нас там ожидает, и знает, чего лишается грешник, отказавшийся от своей лучшей жизни и вечности.

Более того, ещё до сотворения мира предвечному совету Пресвятой Троицы уже были известны судьбы всего мира и каждого человека, и каждой скотинки и былинки. Потому что для абсолютного Бога нет ничего невозможного и неведомого. Преподобный Симеон Новый Богослов в молитве обращается к Богу так: «Веси зол множество, веси и струпы моя, и язвы зриши моя, но и веру веси, и произволение зриши, и воздыхание слышиши. Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая. Несоделанное моё видесте очи Твои, в книзе же Твоей и ещё несодеянная написана Тебе суть», в переводе «Ты знаешь множество пороков, знаешь и раны мои, и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слёз, ни капли часть некая. Не довершённое мною заметили очи Твои, а в книге Твоей находится и ещё не сделанное записанным у Тебя».

Христос – Сердцеведец, знающий даже то, что мы не подумали, а только собираемся подумать. Человеколюбивый Бог ещё до того, как мы что-то возжелали, уже устраивает нашу жизнь так, чтобы мы получили желаемое, если только оно не навредит нам или другим людям. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Библия. Книга пророка Иеремии 17:9-10).
«Знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Библия. Евангелие от Матфея 6:8).

7. Что есть Бог – некая субстанция, энергия, безличный разум или нечто иное?

• Бог есть не что, а Кто. Он Личность.

Может ли некая субстанция или энергия быть Богом? Конечно, нет.
Что такое «субстанция»? «В философии: первооснова, сущность всех вещей и явлений, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе. Субстанция – то же, что сущность». Таким образом, выходит, что если субстанция – сущность всех вещей и явлений (существующая сама по себе) – является Богом, значит, сущность всех творений Божественная, то есть все твари – это боги в прямом смысле. Всемогущие, бессмертные, абсолютные, всеведущие, совершенные, разумные, святые, вечные боги. И кузнечик, и былинка, и последний грешник с ними. Абсурд, да и только. Ни одно творение не может иметь Божественную сущность. «Богооткровенное учение подчёркивает, что мир иноприроден Богу. Тварь произошла не из сущности Божией, поэтому святой Иоанн Дамаскин говорит, что «всё (сотворённое) отстоит от Бога не местом, но природой… Слияние Божественной и тварной природ исключено даже на вершинах обожения твари»(Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 162).

«Святитель Кирилл Александрийский учит: «Творить – это принадлежит деятельности (энергии), а рождать – естеству. Естество же и деятельность – не одно и то же, следовательно, не одно и то же – рождать и творить». Сын Божий рождается из сущности Отца, потому и называется Единосущным Ему. Мир же создаётся не из Божественной сущности, он иноприроден Богу» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 163).

Таким образом, сущность твари не равна сущности Бога, а потому Бог должен быть РАЗУМНЫМ (а не некой субстанцией или энергией), чтобы сотворить отличную от Своей природу. Причём не одну природу, а множество, ведь природа человека не такая, как у дерева. Творцом может быть только разумное и сознательное существо. Дело в том, что несознающий себя не может творить, в принципе, и не может создать нечто отличное от себя, если он себя как субъект не отделяет. Разумный и сознающий себя субъект по определению личность. Разум не может быть безличным, он должен себя осознавать, а потому Бог не может быть безличным разумом.

Бог – Разумная Личность.


8. Сколько всего богов в мире с точки зрения религий?

• Всего существует только один Бог Вседержитель – Пресвятая Троица и одна истинная вера – Православная.

Многобожие невозможно по разным причинам, которые подробно рассмотрены в вопросе: «Почему невозможно существование множества богов с разными сферами влияния?», если кратко: эти так называемые боги были бы несовершенными, имеющими зло в себе, неполноценными, нецелостными, ограниченными в своём могуществе, принадлежащими к некой иерархии, разделёнными по существу и природе, неизбежно соперничающими за границы зон влияния. При таком наборе характеристик невозможно считать их богами».

Возникает закономерный вопрос: а каким богам поклоняются в разных религиях, ведь все религии отличаются? Есть религии, в которых покланяются правильно Истинному Богу (только Православие); есть религии, в которых покланяются Истинному Богу, но неправильно, не как Бог то установил, (католичество); а есть те религии, чьи боги – бесы (славянское язычество, индуизм, шаманизм) и есть безбожные религии, где покланяются самому себе (в конечном итоге, своей гордости, а значит, сатане).

Только Православие сохранило истинное Богооткровенное учение и благодать от Господа. Православная Церковь – единственная Церковь, Главой которой является Бог, а потому только Православие приводит к Богу и спасительно. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Библия. Евангелие от Иоанна 14:6). «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Библия. Евангелие от Луки 11:23).

«Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 10:20-21).
«Ибо все боги народов — идолы (бесове), а Господь небеса сотворил» (Библия. Псалтирь 95:5).

«Прошу и молю вас, ходите в Церковь Греко-Российскую: она во всей славе и силе Божией. Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие её – учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские», – взывает к нам святой преподобный Серафим Саровский.


9. Если б не было (приведите факт), то не было бы и жизни на Земле?

• Если б не было воли Бога на то, не было бы жизни на Земле.

Всякая жизнь сотворена и поддерживается Богом и Его нетварной энергией благодатью, без воли Бога ничто не происходит и не существует. Иссякнет благодать, и жизнь прекратит своё существование. «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Библия. Бытие 1:24).


10. Детский вопрос: зачем мы живём?

• Для чего мы живём? Чтобы познать, каково это жить, и блаженствовать бесконечно в Божественной Любви. Мы созданы вечно жить, радуясь и любя.

Жизнь – бесценный дар, когда из небытия ты обретаешь бытие. Никогда тебя не было и вот ты есть, и созерцаешь Бога, себя, мир, и чувствуешь, и любишь. Наша жизнь не является необходимостью для Бога, ведь Он не нуждается ни в чём, как и мир может обойтись без нас. Бог просто так, бескорыстно дарит нам вечность: «Живи», – и все таланты, дары, время, спасение и Свою Любовь.

«Бог – абсолютное совершенство. Бог не нуждается в мире как некоем объекте, на который Ему требовалось бы излить Свою любовь. Ничто не предшествовало Богу, и ничто не понуждало Его сотворить мир. По мысли святителя Григория Богослова, Благости свойственно распространяться и сообщать блага другим существам. Он пишет: «Поскольку для Благости недовольно было заниматься только созерцанием Себя Самой, а надлежало, чтобы (Её) благо, разливаясь, текло далее, умножая, сколько можно большее число облагодетельствованных (так как это свойственно высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, Ангельские и Небесные Силы… (а затем) другой мир, вещественный и видимый». Итак, святые отцы говорят, что Божественная Благость, или, точнее, избыток Благости, – причина создания мира.

Нельзя считать, что цель сотворения мира состояла в том, чтобы Бог был прославляем Своими творениями. Бог имел славу «прежде мир не бысть (прежде бытия мира)» (Евангелие от Иоанна 17:5)». (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 170-171).
«Душа сотворена была созерцать Бога и озаряться Им» (святитель Афанасий Великий. Слово на язычников).



«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32).