Кто написал докторскую диссертацию министру МВД РФ

Валерий Ермыкин
Читатели, незнакомые с механизмом защиты диссертаций в Санкт-Петербургском университете МВД РФ, подумают, что Колокольцев В.А. написал диссертацию сам и ошибутся.

Для введения читателей в курс данной статьи приведу выдержки из своей монографии "Как генерал Сальников В,П. кадры подковывал", опубликованной в статье "Сальников В. П. - великий комбинатор и взяточник": "Данная монография отличается от других работ тем, что написана учеником Сальникова Виктора Петровича, докторантом Санкт-Петербургского университета МВД России, окончившим полный курс обучения. Поэтому в монографии представлена «внутренняя кухня» подготовки кадров, отражена деятельность генерала непосредственным участником событий с привлечением большого количества документов. Для автора монографии, как и для других многочисленных учеников генерала Сальникова В.П. характерен комплексный подход к рассмотрению проблемы, поэтому не только рассматривается конкретная организационно-научная деятельность генерала, но и обстановка, в которой она проходила, моделируются этапы становления генерала Сальникова В.П. как одного из наиболее ярких организаторов подготовки научных сподвижников. Как известно, в нашем мире все преемственно, нельзя здание построить на пустом месте, для этого нужен фундамент. Нельзя всю заслугу организации научной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России отнести на Виктора Петровича Сальникова. Просто он оказался нужным человеком в нужном месте. В 90-е годы происходит развал советского государства. На место призрачного идеала в виде светлого коммунистического общества пришел вполне прозаичный – нажива. Личность человека стала определяться не по личным качествам, а по тому, сколько человек «стоит». Идет передел собственности, в который активно вступают бывшие партийные и комсомольские работники, бандиты и другие активисты. Начинают выдвигаться люди по принципу контролируемой собственности. Такие люди падки на ярлыки, а что лучше украсит человека, чем диплом кандидата или доктора наук. Получил диплом, и непонятно кто сразу становится маститым ученым. У людей есть деньги, но нет знаний, времени и желания на получение этих знаний, но они жаждут получить ученую степень и ученое звание. В это время Сальников Виктор Петрович занимается изучением социалистической правовой культуры сотрудника милиции, сейчас он считается основоположником нового научного направления в отечественной юриспруденции, связанного с разработкой проблем правовой культуры и путей ее формирования. Он разносторонний человек, очень коммуникабельный, стоит у колыбели выходцев руководителей нового типа, например Степашина С.В., Колокольцева В.А. Да и Путину В.В. он нашел научного консультанта на докторскую юридическую диссертацию, о которой в прессе исчезли все упоминания. Он видит, как государственная собственность расходится по чужим карманам и наступает время чистогана. Сам он человек мирный, ученый, не возьмет автомат, и не пойдет отбирать у людей деньги. Большинство его старших ученых коллег становятся не в удел: кому они нужны со своими коммунистическими работами и радикулитом. Но у них полно старых регалий и заслуг. Тут спрос родил предложение - Виктор Петрович понял, как можно процветать в новых условиях, как соединить прошлое с настоящим и перейти в прекрасное будущее. На тот момент он достиг достаточного административного ресурса для дальнейших мероприятий – стал председателем Диссертационного совета Санкт-Петербургской академии МВД России. Виктор Петрович прекрасно разбирается в людях: среди своего окружения он выделил нескольких способных людей, готовых писать для нужных людей диссертации разного уровня за должности, звания, и деньги. Созвал пенсионеров со званиями, степенями. Они с радостью откликнулись: как же они нужны для подготовки научных кадров, их знания и опыт востребованы. Выдвинул в Диссертационный совет и вновь испеченных ученых, которые по большому счету и базового образования юридического не имели. Желающих защититься в престижном милицейском вузе - хоть пруд пруди. И пошла работа: старичкам - почет, уважение, небольшие подарки, новоиспеченным ученым – дипломы кандидатов и докторов наук, а Виктору Петровичу благодарность с обеих сторон, деньги и процветание. Защищаться хотели и многие сотрудники милиции. С ними он тоже мог вести себя по-разному. Например, прикрепит оппонентом ученого старой закваски, тот так его работу раскритикует, что соискатель начнет собирать деньги для защиты. Другому соискателю Виктор Петрович прикрепит такого научного руководителя или консультанта, что тот не только напишет за соискателя диссертацию, но и напечатает, а соискатель увидит ее впервые на защите. Не говорю на предзащите, так как у Виктора Петровича были профильные кафедры со своими людьми, которые напишут протоколы любых заседаний кафедры с любыми действующими лицами. Но не всегда слаженно работал диссертационный конвейер, несмотря на то, что всегда Виктор Петрович имел возможность формировать Диссертационный совет в нужном составе, для кворума ведь не нужен весь состав, вот он для конкретных защит и подбирал кворум. Один раз защищался один из руководителей силового ведомства, вел себя с членами совета по панибратски, считал, что защита - дело предрешенное. Но в совете были и непредсказуемые члены, например, Николаева Лидия Александровна. Она спросила соискателя степени доктора наук: - У вас в реферате на такой-то странице написано одно, а в диссертации на странице такой-то – противоположное, чему верить? Диссертант начал отвечать невнятно, сбивчиво, и стало понятно, что он и автореферат и диссертацию впервые увидел на защите. Грозила катастрофа, человек деньги проплатил, а с каждым его ответом, шансы на защиту заметно уменьшались, диссертант стал багровым. Виктор Петрович Сальников как председатель Диссертационного совета объявил перерыв. Автор монографии не присутствовал на продолжении заседания, он был уверен в провале диссертации. Но он плохо знал Виктора Петровича, и уже на следующий день узнал, что защита прошла успешно, только пять человек проголосовало «против». Вот так Виктор Петрович спасал, казалось бы, не спасаемые диссертации. Перерыв, фуршет, умелая психологическая обработка несговорчивых членов Диссертационного совета, и защита проходит успешно. Уж очень несговорчивого члена совета всегда можно на следующую защиту диссертации не приглашать. С докторскими диссертациями в ВАКе проблем не было.
К несомненным заслугам следует отнести то, что Виктор Петрович Сальников никогда не жадничал и всегда делился с коллегами, более того, он создал такую атмосферу в коллективе, что каждый сотрудник знал, что и сколько стоит, и не удивлялся этому. Да что там сотрудники вуза, опытные опера, бравшие с поличным сотни взяточников, несли Виктору Петровичу Сальникову деньги, чтобы приняли в университет их чадо. Вот такой это смелый и бескомпромиссный человек Сальников Виктор Петрович. Многие выдающиеся государственные деятели в вечном долгу перед ним, так как именно он ввел их в замечательный мир науки".

