Милан, Падуя. Четверть шага по Италии

Виктор Комосов
«Милан, Падуя. Четверть шага по Италии»

(Фрагмент нестандартных путевых заметок о прогулке по роскошному Милану)

Приключения, путешествия, мистические случаи, весёлые истории,
достойные драки, занимательные мемуары, живописные уголки природы,
рассказы о героях, житейская философия, … и даже откровенная эротика –
это всё мои желанные темы, но вот никогда не подумал бы, что найду
свои словесные «пять копеек» для темы моды* (ошеломлённо улыбаюсь).

Содержание

1. Волки бродят вокруг Милана
2. Алика Смехова, кого хочешь, с экономного пути собьёт
3. Яркое стекло одного из крестообразных сердец Милана
4. Жаркие странности уличной моды знаменитого Милана
5. Неожиданное впечатление от города Падуя, или кто спорит, тот может и штаны проспорить (предусмотрительно улыбаюсь, в робкой надежде на читательскую снисходительность к моему личному мнению, решительно идущему вразрез общепринятому)
6. Математический парадокс Железного занавеса
7. Ещё полшага по Милану

ч.1 Волки бродят вокруг Милана

   Как-то так непроизвольно получилось, что несколько лет подряд мы (словно, голодные, до впечатлений, походные «волки») ходили вокруг да около легендарного Милана. Как в пословице подмечено: «Сколько волка не корми, а он всё равно в лес (Милан) смотрит!» (озорно улыбаюсь, немного переиначив текст пословицы).

   То мы в итальянском Местре садимся в электропоезд маршрутом Милан–Венеция (вокзал, итал. Venezia Santa Lucia). То мы на вокзале загадочной Вероны (Италия) глядим на табло и видим расписание движения поездов на Милан, который находится тут настолько близко, что двух часов железнодорожного «лёту» было бы достаточно для начала этого знакомства. Чтобы попасть в заповедно-альпийское Мальчезине (Италия) мы тоже выходим из поезда, который едет в Милан. Все люди, как люди потому, что единодушно уверены в незыблемой аксиоме мирового маршрута – «все дороги ведут в Рим». А наша туристическая тропинка упрямо размечталась и зациклилась на том, что все дороги в Милан ведут. В одно прекрасное лето, бродяжья судьба и возможности житейских обстоятельств сжалились над нашим походным тандемом, и выдался счастливый случай посетить Милан.

ч.2 Алика Смехова, кого хочешь, с экономного пути собьёт

   Здравствуй, Милан! Говорят, что он – второй по величине город Италии, её реальный финансово-экономический центр, параллельно с этим считающийся одной из столиц мировой моды. Плюс к этому самобытная кладовая роскоши архитектурного и музейного содержания. Словом, о нём так много сказано и написано, что, кажется, уже и добавить нечего. А я вот озорно и самоуверенно вознамерился вставить ко всему  этому свои дилетантски-литературные «пять копеек». Уникальный город такого самобытного уровня заслуживает большого рассказа о личных впечатлениях его очередного гостя, но я в этом тексте затею изложение только нестандартных точек моего зрения.

   Начну с правды-матки.  В шутку сказать, никаких особенно высоко эрудированных причин посетить именно этот город Италии у нас не было. Лично у меня самая свежая ассоциация об этом населённом пункте была подчерпнута из двух экранных источников. Первый – итальянский художественный фильм 1976 года, где негативно ярко мелькнула площадь в Милане.  Эта криминально-политическая драма «Площадь Сан-Бабила, 20 часов» (оригинальное название — «Сан-Бабила, 20 часов; бессмысленное преступление»). Второй источник вполне был пригоден для возникновения подспудного желания посетить именно этот город. Как-то вместе с Ольгой я смотрел интервью такой ухоженной модницы, как  актриса Алика (Алла) Вениаминовна Смехова. В нём она мимоходом, авторитетно обронила привлекательную фразу о том, что качественно пополнять свой гардероб есть смысл только благодаря личной поездке в фирменные магазины Милана, что она с успехом и проделывает, добывая особенно модные экземпляры в период выгодных распродаж и скидок. В тот момент, для нас эта информация показалась космически далёкой и непрактичной в буднях рядовой реальности. Мол, очередной избалованный сноб из богемной элиты, что-то там хвастливо вещает о своём достатке и изнеженном уровне жизни. Нам-то что до этого? Мы не завистливые люди. Ну, есть у человека финансовая возможность шиковать, да и ладно, пусть пользуется. Ведь не наворованные чай средства тратит? Всё-таки известная актриса, да и отец её был славным «мушкетёром» - заработал, небось. Но, как только нам  судьба улыбнулась походной оказией, тут мы и вспомнили о Милане, как желанной цели визита.

