А. В. Щукин. Первый запуск двигателя. 68г. 8

Галина Щукина
6.01.68г.

 

...Ну вот, кажется, немного поуспокоился после твоего от"езда.
Прошло уже 3 дня. Жду письма. Что ты напишешь?...
Сегодня написал контрольную по кабине Л-29 - 5 баллов. Значит через недельку начнём запуски.
А как у тебя? Ты будешь писать часто? Галь, ты обязательно пиши чаще, ладно? Даже, если в 3 дня 1 письмо, то получится всего 15. Договорились?
Думаю, что завтра получу от тебя письмо, поэтому не буду спрашивать, как долетела и т.д. Сама догадаешься, да?

Во! Ведь 7-го Рождество...
Помнишь, кажется в этот день ты повезла меня в эту, как ее... Церковь! Ты была ужасно злая (я так и не узнал почему), может потому, что я пришел некстати; не знаю, но мне показалось, что я был очень лишний, но уйти - не собрался духом.
И так старался тебе не мешать, что становился еще мешковатей и в конце концов наступил тебе на ногу.
Ох, и посмотрела ж ты тогда...
Во, развоспоминался...
А вообще... стоит чего вспомнить про тебя, и все... тут уже не остановишься.

((Я помню этот случай.
О том, что в церкви в этот день идет служба и красиво поют я узнала от девчонок на тренировках. Конечно, загорелась пойти, увидеть, послушать. Стала их уговаривать. Они сначала согласились, потом отказались.
Я была расстроена и злилась. Пришла домой, а тут приходит Саша.
Ни слова не говоря, я предлагаю ему следовать за мной,; а это минут 40 на трамвае, молча.
Вот это Саша и запомнил.))

11.01.68г.

Ну вот, видишь как получается?
Ты вот написала 3-го и 8-го, а пришли оба письма вчера 10-го...
Если честно, у меня было такое настроение..., что и не знал, чего писать-то буду.
Галь, я так боялся, что ты не напишешь. А могло быть?

... Галь, знаешь, я ведь, наверно, не стою тебя ни грамма ((врет)).
Даже письмо не могу написать толково.
              Саня.


Нас уже, кажется, разбили по группам,- так и летать будем. Инструктор у меня Мастер Спорта... по самолету...
Сейчас у нас холодно, в классах сидим в шинелях.
...И вообще я кретин.((опять врет)).
И не успокаивай меня, пожалуйста.

((Печатаю без разбора, проще удалять, чем потом искать, т.к. с компьютером не очень дружу)).


16.01.68г.

...Ну, в общем так, ты еще не забыла моего последнего послания? Ну так вот, забудь и выбрось его подальше.
Это как раз то, о чем однажды ты спрашивала: "А у тебя так бывает? - напишу письмо, а потом спешу исправиться". Точно то же, с той лишь разницей, что получаются они не преднамеренно, как у тебя...
Записал я тут тебе Высоцкого, а когда прослушал - боже мой! Нет, таких записей я тебе не пошлю. Очень паршиво получилось. Попытаюсь выжать из наших магнитофонов немного больше.
Галь, и уж если ты действительно ко мне хорошо относишься - забудь последнее письмо. Ладно?

Когда последний экзамен ?
У нас 18.02.68. До отпуска 33 дня.
Ну, конечно, была у нас контрольная по р/электронике. Мне, кажется, удастся избежать экзамен.
Сейчас разделаюсь с хвостами - английский, сопромат, ТАМ.
((Узнала у людей сведущих: ТАМ - Технология Авиационных Материалов)).
Думаю покончить с ними на этой неделе. До Нового года не удалось. У нас зима (уж в который раз).
Я тут "записался" в больные, и даже хожу в столовую и на занятия без строя. Надо кончать, а то как привыкну хромать (как с заикаться) - черти что...
Когда это письмо дойдет до тебя, мне уже, наверно, стукнет 22.
Хочется сказать тебе что-нибудь очень хорошее. Тоскливо будет без тебя, особенно 19-го ((д.р. Саши)). Но, к этому я уже привык - ничего не поделаешь.

