щепки войны

Василий Петренко
                Василий Петренко                .                тел 8 965 691 6504               
                ЩЕПКИ ВОЙНЫ
     Один мой сверстник сказал: «…война, оставив нам жизнь, поставила на нас свои чёрные метки, и теперь старуха с косой в руках находит нас и гибнем мы раньше сроков отпущенных нам на жизнь природой»  Другой-сказал: «Война-тоже самое, что и чёрный лесоруб. После неё-только щепки.»              .               
                АНТИПОВЫ                Фёдор Антипов умер, не дожив до своего тридцатилетия два года. Результаты анатомического вскрытия объявили за поминальным столом. Толян Шавкин по этому поводу выдал своё заключение: Федька, мол, умер от того, что отравился селитрой.                На вопрос, почему он так думает, Толян ответил:               
 --Чтобы у свиней не было глистов, я даю им древесный уголь. В прошлом годе в место древесного я,  на погрузочно-разгрузочной площадке железной дороги, набрал бурого. Бурый уголь свиньи пожирают с не меньшим аппетитом, чем древесный. Только на тот раз уголь оказался смешанным с селитрой. После такого угощения кабанчик перестал расти, пришлось прирезать.  Желудок у него был чёрным, как и у Фёдора.                — Ты что же, хочешь сказать, что Фёдор вместо сахара в чай селитру сыпал? — ехидно заметил зоотехник Иванов.                — Ну, тоды я не знаю, — не желая вступать в спор со специалистом, ответил Толян, —Тоды его, наверно, война достала,— ни к селу ни к городу ляпнул Толик.                Этот манёвр Толяна отразился на лицах присутствующих сочувствующими улыбками. Бухает, мол, Толян не просыхая — вот и забыл, когда та война и была-то.                Однако слово, случайно сорвавшееся с языка Толяна, угодило прямо в точку. Именно война была виновницей ранней смерти Фёдора. Это по её вине всё моё поколение вступило во взрослую жизнь со множеством болячек.
Село, конечно, знало, что колоски пшеницы, пролежавшие зиму под снегом, собирать не следует: зерно в них к весне становится ядовитым, и употреблять его в пищу опасно.                Но Федька со своей сестрёнкой Валькой собирали и ели.  А что им ещё оставалось делать! Голод ведь — не тётка. Они и по соседним сёлам  с сумой ходить пробовали. Только обнищавшее за войну население ничем помочь не могло — у него и свои-то дети жили впроголодь.                Колхоз тоже не помогал. Если тётя Маруся — их мама-- шла в правление колхоза просить подводу, чтобы привезти дров из лесу, ей говорили, что нынче свободных подвод нет: все заняты на колхозной работе. Однако селу было известно-- не дают потому, что помогать семьям дезертиров запретили власти.
Отец Федьки и Вальки, дядя Егор, с фронта дезертировал. Его поймали и отправили в Воркуту. С Воркуты он бежал. Его снова нашли — где-то в тамошних лесах. Таскаться, по снегам с обессилившим человеком, не захотели и пристрелили                Словом, дядя Егор Антипов погиб при попытке к бегству.
Сестра Федьки, Валя, дожила до седых волос. Замужем не была, но наши сельские «доброхоты» около дверей её хибарки толпились по вечерам, как кобельки вокруг хвоста сучки во время течки.: От них Валя родила двоих деток.  Бориска, сын Валентины, от рождения был уродлив: позвоночник искривлён, левое плечо выше правого, шея не выдерживала тяжести головы, на лице застывшая гримаса обиженного ребёнка. Создавалось впечатление, что через Борю трактор  переехал. Осознавал ли он своё уродство, я не знаю. Но горько и больно мне было видеть существо, с которым меня связывали нити родства ( тётя Маруся приходилась моей бабушке Аксинье родной племянницей)
Дочка, Верочка, оказалась ребёнком благополучным: и разумом, и внешностью была не хуже других невест села. Замуж вышла удачно-за фермера. Родила, на радость Валентине Егоровне, внучку Верочку — умницу и красавицу. Но счастье Валентины Егоровны было недолгим. Верочка  после  окончания обучения в институте торговли прожила всего две недели— не справившись с управлением, погибла в автокатастрофе. На Верочке и закончился род Егора Тимофеевича.   Антипова.                Похоже на то, что война поставив на нас чёрные метки, ещё и обязала нас передавать их по наследству нашим потомкам.    


       СТЕПАН
Логической связи между эпизодами жизни Степана Тупикова искать не буду, я выложу здесь только то, что, в моём нескладном детстве, попало в сусеки моей памяти.        .