ч.3 Яркое стекло одного из крестообразных сердец Милана

   Если считать сердцем Милана крепость Кастелло Сфорцеско (итал. Castello Sforzesco или замок Сфорца - название резиденции миланских герцогов династии Сфорца), то от неё можно неспешным шагом пройтись по прямой линии пешеходной Виа Данте (итал. Via Dante - одна из центральных улиц города) к  Миланскому кафедральному собору (итал. Duomo di Milano или Собор Рождества Девы Марии, итал. Cattedrale di Santa Maria Nascente). Либо, взяв направление немного левее, попасть к Галерее Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II). Это самобытное архитектурное сооружение представляет собой  крытую торговую галерею, которая является одной из первых в Европе  родоначальницей пассажей.  Если взять ещё немного левее, то можно неожиданно для себя удивиться скромным видом, знаменитого на весь мир, оперного театра Ла Скала (итал. Teatro alla Scala). Небольшие размеры фасада этого трёхэтажного здания озадачивают. Вот уж, где самым наглядным образом визуально громко звучит пословица, где говорится о том, что «встречают по одёжке, а провожают по уму (внутреннему содержанию, прим. авт.)». Словом, все эти три объекта уже точно можно считать самым настоящим историческим центром города. Причём, с высоты птичьего полёта, контуры собора и центральной части комплекса зданий галереи выглядят, словно большие кресты, произвольно  лежащие в самой гуще строений Милана.

  При непосредственном контакте, из них самым неожиданно ярким впечатлением окажется стеклянный крест галереи. Сколько бы ни доводилось читать и видеть фото Галереи Виктора Эммануила II, вы наверняка будете приятно ошеломлены нарядным очарованием её реального вида и внутренней атмосферы. Шагнув за порог этого самобытного архитектурного сооружения, путник попадает в празднично украшенное помещение, которое так и хочется назвать дворец-улица или королева всех улиц. Их здесь две, а застеклённый перекрёсток из них образует контур крестообразной формы. В месте пересечения улиц расположена круглая площадь, над которой возвышается стеклянный купол.

  В этом торговом комплексе, впечатлительного прохожего восхитит, прежде всего, то на что можно наступить. На всём протяжении прогулки по улицам галереи, взгляд путника будет находиться в приятном плену того, что ему, с первого же шага, под ноги попалось – гармонично пёстрый «ковёр» цветной мозаики мраморного пола, отполированного до парадного блеска. Эта самобытная работа мастеров прошлого выполнена настолько качественно, красиво и высокохудожественно, что любой пешеход здесь невольно вынужден прохаживаться, словно, по полотну картины. К слову сказать, если я славной Барселоне присвоил ироничный титул - Город балконов и попугаев, то Милан можно смело считать самобытным городом мозаичных тротуаров и площадей, неожиданно гармонично дополняющих его весомый титул – законодатель мировой моды в одежде и аксессуарах.

   Это официальное звание может оспаривать только изысканный модник Париж и я, подпоясанный озорством личного восприятия (улыбаюсь). Свой самонадеянный демарш подкреплю персональными впечатлениями от атмосферы этих двух городов, сверкающей на фоне итальянского города Падуя (также произносится, как Падова, итал. Padova).

ч.4 Жаркие странности уличной моды знаменитого Милана

   Должен признаться, что не часто думаю о моде (улыбаюсь), но в помещении Галереи Виктора Эммануила II, словно через виртуальное увеличительное стекло, я вдруг, неожиданно для себя, стал пристально вглядываться в, проходящие мимо, силуэты окружающих людей. Разношёрстная туристическая братия меня мало интересовала, а вот украдкой разглядывать местную публику было очень любопытно. Понятное дело, что мимолётно-визуальное уличное знакомство было лишено возможности точной идентификации прописки встречных граждан. И то, правда, паспорт не проверишь, спрашивать неприлично. Но во всем этом не было острой нужды потому, что настоящего миланца всегда выдаст его манера изыскано одеваться. Как говорится: «На воре (моднике, прим. авт.) и шапка горит!». Причём, тёплое словосочетание «шапка горит» в этой пословице, применительно к летнему Милану, будет особенно метко и символично звучать потому, что в тот чрезмерно солнечный денёк жара стояла просто неимоверная. Спасительный ветерок дремал где-то очень далеко в горах, поэтому людям приходилось рассчитывать только на помощь неутомимых работяг-кондиционеров и услужливой тени зданий.

