Подарок внуку друга

Полковник Чечель
     «Если тебе меч может понадобиться всего один раз в жизни, носи его ВСЕГДА»…
                (японская поговорка).

     Данный опус родился как ответ на письмо моего друга, моряка-подводника, Альберта Ивановича Храптовича, который сделал мне замечание на описание одной ситуации, что так быть не могло. Моя первоначальная реакция была – обида, но когда я ночь поразмышлял над его словами, понял, что он прав, и это помогло разобраться в природе своих ошибок, которые я иногда допускаю в своих опусах. Впрочем, чтобы было понятнее, перейдём к сути:

     Я написал Альберту Ивановичу:  «Прибыв в г. Остров, как к новому месту службы, я, как и Тимур Апакидзе в своё время, стал вести секцию каратэ. А была весна, и местная шпана совсем распоясалась. Ходили по гарнизону как у себя дома, мешали лётчикам днём блюсти предполётный отдых и т.д. А милиция к нам в городок не заглядывала, у неё и в самом городе забот хватало. И тогда в пятницу перед строем 12 омрап, которым тогда командовал полковник Мордовалов — будующий Командующий ВВС СФ, вышел начальник полит отдела, полковник Калмыков Виктор Иванович и предложил здравую идею, на выходные дни назначать ночной офицерский патруль из добровольцев. Помнишь, как раньше были дружинники, в помощ милиции, когда она не справлялась? И Калмыков задал риторический вопрос: «Кто пойдёт дежурить первым на сегодняшнюю ночь?»
 
   Строй молчал, и тогда я понял, что первым должен пойти я, иначе какой же я тренер по рукопашному бою, и вообще, для чего тогда все наши занятия? Если мы  способны изображать роль каратистов-теоретиков, способных только в белых кимоно орать по японски «ОСС» в спортзале и махать ногами по воздуху. Я вышел из строя, сказав: «Мне для эффективности нужно ещё пять человек. Кто со мной?» Вышло ещё шесть человек: 4 офицера и 2 прапорщика из тех, кто занимался у меня в секции. Жаль, уже не помню их фамилии…

     Причём, ребята в драке были дилетанты, из начинающих с нуля, кто пришёл ко мне учиться этому суровому мужскому искусству. В общем, за ночь мы погасили шесть экцессов, даже чуть махаться пришлось, но спокойную ночь населению гарнизона мы почти обеспечили. Говорю: «Почти», потому что, одного нашего пьяного прапорщика, мчавшегося на мотоцикле без глушителя, мне пришлось отпустить. Я выскочил наперез, увернулся от мотоцикла и успел схватить за плечо второго, который сидел сзади за водилой, и был пассажиром. Он начал падать, и тут до меня дошло, что эта парочка пьяна, и сейчас, тот, кого я успел ухватить, шлёпнется головой об асфальт, а он без шлёма, и у него двое детей. Сам не понимаю, как мне из практически уже из горизонтального положения удалось  втолкнуть его обратно на сиденье. Мотоцикл взревел, обдав меня газом, и ребята умчались…»
 
     В ответ Альберт Иванович написал: «Но не могу обойтись без небольшого уточнения. Все, кто хотя бы раз ездил на мотоцикле в качестве водителя или пассажира будут удивлены, как это мчащегося мимо на мотоцикле можно схватить за плечо (в принципе, можно) и при этом самому остаться на ногах. Мало того, что-то подумать, а потом запихнуть назад падающего...
Ох, Василий Васильевич...  Фантазер ты наш.
 
     Но фантазировать в художественном произведении не возбраняется».   
                С теплом,  АИХ.

                БЕССОННАЯ НОЧЬ

     Я сначала обиделся, что он мне не верит, а потом понял, что он прав – всё было не совсем так. Где-то в 12-ом часу ночи на соседней улице раздался конкретный громкий песняк, типа «Шумел камыш, деревья гнулись», - я сразу послал туда офицера и двух прапорщиков, чтобы прекратили это безобразие. А буквально через 10 минут в одном конце длинного пятиэтажного дома прозвучал громкий, визгливо-пьяный женский голос и мат сразу двух мужиков в ответ. А в ближнем конце этого же дома начали заводить мотоцикл без глушителя.