Как говорится слова к делу не пришьёшь, нужны факты. Колокольцев В. А. защищал докторскую диссертацию в 2005 году, когда было защищено много диссертаций с некорректными заимствованиями.

Выдержка из статьи "Профессор и мошенничество", опубликованной на сайте informpressа.com 19.06.2019 г.: "Профессор кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД и генеральский сын, задержан за мошенничество с недвижимостью. На фоне других коррупционных преступлений новость кажется не очень значимой. Пикантность состоит в том, что это не первое его уголовное дело и он не единственный родственник генерала МВД Виктора Сальникова, который попадает под следствие и суд".

Захаренков Вячеслав Владимирович, 51 год, генерал милиции. Начальник Главного управления внутренних дел на транспорте МВД РФ. Помощник министра внутренних дел РФ с апреля 2001 г.
Спрашивается, а почему во многих диссертациях было так много заимствований, что даже Диссертационный совет Д 203.012.01 закрыли? Потому что их писали одни и те же люди, естественно, за вознаграждение.

"Сальников В. П. - великий комбинатор и взяточник": "Аврутин Ю. Е. - второй человек, который плодил диссертации, (в основном докторские, а по кандидатским диссертациям специализировался Артамонов В.С. - впоследствии генерал-полковник - заместитель министра МЧС РФ - прим. автора) у него дома по тем временам стоял мощный компьютер, разнообразная оргтехника, к нему в оцифрованном виде поступала информация обо всех опубликованных диссертациях, авторефератах, пособиях, монографиях и других публикациях. Если читатель случайно возьмет диссертацию Аврутина Ю.Е. и какого-нибудь генерал-полковника из МВД России и не найдет разницы, пусть не удивляется, потому что разницы нет, автор монографии пытался найти ее в библиотеке Санкт-Петербургского университета МВД России, но не смог. За написание десятков, а то и сотен диссертаций, что под силу определить автороведческой экспертизе, Аврутин Ю.Е. стал заслуженным деятелем науки РФ, заслуженным юристом РФ. В настоящее время продолжает дело своего коллеги и соратника – состоит в должности председателя Диссертационного совета Д-203.012.01 (юридические науки) СПб университета МВД России".