В воскресенье нам показывали "День счастья". И в который раз убеждаюсь, что в любой профессии - главное Человек.

Рассказать тебе про парнишку из Ейского училища ?
В последние дни полетов перед выпуском у него отказал двигатель. Упал и почему-то сработала катапульта. Его выбросило, но сломался позвоночник.
Уже 4-ый год он лежит в Ростовском госпитале.
У него спросили:"Если бы снова летать и знал бы, что все повторится, ты бы пошел?" - "Конечно..."

Не знаю, почему вдруг пишу тебе о нем? Просто, наверно, так много очень сильных вокруг, жаль, мы почти ничего о них не знаем.
Все же интересно устроен человек ( а может быть только я) - какие-нибудь мелочи иногда полностью овладевает тобой. А в мелочах силен не будешь...
Вот и получаются и письма, и мыслишки слабенькие, поверхностные. Так, наверно? Да? ((это Саша называл "самокопанием" и боролся с ним...)).

А ты у меня, как фильтр, никакие мелочи с тобой меня не донимают, отчего бы это? Черт его знает.
Странно, выливаюсь я перед тобой, даже если это не в мою пользу. Почему?
Наверно, я не смог бы один.
Ну, ладно.
...Мне сегодня ведь 22.
((Саша писал одно письмо иногда несколько дней)).
              Саня.

20.01.68г.
Ну, вот пошел 23-й...
Вчера был отличный день, но почты не приносили уже 2 дня. Кончились занятия - настроение паршивое-паршивое.
Выпросил лыжи и ушел... Тишина, снег, лес. И ты.
Красотища и ни души вокруг. Ты ведь знаешь, как это бывает здорово, да? Наговорился с тобой... Обо всем. Интересно так все получилось. Потом начало темнеть. Деревья прямо вспыхнули от заката. Страсть, как не хотелось возвращаться.

А когда пришел - !!! Телеграммы от тебя, из дома и от Люськи ((моей сестры)) - вот молодец, не забыла. И письмо еще от тебя. Ну, это уже совсем отлично. Довольный, как кот ходил. Так плохо начался этот день и так здорово закончился.

Потом ещё после проверки поколотили меня о потолок немного, а потом, в последний раз подбросили ну и, конечно, забыли поймать. Это традиционное напоминание - выше вознесешься - больнее упадешь...
Сегодня 20-е  - ровно через месяц (по расчетам) должны отпустить в отпуск.

А 18.01.68 - был первый запуск двигателя! Конечно, Саня и тут отличился. Дали команду "запуск", а я давлю-давлю на кнопку, а обороты не растут. Ну, что тут будешь делать! Чуть не разломал всю кабину, а оно оказывается силы-то и не надо. Кнопка прикрыта предохранителем, чтобы случайно ее не нажать.  Вот я и давил на этот самый предохранитель.
Ну, потом запустил - живет!!!
Стрелки все враз ожили, глаза разбежались, а он свистит...(движок-то).
Так что, у меня теперь уже новая привычка - после "полетов"- в буфет... Как бывалый.
Сдал английский! зачёт. Сдал курсовые по сопромату и ТАМ-у. Теперь осталось ждать появления росписи в "зачетке"
Совершенно не представляю экзамена по философии.
Радиоэлектронику все еще надеюсь не сдавать, а вот аэродинамика... Страшно громадный об"ем. Успею ли? Поднажмусь, конечно.
Все же последний теор.семестр.

А у тебя все будет нормально, вот увидишь. А когда кончаются у тебя экзамены?
Опять у нас с тобой, наверно, будет только 9 вечеров и все. Днем ты будешь работать. И еще суббота и воскресенье.

Сейчас кончается лекция по философии и пойдем смотреть учебные фильмы.
Сегодня суббота и меня обещали отпустить в увольнение. Пойду в "кинуху". Говорят "Ключ" - отличный фильм. Посмотрим...

01.02.68г.
Уже дня 4 таскаю за собой подписанный конверт, а письмо не получается. И хоть ты и говоришь, что мне всего лишь 22, но это же вовсе не разрешение на глупые письма...