   Но изнурительный зной оказался бессильным перед энергией стойкого желания местного населения, жаждущего элегантно одеваться. Причём, в этом занятии, особенно маниакальным рвением отличилось именно мужское сословие этого самобытного города. По крайней мере, в его среде слишком часто встречались консервативные персонажи, одетые не по сезону, но желающие любой ценой соответствовать выбранному статусу поведения миланского стритстайлера**.

  Конечно, никаких меховых или, каких ещё там, пожароопасных шапок они не надевали в такую жару, но вот упрямо рядиться в классические костюмы тёмного цвета – это запросто у них получалось. Мало того, к строгому галстуку и застёгнутому на все пуговицы пиджаку, обязательно прилагались закрытые кожаные туфли, больше подходящие к сырому осеннему периоду. Такой типаж комплекта одежды был отличного итальянского качества. И, скорее всего, стоил немалых денег. Но контраст с окружающими прохожими был уж слишком разителен. В своей основной массе, уличная публика умудрялась изнывать от жары, едва прикрывшись майками или легковесными футболками. На её ногах была обута максимально открытая обувь, в виде различных летних фасонов: босоножек и шлёпанцев.
 
  Наверное, тогда не было особенного чуда в том, что миланские мужички в костюмах, шастали по жарким улицам, не обливаясь потом и не хлюпая взопревшими носками. Хотя, на первый взгляд это было очень удивительно. Ключом к пониманию такого загадочного явления здесь будет термин – высокое итальянское качество. Искусно выделанная натуральная кожа дорогой обуви отлично обеспечивает комфортный воздухообмен. О таком процессе говорят: «Кожа (туфель, ботинок, кроссовок, сапог, …) дышит». Это и вправду трудно осмыслить, но в кожаных изделиях такого качества не жарко летом и не холодно зимой. Данная особенность характерна не только для качественной обуви, но и для верхней одежды (пиджаков, курток, плащей, кепок, ….). Натуральные материалы дорогих итальянских костюмов и рубашек «тоже не (синтетическим) лыком шиты». Перечисленные факты объясняют ещё и наличие многочисленных миланских модниц-стритстайлеров (из оригинальничающей молодёжной среды), предпочитающих в жаркую пору лета носить кожаные полусапожки, а то и грубые башмаки, почти армейского типа в нелепом (на мой личный взгляд) сочетании с легковесными платьицами, футболками, шортами.

   В этом месте текста поспешу оговориться. Не хочу, чтобы тут сложилось мнение о консервативной зашоренности местного населения на строгих костюмах и обуви не по сезону. Миланцы, в основной своей массе, и футболки со шлёпанцами тоже активно носят. Эта сугубо летняя одежда здесь очень здорово смотрелась в ярком ореоле высокого итальянского качества. Ведь не зря же Милан всемирно признан столицей мировой моды.

   ч.5  Неожиданное впечатление от города Падуя, или кто спорит, тот может и штаны проспорить (предусмотрительно улыбаюсь, в робкой надежде на читательскую снисходительность к моему личному мнению, решительно идущему вразрез общепринятому)

    С бесспорностью этой расхожей аксиомы трудно спорить. Милан действительно является одним из полноправных законодателей мод, но личные впечатления, при реальном уличном контакте с местным населением этого знаменитого города, меня озадачили в тот летний день. Возможно, со мной сыграл шутку известный принцип, который я тут перефразирую, как: «Чрезмерные ожидания чуда могут таить в себе долю разочарования при встрече с прозой реальности». Да и бродяжий опыт увлечённого туриста даёт повод анализировать новые впечатления, невольно сравнивая их с предыдущими.