Русло быстроводной речки Чирчик, берущей своё начало в хребтах горной системы Тянь-Шань,  во время паводков, всей массы талых вод в свои берега не может.  Если смотреть с высокого правого берега, то левого не увидишь; только тихая, зеркалом сверкающая водная гладь, да верхушки  деревьев тугайного леса; больше взгляду наблюдателя зацепиться не за что.   
На правом берегу Чирчика находится селение Резинка. Поселение получило такое название потому, что его обитатели когда-то выращивали каучук- сырьё для производства резины.  После схода полых вод тугаи наполняются голосами птиц: стрекотом сорок, чириканьем воробьёв воркованием голубей,  треском крыл, взлетающих разом, стаи скворцов.  На путика, случайно оказавшегося среди зарослей тугайного леса ночью, плач шакалов наводит жуть.   В русле Чирчика и в его заводях кишат разнообразные породы речных рыб.   Улицы  посёлка каучуководов, перед войной,  кишели человеческой молодью. В этой людской гуще рос и набирался сил паренёк Стёпка. Стёпка в речке удил рыбу, в тугаях гонял лис и шакалов, ночами участвовал в набегах на виноградники соседнего колхоза, и пил самодельное вино.  Одним словом, Степан рос шкодливым романтиком.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Стёпка был крепок телом. Это помогло ему скрыть свой возраст и уйти на войну- защищать Москву.  Однако климат в Подмосковье, не такой как в Ташкенте-на морозе под 40 градусов зябко. Бойцу захотелось погреться под жарким узбекским солнцем. Захотелось к маме. А как!? Только через госпиталь. Ну, Стёпка  взял да и прострелил себе руку повыше локтевого сустава. После госпиталя-военно-полевой суд- трибунал. Учитывая возраст, Воркуту Стёпе заменили штрафбатом.  Командование штрафника в штурмовую роту не послало-определило в обслугу гвардейского миномёта «Катюша». А Катюша как воевала? -укрывшись дымовой завесой делала залп и тут же меняла позицию. Вражеские снаряды прилетали уже на пустое место. Только вот от удара авиационной бомбы расчёт Стёпиного миномёта увернуться не успел-погибли все. Степана контузило: отшибло мозги и нервную систему из строя вывело. Инвалида войны на содержание определили в наш колхоз-колхоз имени Валерия Павловича Чкалова-под присмотр членов колхоза (т.е.  жителей села Бурёнино.)   
При росте метр, с не большой добавкой, весил Степан не на много больше суслика. Не было в нём теперь ни ума, ни силы. Наши сельские хулиганы, подростки лет шестнадцати, забавы ради, поставят вниз головой, скажут: "Стоять, Степан!" и отойдут в сторонку — потешаются. Так и торчит Степан посреди улицы вверх ногами, пока кто-либо из взрослых не вернёт его в нормальное положение.               
 ….Однако во время припадков бешенства сила  в нём появлялась. Завалит, бывало, какую зазевавшуюся бабёнку наземь, приставит нож к горлу — зарежу, так твою мать! Баба визжит, отбивается — бабе страшно.  Ножичек хоть и маленький, перочинный, а всё-таки нож. Степан-то безумный — может и в самом деле дырку в горле сделать. Одним словом, женщины и дети боялись Степана пуще лешего, жившего в ольховой роще.                ….Склоны увалов, меж которых располагается село Бурёнино, покрыты супесчаной почвой. На таких почвах получаются отменные арбузы. Охранять бахчи поручали деду Садовникову. Но детей в сёлах в те годы было не меньше, чем мух в коровниках, деду одному справиться с ними было не под силу. Зная дурную славу Степана, дед брал его себе в помощники. Когда Степан находился на бахче (а он был там неотлучно), пацаны бахчу обходили стороной. Дед мог из своего шалаша  всё лето не вылезать                …
...К  моей тётушке Афимии из Ташлы приехал внук, Колька Краснов — сын той самой Насти, о которой я уже упоминал. Кроме дедушки Павла, у меня был ещё дедушка Фёдор--отец моей мамы. Кольке он приходился прадедушкой.  Фёдор Иванович жил в самом дальнем конце села. Огород у него был полон разных разностей: смородина, малина, крыжовник. Самая сладкая морковка тоже была в его огороде. На моё предложение, наведать дедушку Фёдора,  Колька согласился. Дорогу к дедушке мы почему-то выбрали ту, которая пролегала за крайними избами села. Получалось так, что по правую руку от нас — село, по левую — увал с бахчами.                …Две недели назад, возвращаясь с прополки, я приметил, метров на 50 ниже бахчи,  арбузный кустик с двумя маленькими арбузятами на нём. Когда мы шли к дедушке Фёдору, у меня появилось желание посмотреть, на сколько арбузята успели вырасти.. Колька глянуть на те зародыши арбузов не отказался. Но — там Степан...                …Самого Степана нам не видно.  На фоне синего неба, мы видим его  дубинку . Возвышаясь над белёсыми соцветиями ковыля, дубинка перемещается то в правую, то в левую сторону. Степана мы боимся, но любопытство сильнее страха.                …От окраины села до самой бахчи  кто-то проложил плугом борозду. Легли, значит, мы в ту борозду, ползём. Колька впереди — я следом. Мы не видим Степана, Степан не видит нас. По дороге с бахчи идут три женщины, они нас видят хорошо. Слышу, одна дурёха кричит: "Степан, вон они!". Я поплотнее вжался в борозду, но вдруг увидел голые Колькины пятки, пролетающие надо мной. Хотел окликнуть Кольку, поднял голову, а Степан — вот он! В каких-нибудь десяти шагах от моей головы.                …Бежал я… быстрей, чем снаряд выпущенный из рогатки.. Ни камней, ни канав на своём пути  не видел, свиста ветра в ушах не слышал, земли под собой не ощущал. Не ноги несли меня — крылья страха уносили от неминуемой гибели.  Степан настигнуть меня, десятилетнего мальца, не может,  зато его матерщина  летит через мою голову и липнет на загривке Колькином. Слышу, вместе с матом Степана, через мою голову летит и его шишкастая дубина.  Не на много успел я отбежать, пока мой преследователь подбирал свою пужалку.                — Стой туды-т твою мать! — заорал Степан. Обдав ветром мою короткостриженную голову, дубина летит  под колени Кольке. Но Колька бегает быстрее, чем летают дубинки.        ….Вот уже и крайняя изба — Дорошенковых. Около избы толпятся женщины.                — Стой! — гаркнул Степан, и я, как кролик под гипнозом удава, замер на месте.                ….Оглянуться не успел — дубинка ударом в плечо свалила меня на землю. Рухнул, словно трава,  срезанная косой моего дедушки Павла. Женщины  рядом, но подойти боятся. Я слышу их голоса: "Стой, Степан! Брось, Степан!". Женщины Степану не указ.. Дубина плясала по моему тощему телу, будто матрос на палубе корабля отбивал «яблочко»- плечо, в спину, в голову сыпались её удары. Боли я не чувствовал, визжал больше от страха.                Краем глаза вижу — приближается дед Алейников с длинной палкой. Деда Степан послушался и ушёл на свою бахчу. Его там нашли подростки. Лежал Степан на бахче со ртом, забитым пеной.                С ним всегда так бывало, когда он нервничал.             
   ……Визжать я перестал сразу же, как только Степан повернулся ко мне спиной. Теперь я  думал  о том, как мне явиться домой. Шишмаки, полученные от дубины, красовались по всему телу. На темени сидела бульба, не помещавшаяся под ладошкой — не заметить её моя мать никак не могла, а заметив, могла ещё и от себя добавить.         …..Время было предвечернее, стадо коров возвращалось с пастбища. В стаде был свирепый бугай — бык-производитель. Вот на него-то и надо свалить вину Степана, — нашёл я выход из затруднения.               
 ….Конечно, мамка мои украшения заметила, но слушать  объяснений не стала.   Она спешила в очередь на сепаратор. Молоко сепарировали у Завражиных. Это на соседней улице. …..На полу был расстелен тулуп, теперь уже покойного дедушки Павла. Распластав на нём моё, потоптанное дубиной, тело, я уже собирался  отдаться в объятья Морфею, но,  с треском, чуть не слетев с петель, разверзлась дверь. В дверном проёме возникла не моя застенчивая,  затурканная колхозным начальством  мамаша,  передо мной стояла тигрица. В её округлившихся  глазах  смешались тревога, ярость и безграничная  любовь к умирающему дитяти. В напряжённом теле чувствовалась готовность к схватке хоть с самой смертью.                ….Оказывается, в очереди мамку спросили: "Феня, твой сын  дома?". И рассказали о моём общении с безумным Степаном. Оставив очередь, мамка ринулась спасать сыночка. Если бы ей по пути встретился Степан, она бы в тот момент из него рыболовный крючок сделала. Но моя мать была человеком быстро отходчивым — увидев меня в добром здравии, быстро успокоилась и вернулась в очередь на сепаратор.               
По окончании войны в Москве объявился человек, заявивший, что это он Степан Тупиков, а тот, что в Бурёнино страдает от увечья, — его брат Юрий.                Через пару месяцев тот, московский, "Степан" приехал и забрал нашего Степана в Москву на лечение. Только наш Степан до Москвы не доехал, где-то под Куйбышевым свалился с баржи и утонул в Волге.                ……Услышав эту новость я позлорадствовал: мой обидчик наказан. Через два дня мне стало Степана жалко.   И я его простил. А простив Степана я и сам почувствовал облегчение— будто с моего сердца скорлупа спала.