1. 12 Эрос и Танатос. Мир Разума

Лариса Болотова
                Что такое Эрос и Танатос?

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

(стр. 46) «Но, так или иначе, Фрейд должен был признать существование универсального, биологического влечения, функционирующего во всех живых организмах, и он стал называть его Эросом».

                Эрос – это творческая сила в своём высшем проявлении, а в своём низшем проявлении она выступает как родящая сила.

«Однако затем возникла другая проблема: какую роль следует приписывать агрессивным стремлениям, которые несомненно играют важную роль в жизни живых существ, людей и животных? Если Эрос рассматривается как жизнеутверждающее влечение или инстинкт, то как иначе можно определить агрессивный инстинкт, если не как могущественного противника Эроса, воплощающего ненависть и разрушение в биологическом и психологическом мироздании?»

                Чтобы создать что-то новое, надо разрушить старое.  Пришли к законам диалектики. Единство и борьба противоположностей, закон отрицания, переход количества в качество.

                Один из основных принципов создания Вселенной: имеем одинаковые части как основа, из которой можно создавать формы. Но чтобы создать новую форму нужно разрушить старую. Это подобно пластмассовому конструктору.

«Поскольку реальность агрессии невозможно отрицать, Фред нашёл простое решение: он снова внёс представление о дуализме, которое прежде устанавливал в отношении сексуального инстинкта и инстинкта самосохранения (или стремления Эго и сексуального влечения), в грандиозной теории мирового конфликта между Эросом и Танатосом – жизнеутверждающим инстинктом и инстинктом смерти.

Фрейд говорил об этих двух силах, что они находятся в постоянном антагонизме. …,  этот антагонизм, хотя и представляется достаточно реальным в настоящем психологическом, а также политическом опыте человека, но не является фундаментальным, поскольку агрессия сама по себе есть проявления Эроса».

                Так ли это? Существует две силы созидающая Эрос и разрушающая Танатос. Борьба этих сил рождает Проявленную вселенную.

«При определённых условиях Эрос, или жизненная сила, должен бороться с препятствиями, представляющими угрозу его самоутверждению и даже существованию».

                Жизненная сила – это третья сила, она присутствует как в Эросе, так и в Танатосе. Причём Танатос нужно рассматривать не как смерть, как переход из одной формы в другую. Смерть происходит формы, а не жизненной силы.

«Несомненно, агрессивность может во многих отношениях рассматриваться как покровитель и защитник Эроса, и она находит своё выражение в работе, в творчестве и служит необходимости защищать жизнь в борьбе за выживание. Понимаемая, таким образом, как мы увидим, она отличается от потребности в разрушении».

                Как можно защищать жизнь, убивая других существ? Агрессией не возможно что-либо создать, а только разрушить.

«Однако мы находим другой парадокс в том, что деструктивность (разрушение) сама по себе может быть средством удовлетворения посредством садизма или способом получить удовольствие, причиняя вред и принося смерть, отрицая всё необузданное и радостное. Но даже здесь мы обнаруживаем слияние между либидо и разрушением, и это действительно удивительный факт, что либидозное удовлетворение может достигаться в определённых условиях через проявления агрессивных и аутоагрессивных импульсов».

                В чём может быть причина такой агрессии? Мы судим по результату и создаём по нему причину, не учитывая мотивов происходящего. А причина может быть вне физического мира. Каким образом это можно достигнуть? Через искажение программы инстинктов человека.

«Как психотерапевт я (автор книги) поставил себе задачу – понять, как эротическое побуждение оборачивается против себя, как отрицание либидо может вызвать деструктивное побуждение, как необузданное влечение жизни может превратиться в свою противоположность – отказ от жизни.

Исследуя механизмы этих трансформаций мы сможем объяснить, как возникают невротические или психотические симптомы, а также как нация может быть охвачена бешенной яростью, предавая себя стремлению убивать и разрушать, и как люди становятся способными уничтожить всё, что они создавали. Нет сомнений в том, что импульсы, направленные на саморазрушение, играли и продолжают играть важную роль в истории человечества, также как в жизни отдельных индивидуумов».

                Как изменить неправильное развитие человечества? Войной, эпидемией и стихийными бедствиями? Не жестоко ли это?

«Если мы откажемся принимать фрейдовское упрощённое объяснение этих трагических парадоксов, которые доминировали в жизни человека с незапамятных времён, как неизбежный дуализм между Эросом и Танатосом, то нам придётся, проявляя ещё больше усердия, обратиться к дальнейшему поиску причин. Именно так и происходит научный прогресс.

Психоаналитический метод и его постоянное усовершенствование позволяет нам получить доступ к тайному миру разума, более богатому и драматичному, чем мог бы представить самый талантливый драматург – или автор комедии».