  В Риме мне пока не довелось побывать, поэтому может это не совсем корректно сопоставлять Милан со столицей Франции, но парижане мне показались более элегантными и гармонично одетыми.   На мой взгляд, качество их изысканного вкуса вне всякой конкуренции. Я бы сказал, что этот городской народец очень взыскательно  и отточено грамотно наловчился сочетать цветовую гамму элементов своей одежды. Порой смотришь на такого умелого гражданина или гражданку (стритстайлера) и диву восхищённо даёшься. Вот ведь, вроде, ничего кричаще броского не надето, а всё максимально безупречно в тон подобрано и сидит на человеке восхитительно элегантно. Просто высший пилотаж одевания какой-то. Наглядный пример того, что мало обладать модной одеждой, безукоризненно скроенной, пошитой и грамотно укомплектованной по сочетанию цветовой гаммы её элементов, но нужно ещё и уметь всё это носить. Что, на мой личный взгляд,  не очень умело получается у тех же миланцев. По крайней мере, в тот жаркий день, мне иногда встречались такие  излишне усердные модники, на которых элегантные костюмы смотрелись в комичных рамках стиля «на корове седло».

   Словом, если бы мне сейчас была поставлена задача раздавать призовые места за качество модного вида итальянских горожан, то я решительно отдал бы самое верхнее место такого пьедестала жителям города Падуя. Этот неожиданный пассаж личного мнения туриста попытаюсь здесь пояснить, анализируя свои походные и познавательно-литературные впечатления.
 
   При беглом взгляде, можно сказать, что итальянский город Падуя – это скромный (по размерам) сосед Венеции. Между ними около 40 км шоссейного расстояния. Если судить он нём по делам, то этот город можно назвать грандиозным студенческим околотком, из-за наличия знаменитого Падуанского университета - одного из старейших в Европе и Италии, открыт в 1222 году. Как гласит Википедия: «В XV—XVIII веках это учебное заведение - главный образовательный центр Венецианской республики». В его стенах стучали такие громкие сердца мировой науки, как: Николай Коперник, Галилео Галилей, …  Словом, так сложилось, что это учебное заведение достойно стало одним из весомых центров мировой науки, где прижился свободолюбивый дух независимости от схоластической догматики. В стародавние времена, это право было даровано Венецианской республике, которая стремительно наращивала своё влияние в процессе управлении миром, выходя из под диктата Рима. Ботанический сад этого университета - второй в Европе после Пизанского и претендует на титул старейшего. Ныне он является памятником Всемирного наследия. Ещё этот итальянский город знаменит своей уникальной площадью Прато-делла-Валле (итал. Prato della Valle). Она признана самой большой площадью Италии и одной из крупнейших площадей Европы. С высоты птичьего полёта, она выглядит, как большой прямоугольный треугольник, в который вписан водный канал в форме эллипса, обрамляющего зелёный остров, перечёркнутый крестом пешеходных аллей. 

  Наверное, именно такое значительное историческое наследие города, на пару  с раскрепощённостью особенного студенческого духа свободы и  отложило общий след на образ жизни местного населения Падуи. Как бы там ни было, но её жители (на мой личный взгляд) внешне выглядят гораздо привлекательнее, чем чопорные зазнайки миланцы. Возможно, я слишком категоричен в своей шутливой формулировке, но у меня сложилось стойкое впечатление, что практически все горожане Падуи - самозабвенные стритстайлеры, которым, гармонично и умело, удаётся двигаться во главе авангардного потока течения мировой моды. Для того чтобы в этом убедиться достаточно срикошетить свой пристально-туристический взгляд от стен исторических достопримечательностей и внимательно приглядеться к местному народу на улицах. Здесь, люди самых различных возрастных категорий и уровня финансового достатка находят свою нишу для качественной  демонстрации своего умения элегантно одеваться. Желание модно выглядеть у них проявляется каждодневно. Им совершенно не безразлично, как они смотрятся в гуще городской толпы. И что особенно удивительно, почти каждый год они как-то умудряются, если  не поменять полностью, то хотя бы существенно обновить свой гардероб. 
 
  Мне совершенно неизвестно откуда точно новорожденный ветер моды дует, но владельцы магазинов одежды, аксессуаров и обуви в Падуе умудряются своевременно  уловить его направление, чтобы правильно сформировать оформление своих витрин. Да и на вешалках в зале торгового заведения они товар так комплектуют, что любой посетитель будет лицезреть уже готовые варианты сочетания его элементов. Причём, народ Падуи не ходит в однотипной одежде, словно вынужденные близнецы, как это частенько в наших милых краях водится. В Падуе достаточно сложно встретить вещевого двойника потому, что в этой итальянской округе размещено очень много частных фирм, где, в том числе, практикуется высококачественное изготовление модных изделий ручным способом. Количество выпуска этих партий ограниченно, что позволяет им успешно распылиться в толпе предметов массового пошива, сверкая там яркими звёздочками индивидуальности.
 