"18 апреля 2018 года после тяжелой болезни ушел из жизни доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ Аврутин Юрий Ефремович".

Аврутину Ю.Е. я принёс свою монографию на рецензию. Он дал отрицательную рецензию, во многих местах спорную, но это была работа высококлассного специалиста, которая позволила мне улучшить монографию. Как говорится за одного битого, двух не битых дают. Потом её рецензировали: подполковник милиции начальник кафедры ОРД Санкт-Петербургского университета МВД РФ Голубовский Владимир Юрьевич. В настоящее время главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, почетный сотрудник МВД России, почетный работник высшего профессионального образования, генерал-майор полиции в отставке и мой научный консультант декан юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, заслуженный юрист РФ, д.ю.н., профессор Глущенко Петр Петрович, умер в 2017 году. Рецензии были положительными. После получения рецензий, я посмотрел несколько монографий для подготовки к печати. В них фигурировала фраза "Монография предназначена для слушателей и адъюнктов высших учебных заведений системы МВД РФ". Я увидел в ней лишь стандартную формулировку и распечатал за свои деньги монографии. Но, так как я Сальникову В.П. не заплатил за защиту докторской диссертации, (он требовал 5000$) то, чтобы меня притормозить, а без монографии защита была бы невозможной, Сальников В.П. объявил мне выговор за грубое нарушение Положения о редакционно-издательской деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России (приказ начальника СПб У МВД РФ № 282 от 20.03.2000 г.). Мне объяснили, что эту фразу можно было печатать лишь с разрешения МВД России, а без специального разрешения, данная фраза в монографии является грубым нарушением Положения о редакционно-издательской деятельности. Может быть, какому-либо читателю это покажется бредом. Да это бред, но до чего не опустишься, когда вымогаешь взятку. Тут со мною начал проводить воспитательную беседу начальник отдела воспитательной работы полковник милиции Трещёткин Виктор Александрович. Он сказал, что у меня хорошая диссертация, достаточно публикаций и я готов к защите. Если я оплачу 5000$, то с легкостью защищу ее". Но я не заплатил, и в итоге не защитился.

Аврутин Ю.Е. был научным руководителем (консультантом) у очень непростых людей.

"За счет семейного фактора "неприкасаемый" питерский бизнесмен Медведев сделал головокружительную карьеру. Спустя год после инаугурации нового президента России Дмитрия Медведева на его родине, в Петербурге, инспектора ГАИ перешептываются: на улицах города появился черный Maybach, который нарушает правила, но останавливать его — себе дороже. Ведь представительский автомобиль якобы возит брата самого президента России. Мы выяснили, что молва записала в президентские родственники гендиректора строительной фирмы ЦДС Михаила Анатольевича Медведева. Попытка проверить эту информацию обернулась угрозами в адрес редактора".

"Совет Федерации назначил заместителем генерального прокурора 40-летнего Андрея Кикотя, передаёт "Московский комсомолец". Сенаторы пожелали Кикотю "несмотря на молодость" оказаться достойным памяти своего отца - Владимира Кикотя, который был первым начальником Московского университета МВД, сенатором от Приморского края и главой Управления президента по вопроса госслужбы и кадров в АП. Он скончался в августе 2013 года. В 1997 году Кикоть В.Я. стал заместителем начальника Санкт-Петербургской академии МВД России по кадрам (с 1998 года - Санкт-Петербургский университет МВД России), а в 1998 году — заместителем начальника по переподготовке и повышению квалификации".

Википедия: "Виктор Петрович Иванов (род. 12 мая 1950, Новгород) -российский государственный деятель. Президент Ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества" с 16 июля 2018 года, Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (15 мая 2008 — апрель 2016), председатель Государственного антинаркотического комитета. Действительный государственный советник РФ 1 класса (2012)".

Я посмотрел оглавление диссертации Колокольцева В.А. и сравнил со своей диссертацией.

В своей диссертации я оперировал понятием "объект особой важности", а Колокольцев В.А. использовал термин "интерес".