     Трём оставшихся со мной лейтенантам я дал команду «фас», махнув рукой, куда им надо бежать, а сам бросился к мотоциклу, который только начал отъезжать, с намерением перехватить руль. Но водитель, который был в шлеме, умело меня объехал, но я успел схватить за плечо второго. Он был без каски, начал падать, т.к. мотоцикл продолжал медленно двигаться. И тут я узнал его – прапорщик, механик по СД 3-ей эскадрильи, имеющий двоих детей. Я успел отпустить руку даже смог подтолкнуть его обратно.

     Видите, как много слов понадобилось для описания этой ситуации в деталях? Вот я и пошёл по пути наименьшего сопротивления – стал описывать ситуацию короче и проще, чем она была. А внимательные читатели, типа Альберта Ивановича, сразу обратили внимание на эти нестыковки. В результате, до меня дошло, что в деле писательства нельзя сачковать. Или совсем не браться за перо, или писать так, чтобы сомнений в твоих писульках не возникало…

      Честно скажу, ЧТО МЕНЯ ПОРАЗИЛО БОЛЬШЕ ВСЕГО - нашему примеру в гарнизоне НЕ ПОСЛЕДОВАЛ БОЛЬШЕ НИКТО. В шести частях: 12 омрап, 342 ап РЭБ, РТБ, РТБК, АТБ, ОБС и РТО - не нашлось больше добровольцев дежурить. Неужели все трусы или так оказались РАВНОДУШНЫ к здравому предложению нач.по? Ответа на этот вопрос я не нашёл до сих пор...

     Так вот, Иваныч, написав эти строки, возникла идея поделиться с твоим внуком Иваном двумя случаями из своей экстримальной жизни, чтобы он как можно дольше не бросал занятия айкидо,  раз он уже им занимается. Я уже писал об этих эпизодах в своих рассказах, поэтому тут повторю кратко – только суть:

                РАЗБОЙНОЕ НАПАДЕНИЕ НА КЛАДБИЩЕ

     Моя маманя-блокадница Ленинграда ушла на Небеса на 87-ом году жизни 7.09.12 года. 9 мая мы её похоронили, а на 40 дней Ира осталась дома готовить поминальный обед, а я поехал на кладбище – цветочки положить, да могилку подправить…

     Работаю потихоньку… Подходит прилично одетый мужик примерно моего возраста: «Давайте помогу?» Отвечаю: «Не надо». Он: «Да, бросьте Вы, я тоже военный, полковник, воевал  в Афгане», - и начал землю на могиле бати и мамы руками выравнивать. А там памятник двойной: мой сын Саша-десантник с одной стороны, а с другой – отец-танкист в форме с мамой похоронены, т.е. видно, что семья из военных.

     Работаем, я молча, отцовской сапёрной лопаткой могилку подправляю, а мужик землю голыми руками скребёт и при этом рассказывает, как он солдат берёг на войне в Афгане. Этим он усыпил мою бдительность и через какое-то время попросил мобильный телефон позвонить, мол, его мобилка села. Я дал, но предупредил, что у меня денег на счету почти ноль, поэтому говорить только по делу и не больше минуты.

     Мужик начал звонить, якобы жене, и развёл такую бодягу, что через три минуты  я не выдержал и очень грубо вырвал телефон из его рук, (как потом оказалось, он даже на кнопки набора номера ни на одну не нажимал). Просто имитировал разговор. Продолжаем работать…

     Я лопаткой закончил, её положил рядом с рюкзаком на скамейку сбоку, и взялся подчищать землю веником. Продвигаюсь от ног к голове, мужик за спиной остался, и вдруг, как ток пронзил – я всеми фибрами спины почувствовал опасность. Чисто на интуиции, начинаю делать уклоняющее движение типа нырка-уклона, и в ту же долю секунды получаю страшный удар сзади по голове. У меня аж искры из глаз посыпались, и чуть сознание не потерял.