Галь, расписывать свою "житуху" не
очень хочется - слишком однообразна.

А дни проходят, за ними недели месяцы. И очень здорово бывает, когда вдруг замечаешь, что вокруг тебя все же что-то изменяется. Деревья не те, что были вчера, снег не тот, что был неделю тому...
Наверно, и мы меняемся, но для нас незаметно. "Длительность процесса..."
Осталась всего одна неделя занятий и экзамены. Странно, впервые так боюсь. Раньше они на меня не наводили особых ощущений. А тут...

Уже давно рассчитаны все возможные варианты от"езда в отпуск, если он, конечно, состоится.
Расписания поездов, самолетов и т.д.
Все же устали здорово.
Не только от занятий,(хотя никогда столько не тратил времени на них), сколько от идиотских ухищрений начальства, направленных на создание условий наиболее интенсивного "естественного отбора". Выдержишь - уедешь в полк.
А до него еще два месяца...
Иногда всплывает вопрос, а что, если так будет все время, пока в Армии?
Не хочется верить. Посмотрим. Ничто, конечно, не изменится, если так и будет, будет просто очень тяжело.
Многим достаточно и тех некоторых "уступок", как-то: танцы по субботам, увольнения изредка, а может даже и благодарность или поощрение в личной карточке. Но ребятки, которых уважаю за способность шевелить мозгами не только на уроке или в строю, начинают сдавать.
Доходит иногда до того, что приходится напоминать им, что осталось совсем немного, раз плюнуть, если обернуться назад.
Иногда помогает.
Галь, миленькая, как хорошо, что где-то есть ты. Самая..., самая..., самая... Только, пожалуйста, не привыкай к этим словам...
Выход есть, конечно, просто не говорить их. Но их просто нельзя не говорить, и просто очень хочется сказать, услышать после тысяч команд, окриков, угроз, разносов и т.д.
Да, если учесть, что все многообразие этих самых команд и разносов вполне довольствуется набором из двух десятков слов. Число перестановок, конечно, будет "огромадным" (математика), но слова-то одни и те ж (если, конечно, их можно назвать словами).

Нет, конечно, не так все мрачно, как это у меня получается, мы даже смеемся иногда. Может даже очень много - иначе нельзя.

Галь,"ХАЧЮ К ТИБЕ" сильно, сильно...
         
                Саня.

03.02.68г.

Ну, как ты там? Скоро экзамен?
Только ты не очень усердствуй. А то у тебя вечно так, то ничего-ничего, а потом ба-бах - буду заниматься!
Экзамены сдашь, вот увидишь,  ну, а оценки - это уже мелочи.
У нас тоже скоро - 9 дней осталось, а за последнюю неделю ни одной самоподготовки - снег, снег в училище, снег на Мамаевом кургане, снег на  трамвайных линиях и т.д.
А завтра вообще не будем даже учиться: с утра до обеда - снег на бугре,  после обеда - в оцепление и на встречу с правительством - 25 лет разгрома под Сталинградом...
Конечно, это вовсе не учитывается на экзаменах.
Будь, что будет!
Но, меня уже мало что волнует. Спокойный такой стал, прям сам удивляюсь. Не первые мы и, конечно, не последние.
Да! Еще одна "потрясная" новость - привезли медали "50 лет Советской Армии". Вполне вероятна возможность, что могут оставить до 23-го февраля для торжественного!!! вручения!!!
Пусть, что хотят, то и делают. Плевать на все - время работает на нас, и ни при каких обстоятельствах позже апреля мы здесь не останемся.
Галь, только ты там не очень учись. Ладно? А то ты у меня уже совсем ма-аленькой стала.

А на нас уже готовят "лётные книжки", планшеты, шлемофоны и т.д.
"Прям" не верится.
Галь, подумать только, ведь я еще никогда не был так близко от того, к чему шел...
Галь, ну как тебе Высоцкий? Мне ужасно нравятся Сказки: "Про дикого Вепря", "Тау Кита", "Страшно, аж жуть"...
((Из письма 01.02 68: "...мы даже смеемся иногда. Может даже очень много...").