Интересно было бы сравнить моё заключение, приведённое ниже, с заключением в диссертации Колокольцева В.А.:

"Заключение

Государственное управление является разновидностью государственной деятельности, эффективность которой напрямую связана с процветанием государства. Проблема государственного управления актуальна для любого государства на всем протяжении его существования. Особую же актуальность она приобретает в переходные и кризисные периоды. Вызывает озабоченность экономическая ситуация в России, когда кризис, пронизавший практически все сферы общественной жизни, отбросил большинство россиян за черту бедности. Экономический круг вопросов является важной частью широкого комплекса проблем, с которым обычно связывают безопасность государства. В настоящий момент приобрела огромное значение военная составляющая безопасности, так как будущее Северного Кавказа, России связано с результатом окончания войны в Чечне, где международные террористические организации и местные сепаратисты пытаются "расчленить" Россию.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а субъектом государственного управления является система органов исполнительной власти, представляющая собой совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области государственного управления, кадровыми, финансовыми, материальными, информационными и иными ресурсами, необходимыми для отправления деятельности методами и формами, конституционно определенными для данной ветви власти в Российской Федерации.

Укрупнено проблема государственного управления требует решения двух вопросов: как и чем управлять? Естественно, они тесно взаимосвязаны друг с другом. До сих пор в российской практике государственного управления существовало два варианта:

- когда объекты и субъекты управления связывает жесткая централизованная, так называемая командно-административная система управления;

- нынешний, когда Президент России "дает регионам столько самостоятельности, сколько они могут взять".

Были и различные вариации данных вариантов, например, реформы системы управления 1957 года, когда республики получили большие административно-хозяйственные полномочия. Хотя, предпринятые меры на первых порах поощряли инициативу специалистов и местных органов, способствовали повышению уровня специализации регионов и их определенной кооперации, развитию местного производства, однако, возникли затруднения в управлении предприятиями отраслей крупной промышленности общегосударственного значения, развился местный бюрократизм и корпоративизм, нарушились пропорции развития регионов и их внутренних связей друг с другом.

В целом, уделялось и уделяется много внимания решению проблемы "как управлять". Это касается и методов управления, когда в связи с демократизацией общества прямое юридически властное воздействие уступает место оказанию помощи, методам согласования и контроля исполнения, и изменения функций органов государственного управления, когда сужены такие традиционные функции, как планирование, материально-технического обеспечение.

Можно выделить два уровня государственного управления. Пер-вый - это государственное управление особо важными объектами и второй уровень - государственно-управленческая деятельность в широком, общепринятом смысле. В настоящий момент игнорируется первый уровень управления, и делается упор на управление всеми отраслями и сферами. Но, практика показывает на ошибочность такого подхода. По мнению автора диссертации, в связи с тем, что страна находится в глубоком кризисе и у государства большой внешний долг, прежде всего необходимо отработать механизм государственного управления обеспечением безопасности особо важных объектов.

На функционирование механизма государственного управления не могут не оказывать влияние объекты управления. В качестве объектов управления рассматриваются особо важные объекты, т.е. объекты, безопасность которых непосредственно влияет на безопасность страны. Особо важные объекты являются связующим звеном между государственным управлением и национальной безопасностью.

В диссертации впервые предпринята попытка систематизировать объекты не по отраслям или сферам безопасности, а по функциональному назначению в плане обеспечения национальной безопасности, по субъектам управления. Так, автор диссертации все объекты управления делит на особо важные объекты трех уровней: федерального, регионального и местного значения и другие объекты. Законодатель не дает определения особо важных объектов, поэтому вопрос о причислении к ним тех или иных объектов является дискуссионным, требующим дальнейшего теоретического осмысления.

По мнению автора диссертации, критериями, которые позволили бы относить объекты к особо важным объектам являются :

- обязательное нахождение объектов в государственной или муниципальной собственности (приватизация объектов должна быть запрещена);

- особый правовой статус;

- в обеспечении безопасности объектов участвуют специализированные органы;

- объекты подлежат обязательной государственной регистрации;

- особый государственный контроль за объектами.

Важным направлением структурной политики исполнительной власти после структуризации объектов управления является структуризация самих органов управления и их деятельности. Рассматривается система государственных органов, обеспечивающих и контролирующих безопасность использования особо важных объектов. Только классификация функций органов исполнительной власти по предметному признаку (учет объектов управления и их потребностей) и по признаку полноты полномочий органа управляющего (комплекса органов) может обеспечить конституционные требования "ведения" определенными сферами общественного развития и ответить на вопрос: как управлять?

Государственные органы, обеспечивающие безопасность особо важных объектов можно разбить на две группы. В первую группу входят специальные органы обеспечения безопасности, непосредственно выполняющие функции по обеспечению безопасности государства, а во вторую группу - государственные органы, отвечающие за безопасность конкретной категории особо важных объектов.