     Поворачиваюсь, всё плывёт, как в тумане, состояние «грогги» - как в боксе говорят после тяжёлого нокдауна, когда ты на  ногах стоишь, но бой можешь продолжать только на «автомате». Весь торс в крови, которая хлещет из раны, (когда зашили, шрам - 6 см., хорошо – удар пришёлся вскользь и только рассёк кожу). И вижу мужика с моей сапёрной лопаткой в руках, и с вытаращенными от удивления глазами, что я после такого удара ещё стою на ногах. А у меня в мозгу крутится ролик: «Счас бросится добивать и чё делать? Я же эффективно двигаться не могу. А самому на него бросаться тоже не дело – надо секунд хотя бы 30, чтобы аклиматься от удара.

     Боксёры обычно в такой ситуации стараются войти в клинч и тем выиграть время. А мне-то как? К тому же у  него лопатка в руках. В общем, секунд 20-30 мы тупо смотрим друг на друга, и тут до меня доходит, что он меня боится, и поэтому не нападает. Со словами: «Ну, я тебя найду, гад», медленно поворачиваюсь, всё время держа его в поле зрения, беру со скамейки рюкзак, и очень медленно, постоянно оборачиваясь, ухожу…

    Через 500 метров дошёл до колонки, как мог, себя обмыл, футболкой перевязал голову и дошёл до маршрутки. Сел, и ни один человек не предложил помощь, хотя майка была вся  в крови, которая продолжала сочиться, не переставая. Дальше не продолжаю, добавлю лишь такую деталь. Когда в милиции, куда меня привезла Ира после оказания помощи в нейрохирургии, куда меня направили после травпункта, я предложил следаку, который меня допрашивал, снять с моего мобильного телефона отпечатки пальцев преступника, тот, усмехаясь, ответил:

      «Начитались книжек-детективов, ну, и кто этим будет сейчас заниматься?» Тогда я говорю: «Так  давайте съездим на могилу матери. Там должны остаться следы мужика, который на меня напал», - на что милиционер ответил: «А для этого у нас вообще сотрудников нет. Но сейчас Вы езжайте домой, а завтра к Вам приедут те, кому поручат заниматься Вашим делом».

     Но к нам так никто и не приехал, ни на следующий день, ни потом. Ирине же от другого следователя удалось узнать, что за последний месяц на кладбище нашли два трупа в результате таких нападений. Т.е. я по идее, должен был оказаться третьим, но молитва матери меня спасла, которая бы в гробу, наверно, перевернулась, если бы меня завалили прямо на её могиле…

                ГРАЖДАИН О. БЕНДЕР ПОПАЛ ПОД ЛОШАДЬ

     Через два года я опять встрял в историю. Я ещё ходил, но уже медленно и плохо. В тот день Ира меня отправила с утра за хлебом. Я подошёл к переходу (без светофора) через улицу Ленина, (сейчас она Соборная), посмотрел влево-вправо, убедился, что машин нет, ступил на переход. Сделав два шага, услышал сильный грохот мотоцикла, который его двигатель издаёт, если он без глушителя. А повернув каралик головы направо, увидел метрах в 500 мотоцикл, который мчался на огромной скорости, 100 км/час или больше. Я стал. По идее надо было сделать пару шагов назад, т.к. водитель явно вёл себя неадекватно – с такой скоростью в городе не ездят. НО быстро я этого сделать не смог, и решил просто стоять, уже никуда не двигаясь.

     Метров за 200 водитель меня увидел, и поскольку согласно правилам он должен пешехода пропустить, начал тормозить. Мотоцикл уже почти погасил скорость до 30 км/час, (это я оцениваю на свой выпукло военно-морской глаз), как его зажатое тормозами переднее колесо попадает на крышку люка, и он мгновенно меняет градусов под 30 направление, и несётся прямо на меня. Честно скажу – в первую долю секунды состояние – ШОК. Ничто не предвещало такого финала, и так глупо отдавать свою жиСТь? Был бы молодой, просто успел бы отпрыгнуть. У меня ж самая быстрая реакция на курсе, (это дядя-доХтор мне на ухо шепнул, когда они закончили все исследования над курсантами нашего 2-го курса, которые начали проводить с началом полётов).

     Но сейчас тело мне не принадлежит, да и реакция наверняка замедленная. Так чё де? До мотоцикла уже 7 метров, 5, 3… Это я вам пытаюсь доложить хотя бы часть мыслей, которые успели пронестись в голове с фуражкой 53-го размера, (смеюсь, на самом деле 55-56)…

     Говорят, в подобных ситуациях вся жизнь успевает пронестись у человека перед глазами. В то же время я 7 лет отдал боксу, 15 – лет каратэ, из них крайний год ходили на «славянку» - Славянский рукопашный бой. Кстати, Ира меня уже по состоянию здоровья одного на тренировки не отпускала, ходила вместе со мной.