  Ещё меня безмерно удивляет богатая гамма окраски таких изделий. Их девственный цвет очень сочный, без едких, кричащих расцветок. Сразу видно, что мастера-изготовители обладают высокохудожественным вкусом, при работе с широкой палитрой красок. Словом, в таких иностранных магазинах очень многое хочется купить – забытое ощущение человека жившего за «железным занавесом». Хотя, сегодняшние заморские цены частенько сильно кусаются, зараза!

ч.6 Математический парадокс Железного занавеса

 Червь инфляции и волны экономических кризисов основательно подгрызли заграничную валюту, да и рубль 70-80-х годов был покрепче по отношению к ней.  А теперь, как-то не очень тянется рука купить себе, например, фирменные солнцезащитные очки «всего» за 300 евро, и это ещё не самые дорогие! Можно только догадываться о том, сколько такая оптика будет стоить у нас дома. Парадокс, но математически получается, что тогда (в занавешенные 70-е годы) мы ближе были к качественным заморским товарам. Например, при зарплате рядового инженера в 120 рублей неплохие фирменные очки можно было купить всего за 25 рублей, столько же стоили настоящие французские духи, но такие заграничные товары ещё нужно было уметь достать из-под полы дефицита. Нам тогда это казалось очень дорого, поэтому не каждый мог сие себе позволить в рамках рачительного семейного бюджета. Например, на свои первые солнцезащитные очки я добывал деньги, разгружая вагоны с каучуком на шинном заводе – один из вариантов подработки для студентов в ночное время.

   Кстати, ещё тогда, нам преподаватели-экономисты  на лекциях утверждали, что ту же Америку охватила волна кризисов, которая скоро развалит этот государственный колосс, и спасти его может только чудо. В самый критический момент оно произошло в 90-х годах, когда, усердными домашними руками «заботливых патриотов», был изнутри разрушен Союз. Его ресурсы, в качестве спасительных подпорок, мощным потоком потекли на Запад. Выходит, что напрасно мы сочли только пропагандистскими доводы наших преподавателей. Сейчас,  с высоты порога очередной ступеньки времени, для сравнения и проникновения в суть информации, трезвее можно посмотреть на тот же показательный пример загнивания и банкротства экономики в виде, нашумевшей темы «Детройт – город призрак». Для этого достаточно набрать в поисковике «Упадок Детройта» и всезнайка Википедия вскроет эту проблему уже устами авторитетных заграничных экономистов, например таких, как Ричард Д. Уолф, Уолтер Е. Уильямс, и впечатляющими фактами крушения бывшей (20-е годы) автомобильной столицы мира (!!!!), одного из богатейших (!!!) городов Северной Америки.
Так что, если вернуться к сегодняшним солнцезащитным очкам за 300 евро, то можно отметить прожорливость инфляции ещё на одном показательном примере. Лет двадцать назад, домик в Америке можно было купить тысяч за пятьдесят, а сегодня за него придётся выложить уже пятьсот, а то и целый миллион (в зависимости от состояния строения и архитектурно-технических наворотов). Дожили! Нынешний миллионер – это всего лишь владелец дома! А в былые 70-е годы, этот обеспеченный народец самонадеянно тянулся своими ручонками к бороде Бога, согласно крылатой пословице.

ч.7 Ещё полшага по Милану

  Теперь, после попутного экскурса в Падую и сравнительную ценовую математику пора и в жаркий Милан вернуться. Здесь мы после Собора Рождества Девы Марии шарахнулись в ту сторону, «куда глаза глядят». Знаменитая площадь Сан-Бабила (итал. piazza San Babila) нам показалась условным названием потому, что её реальные контуры оказались слишком малы и расплывчаты. Можно даже поспешно сказать, что она больше смахивает на захламлённый перекрёсток. По крайней мере, находясь на месте, нам пришлось свериться с настенными табличками-указателями, чтобы удостовериться в названии этого городского участка. Несмотря на тесноту, ему удалось приютить здесь две достопримечательности - знаменитую церковь  Сан-Бабила и скромный фонтан с громким названием «Горы, озёра, реки Ломбардии».