Государственное управление особо важными объектами имеет свои особенности. Если отличительную черту административно-правового регулирования в условиях реформ составляет связь государственно-властной воли и рекомендательно-регулятивного воздействия на объекты, находящиеся в сфере влияния исполнительной власти, при сохранении их самостоятельности в решении вопросов, то для управления особо важными объектами характерны государственные методы прямого директивного управления, которым присущ централизм управления по вертикали. Такой принцип управления связан прежде всего с особой значимостью объектов управления.

Концепция государственного управления обеспечением безопасности особо важных объектов предполагает следующие этапы:

- классифицировать особо важные объекты, определить их правовой статус;

- особо важные объекты должны быть занесены в государственный реестр, причем федеральные органы власти должны иметь не только реестр особо важных объектов федерального значения, но и реестры объектов регионального и местного значения с разбиением по субъектам Федерации для проведения единой политики в области обеспечения безопасности особо важных объектов;

- определить минимальное количество органов управления этими объектами;

- установить назначение органов в системе управления, сформулировать их задачи и функции;

- установить полномочия органов в сфере их ведения;

- организовать информационное обеспечение органов управления;

- установить порядок структуры их штатов, финансирования, материального обеспечения, ликвидации;

- обеспечить подготовку кадров для охраны различных особо важных объектов, с учетом функционального назначения объектов;

- установить порядок принятия, реализации и контроля решений органов обеспечения безопасности особо важных объектов.

В числе важнейших мер, направленных на повышение эффективности государственного управления особо важными объектами, следует выделить:

- упрощение структуры Правительства РФ, аппарата Правительства и Президента РФ для устранения дублирования функций;

- ввод в состав Правительства Вице-премьера, который бы курировал особо важные объекты, создание комитета в Государственной Думе, который бы занимался подготовкой проектов законодательных актов в области обеспечения безопасности особо важных объектов, и который бы свои действия координировал с Вице-премьером, курирующим особо важные объекты, а также ввод в структуру аппарата Совета Безопасности управления обеспечения безопасности особо важных объектов, которое бы занималось координацией действий всех органов, связанных с обеспечением безопасности особо важных объектов;

- вследствие крайне нестабильной структуры органов исполнительной власти, на законодательном уровне необходимо закрепить процедуру изменения статуса органов исполнительной власти, которая предотвращала бы нерациональные реорганизации;

- необходимо четко разграничить полномочия федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления в процессе обеспечения безопасности особо важных объектов;

- повышение роли Министерства юстиции РФ в контроле за ведомственным нормотворчеством и в координации законопроектной деятельности структур исполнительной власти.

- создание единой системы эффективного контроля за обеспечением безопасности особо важных объектов, во главе которой будет стоять Комитет РФ по контролю за безопасностью особо важных объектов.

В целом, необходимо устранить фрагментарный характер механизма государственного управления обеспечением безопасности особо важных объектов, и придать ему целостный, сбалансированный характер. В случае признания концепции государственного обеспечения безопасности особо важных объектов в качестве государственной доктрины, необходимо принять Федеральный закон "Об особо важных объектах", а затем в соответствии с ним доработать действующее законодательство".

Выдержка из диссертации Колокольцева В.А.: "В современных условиях, как правило, в качестве основной угрозы национальной безопасности рассматривается международный терроризм. В частности, P.A. Ромашов, с утверждением которого соискатель в целом согласен, полагает, что "деятельность террористов изначально ориентирована на разрушение сложившегося социального и правового порядка в государстве и обществе"".

"Сальников В. П. - великий комбинатор и взяточник": "Мне вспоминается интересный случай. Со мною учился докторант майор милиции Ромашов Роман Анатольевич, не знаю почему, но к Сальникову В.П. он входил, чуть ли, не открывая дверь ногой. На одном из заседаний Ученого совета, когда обсуждалась моя докторская диссертация, он встал и начал энергично и довольно долго ее критиковать. После заседания я подошел к нему и попросил помочь мне с диссертацией, раз он так хорошо разбирается в ней, на что он к моему удивлению ответил, что не может мне помочь, так как не читал моей диссертации. В настоящее время он – д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, генерал-майор внутренней службы, начальник Самарского юридического института ФСИН России. Как говорится, большому кораблю – большое плавание".

Я горд, что моя диссертация, над которой добросовестно работал три года - как для себя, не пропала даром, и материал из неё был использован для написания докторской диссертации для министра МВД России Колокольцева В.А.