     И ещё доложу любопытный факт из собственной биографии, применительно к данной ситуации. Из этих 15 лет, что довелось заниматься восточными единоборствами, был период, когда я полгода ходил на айкидо. Сподвигли меня на это два мужика – соратники по Рериховскому обществу, куда я ходил, когда жил в Николаеве. Мужики были настолько фанаты, и меня этим заразили, что после каждой тренировки они шли в Касперовскую церковь, которая одна из самых древних в Николаеве. Эмпирическим путём, бродя по залу, находили самое энергетичное место на тот момент, и стоя там, в пол голоса проводили анализ тренировки,  перечисляя все причины ошибок и достижений. Мужики, я бы в это никогда бы не поверил, если бы сам, ЛИЧНО, не присутствовал при этом ритуале…

                ЦЕРКОВЬ

     И, пользуясь случаем, скажу пару слов за церковь. Вы никогда не задумывались, господа, над таким фактом – на хрена в Москве отлит и стоит на земле Царь-Колокол? Зачем ему сделаны стенки такой толщины? Ведь его вес ни одна церковь в России не выдержит. Так что нашим предкам чугун просто некуда было девать, вот они и соорудили такого монстра?  Ан, нет, не дураки они были. Я немного дружил с Галиной Каспер, самой мистической женщиной из тех, кого довелось знать лично. Так вот, Галя по роду является правнучкой графа Каспер, который и построил эту церковь сразу с основанием города Николаева.

      Она рассказала, что эта церковь имеет под землёй ещё второй и даже третий ярус. И девочкой родители не раз водили её в  подземелье. Галина хорошо запомнила пол из красного туфа, и что стены там были толщиной 2,5 – 3 метра, т.е. они могли бы выдержать вес Царь-колокола, если бы его повесили там… А может именно для таких церквей он и предназначался изначально?

                МАСТЕРСТВО НЕ ПРОПЬЁШЬ

     Но вернёмся к ситуации на дороге. Чисто на автомате: вскидываю руки, оттопыривая зад, делаю шаг влево с одновременным упором в руль мотоцикла обоими руками и, пропуская колёса мимо себя, делаю подкручивающее движение вправо и вниз. В итоге, мотоцикл падает с водителем на бок. Если бы я этого не сделал, а просто уклонился бы, мотоцикл бы въехал в бетонный забор, и даже на малой скорости водитель бы полетел через руль.

     Я тоже падаю, весьма чувствительно приложившись боком и темечком об асфальт. После чего мы все замираем в живописных позах метрах в 5-7 друг от друга. Дальше начинается «коррида». К лежащему на тротуаре водителю подскакивает женщина и, не стесняясь меня, кричит:  «Если Вы дадите мне сейчас 200 гривен, то я сотрудникам ДАИ и на суде подтвержу, что мужчина переходил улицу не на переходе». Смотрю – точно, меня ударом отнесло метра на два от размеченной пешеходной дорожки на проезжую часть дороги.

     Только я хотел заорать: «Ты чё, старая курва, буронишь?» - как мужик тихо, вполголоса, (но я услышал) – ей прошептал: «Пошла на Х…», - а  ко мне подскочила семейная пара и, словами: «Вам нужно вызвать «Скорую помощь», - начала меня поднимать. Я встал, ощупывая себя и голову, мужчина тут же, очень толково вызвал «Скорую помощь», указав адрес, где это произошло. Подошёл водитель, прихрамывая, в очень «крутом» мотоциклетном прикиде: красивый шлем, весь в фирменных наклейках, чёрный кожаный костюм, который спас его ноги от обдирания об асфальт. Краги, ботинки на толстой подошве… Всё выдавало в нём «профи», только непонятно было, почему же он создал тогда эту аварийную ситуацию на дороге?