  На мой взгляд, в целом, внешний вид этого уголка Милана поражает своим излишне неброским урбанистическим стилем, похожим на архитектурный предбанник заводских кварталов. В тон этому, особенно яркой иллюстрацией является фасад такого знаменитого здания, как церковь  Сан-Бабила. Её дизайн очень схож с фасадом обычного фабричного здания, за спиной которого, в левой его части, стоит такая же краснокирпичная заводская «труба» – колокольня с часами. Правда, есть в этом архитектурном ансамбле и озадачивающий инородный элемент – чрезмерно обветренная временем древняя колонна со львом, которая вызывающе расположилась перед входом в здание, с небольшим смещением вправо.

  При взгляде на диссонанс такого городского пейзажа, для несведущего путника будет особенным шоком узнать, что церковь  Сан-Бабила была построена аж в IV веке, на месте языческого храма и является первой христианской церковью в Милане, которая считалась третьей по значимости после Дуомо и Базилики Святого Амвросия. А колонна со львом, в стародавние времена украшала главные городские ворота в Милан.

  В целом сказать, меня тут (да и во всём городе) больше всего впечатлили массивные плиты каменных тротуаров и их мозаика пола крытых пешеходных участков. Если по ней трудно судить о воздействии, подтачивающего «ветра» времени, то шагая по отполированным и зализанным (по краям) плитам, всякий раз, невольно, преследует мысль – это сколько же тут ног шаркало, отмеряя века жизни легендарного города.
 
   В качестве веяния нынешнего времени, ещё отмечу походный фрагмент-зарисовку - возле каждого «столба» можно было, буквально через шаг, наткнуться на витрины брендовых магазинов одежды: Versace, La Perla, Zara, Prada, Borsalino, FILA, Gucci, Bvlgari, Gilberto Calzolari, Nemati Milano, Valentino, Moncler, Roberto Cavalli, Tiziano Guardini, Dolce & Gabbana, Bottega Veneta, Miu Miu, Giorgio Armani, Diesel, Marni, Missoni, Moschino, Loro Piana, Marcelo Burlon, Palm Angels, Sergio Tacchini, Ermenegildo Zegna, Golden Goose Deluxe Brand, Fendi, …..

  Раз пошла такая «пьянка» (оправдательно улыбаюсь), то и нам захотелось предметно наткнуться на какой-нибудь магазинчик, приемлемый для нашего кошелька. Заразительной виной сему был сплошной поток прохожих, который оживлённо шнырял рядом с нами, радостно и усердно обвешавши все свои руки кульками с покупками. Чаще всего, на этой упаковке, мелькал торговый бренд H&M. Он, словно, протоптанная тропинка в незнакомом городском «лесу», вывел нас к верной цели. Как гласит всезнайка Википедия: «H&M (Hennes & Mauritz) — шведская компания, крупнейшая в Европе розничная сеть по торговле одеждой, штаб-квартиры которой находятся в Стокгольме и Нью-Йорке. Это — второй по величине глобальный ритейлер*** одежды, после испанской корпорации Inditex (владелец брендов Zara, Oysho, Massimo Dutti,…)». Как случайно оказалось, и время для нашего заграничного шопинга выдалось крайне подходящим – период массовых распродаж летней одежды. Самый большой и бюджетно приемлемый выбор мы обнаружили именно в сети  H&M, но и в других магазинах можно было успешно «нарваться» на привлекательную продажную стоимость вещей, которые раньше «кусались» своими ценниками.
 
  Причём, слово «распродажа» в Милане нас очень удивило тем, что, вполне приличную вещицу (футболку, рубашку, кепку, брюки,…), можно было купить даже за 3-10 евро!? Ещё здесь отмечу, что к зрительному восприятию такого товара неожиданно добавилось приятное обонятельное ощущение – классический аромат «новой, модной шмотки» из заграницы, который мы с таким вожделением вдыхали в запретные времена Железного занавеса. Я бы назвал это ароматом запретного плода (улыбаюсь своей аллегории). Не знаю в чём тут секрет, но наша новенькая отечественная одежда так не пахнет. Очень может быть, что заграничные мастера владеют какой-то особенной технологией обработки натуральных тканей или используют некие природные красители, а может быть всё дело в нашей исконно славянской манере, норовить восхищаться заморскими вещицами? Ещё тут добавлю, что меня приятно удивило качество и сочная палитра цветовой окраски вещей в миланских бутиках. Например, до этой поездки не думал, что смогу написать – белые футболки из Милана ослепительно белоснежны! Контраст оказался таким разительным, что моя белая футболка, недавно купленная в отечественном бутике, выглядела серой на их фоне.