      «Мотоцикл на люке занесло. Вы в порядке?» Я видел, что мужик искренне переживает случившееся и не собирается бежать от ответственности: «Да, вроде цел, я думаю и «Скорая помощь» не нужна», - ответил я. На что он с горячностью возразил: «Нет, нет – дождитесь. Бывает в горячке сначала человек ничего не чувствует, а спустя час или два начинаются проблемы. Вы извините, меня ждут, поэтому и ехал так быстро. Давайте обменяемся телефонами на всякий случай, и я поеду. Он записал мой № мобильного телефона, я его, и мужик уехал.

     Старая кошёлка, которая просила у него денег за ложные показания на суде, стояла рядом, и как только мужчина на мотоцикле скрылся из виду, подошла ко мне с аналогичным предложением. Я её тоже «послал», не так круто, как мужик,  но «послал»… В общем, дождались мы машину «Скорой помощи», тётя доХтор с радостью убедилась, что на мне травм, несовместимых с жизнью, нет, поэтому от госпитализации я отказываюсь, и, заставив меня подписать какую-то бумажку, уехали. Я же, придя домой, рассказал всё Ирине, а через два часа сначала позвонили на мой мобильный телефон.

     Отвечала Ира, а вскоре к нам в квартиру заявился мужчина, который меня сбил на мотоцикле. Сразу начал перед женой извиняться, что он не нарочно… А когда по фотографиям, висевшим в коридоре, понял, что он сшиб полковника Морской авиации, стал любезен вдвойне. Кстати, он оказался бывшим сотрудником ГАИ и действующим мотогонщиком. И хотя Ирина сказала: «Не надо», - оставил на столике 300 гривен, - как он выразился: «На возможное лечение и за моральный ущерб». На этом распрощались, но Ира меня подколола:  «Слушай, муженёк, признавайся, может отныне ты решил таким путём деньги зарабатывать? Так ты учти – не согласная я»…

                РЕЗЮМЕ

      Этими двумя случаями я хотел показать, что «мастерство», если оно есть, пропить невозможно, и тот опыт, который вы получаете, занимаясь восточными единоборствами или любым другим мордобойным видом спорта, никогда лишним не будет,  а иногда он может спасти вам жизнь. Поэтому старайтесь заниматься им как можно дольше, для здоровья, хотя бы два раза в неделю, и он вас не подведёт… Кстати, как он помогает в уличных драках можно прочесть в моих опусах: «Драка – это не спорт», «Четыре конечности лучше, чем две» и «Что может помочь в драке». Удачи, друзья!!!

   http://proza.ru/2012/07/03/1522

                http://proza.ru/2013/03/13/1105
               
                http://proza.ru/2012/03/29/2275
               
       А закончить сей опус мне хочется песней Вадима Захарова «Лётчик должен летать», потому что Авиационная неделя продолжается, и грех её не отмечать:

 
                https://www.youtube.com/watch?v=eoH0YnYCP84

 Летчик должен летать, тут все просто и ясно.
 На себя значит вверх, от себя значит вниз.
 Летчик должен летать, и притом безопасно –
 Это вовсе не блажь и не чей-то каприз.

Сварщик должен варить, кто-то должен шить тапки,
Если вор своровал, сыщик должен сыскать.  Лекарь должен лечить, бизнесмен делать бабки,  Техник должен технить, а летчик должен летать.

Не копать, не стрелять, не размазывать масло  По холсту, как Рембрандт, чтоб шедевр написать. Летчик должен летать в ясный день и в ненастный,
И еще по ночам, когда хочется спать.

Кто-то должен мешки вдохновенно ворочать, Кто-то словом на дело его вдохновлять,
А летчик должен летать, потому что он летчик,  Вот если б счетчиком был, должен был бы считать.

Может быть я неправ, я могу ошибаться,
И, возможно, меня кто-нибудь упрекнет.  Каждый делом своим должен всё ж заниматься, Летчик должен летать, пусть Киркоров поет.
 
Каждый должен пахать по возможности классно,
И тогда будет всё, и у всех зашибись,
А летчик должен летать, тут все просто и ясно, На себя, чтобы вверх, от себя, чтобы вниз.

     На фото в начале рассказа: командир атомохода, капитан первого ранга в запасе, Альберт Иванович Храптович с внуком Иваном, уже студентом МАИ, перед прыжком во взрослую жизнь.