  До одури, набродившись некоторыми лабиринтами миланских бутиков, мы с удовольствием сделали небольшой привал в одном из уличных кафе. Кофе здесь был отменного качества. Хотя, не такой яркий и задиристый, как тот божественный напиток, который нам посчастливилось смаковать в албанском Шкодере.  Миланская забегаловка ещё приятно удивила своей неожиданной прохладой. Столики были расположены так, что тень здания успешно сотрудничала с освежающим ветерком, который совершенно неожиданно возник в этом уютном уголке города, раскалённого солнцем.  За соседний столик присела пожилая супружеская пара (по всей видимости – местный народец). Им обоим было хорошо за…, но они выглядели модно и естественно. Удивило то, что в таком возрасте они имеют достаточно сил и здоровья, чтобы в такую чрезмерно жаркую пору пить очень крепкий кофе.

  В тот день это было нашим не последним удивлением. Вечером, ожидая свой туристический автобус, чтобы следовать дальше, мы были атакованы полчищем комаров (!!!?), от которых совершенно не было никакого спасу. Ладно, если бы мы стояли на остановке в глухой окраине, возле реки или озера, но мы тогда находились в самом центре Милана! Недалеко от нас возвышались, освещённые фонарями стены замка Сфорца. Как-то тогда подумалось, что не зря он мне ещё утром не понравился своей аскетической простотой архитектуры. Правда, в стародавние времена его фортификационный ров был заполнен водой, но то когда же было! Возможно, что эти навязчивые насекомые с тех времён продолжают жить здесь по старой памяти (улыбаюсь своей догадке). В подтверждение этому, вспомнил, что где-то читал о многочисленных водных каналах прошлых лет жизни Милана. Там даже говорилось, что, пока их не осушили, то они были сродни венецианским, но эту информацию нужно проверить – сегодняшний облик города слишком далёк от этого. Хотя, интернет-всезнайка гласит, что есть в Милане: «…район Навильи (что по-итальянски обозначает «каналы») – это док Порта Тичинезе и городские части Большого канала (Навильо Гранде) и канала Навильо Павезе», но лично мне там не довелось побывать в ту  нашу поездку.

   В целом, о легендарном Милане уже заслуженно много написано книг и снято фильмов. Думаю, что такой знаменитый город ещё не сказал своего последнего слова. Лично у меня не было специальной задачи полностью дублировать традиционную лавину положительных впечатлений. Своими нестандартными строками походных записок «на полях» мне хотелось передать только отдельные фрагменты личного восприятия.



  2019 год



*Мода – про недостаток к этой теме, по забывчивости, случайно немного слукавил (виновато улыбаюсь). Пригляделся, полистал пожелтевшие страницы. Вот же, зараза! Никому верить нельзя (улыбаюсь). Мелькает она и в тексте таких моих рассказов, как: «Пушкин в валютном обменнике Кипра?», и в «Тропинка босяка. Зимняя куртка «московка» – силища в драке!», «Как я предотвратил нападение на инкассатора», «Вовкино «хозяйство» для науки жизни», «Фуражка босяка, как заработок для боксёра», «Албанские записки походного гурмана», «Испания глазами советского фабричного паренька», «Пестрячка», «The Beatles в армии. ч. 1 Диспетчер», «Мужской одеколон», «Андросов, портрет попутчика», …

**Стритстайлер – представитель поведенческого направления Стритстайл (Стритвер) - уличный стиль одежды, особый вид уличной моды. Уходит своими корнями к культуре сёрферов и скейтбордистов западного побережья Калифорнии, позднее расширившись и вобрав в себя элементы хип-хоп моды, японской уличной моды и высокой моды от кутюр (данная цитата взята из Википедии).

***Ритейлер – розничная торговля, продажа товаров и услуг, предназначенных для личного или семейного использования.