Галь, ты читала что-нибудь Сента-Экзюпери?
 ((В Союзе  вышла книга большим тиражом...)).
Я темнота "страшенная", ведь о таком Человеке узнал только недавно...
Неужели всегда буду таким "темным"? Галь, я еще исправим?  Только "по правде", ладно?
19 дней до обещанного отпуска.
          ...
                Саня.

4.02.68г.
Здравствуй, Галка.
Ну, как? Все нормально?  Я же тебе говорил. (Это я тебе об экзаменах).
Через 6 дней у меня "хвилософия". Бр-р-р... Эту неделю надо будет посвятить ей.
В пятницу поприветствовали участников  Сталинградской битвы.
У нас холодина, снег - зима.
Стараюсь не думать об отпуске. Как мы его ждем!!! Если повезет, к последнему экзамену твоему будем готовиться вместе.
Обещают сказать что-нибудь конкретно о нем, долгожданно,  завтра. Посмотрим...
Да! Я, кажется, расчитался, наконец, с ТАМ-ом! Это такое великое дело!
Теперь я без всяких хвостов и хвостиков. И очень даже похож на простого советского курсанта.
Галь, у вас там снег хоть есть?...

Галочка, только ты обязательно пиши, как будешь сдавать, ладно?
Давай "обоймемся" сильно-сильно и долго-долго...
А лыжи будут обязательно. Это так здорово!
              ...

                Саня.

7.02.68г.
...Так говоришь - один в кино буду ходить? Это было бы еще ничего.
А вот нас могут вообще не отпустить...
Я пока что не поддаюсь на эти сообщения, пусть даже из самых достоверных источников (генерал говорил)...
Я уже писал, что стал уж очень уравновешенным (а может просто потихоньку атрофируюсь?) и поэтому на фоне всеобщего отчаяния выгляжу довольно спокойно. Если хочешь, можешь считать, что сил для этого "спокойствия" даешь мне ты. Впрочем, оно так и есть.
!!!Уже точно подсчитано сколько дней до следующего отпуска - 245.
Раньше были уверены, что поедем в Бекетовку. Сегодня уже  никто точно ничего не знает.
В общем, полное неведение.
Конечно, самое лучшее в такой обстановке заниматься чем-то отвлеченным. Что я и делаю - готовлюсь к экзаменам и пытаюсь "изобрести" самолетик для Таньки (племянницы)). Я ведь обещаю ей уж целый год...
Во! Новый финт генерала.
Позавчера приехали трое ребяток с 3-го курса на комиссию, а сейчас заходят к нам... В зеленых погонах. Приписали им самоволку 6 часов. Поезд пришел в 11 час., а пришли они в Качу в 17-00. А они это время просидели у нас, делились впечатлениями... Наделились...
Что творится ?!

((Следующая новость это просто "вишенка на торте"...))

P.S.Галичка,  миленькая, обещают отпустить, но, т.к. я "главный почти-что хорист", задержать до 23-го.
Будем "петь" на каком-то собрании.
Числа 24-го отпустят...
Ну и то, хоть так, да?
По р/электронике получил автомат - 5 баллов за "экзамен". Сдавать не буду, значит через 2 дня Философия и потом 18-го аэродинамика.
А сегодня ты сдавала теормех...
Сдала - уверен.
         
                Саня.

11.02.68г.
Галь, здавствуй.
Вчера сдал философию - 5 баллов.
Остался один экзамен - аэродинамика 18 числа.
Почему молчишь?
Галь, я отсюда вырвусь, вот увидишь.  (...)
                Саня.

20.02.68г.
Галка, миленькая моя, единственная, здравствуй.
Ну, что ты замолчала? Мои письма уходят "в никуда". Вот уже полторы недели ни строки.
Неужели ты отвечаешь только тогда, когда у меня не все в порядке...? Впрочем это чушь.
Вчера раз"ехался наш взвод.
Сегодня уехали остальные.
Если бы ты знала, что сейчас творится во мне. Я сейчас, наверно, мог бы "порвать на кусочки" всех начальников.
Ты даже не представляешь, какая чушь - оставить с курса 50 человек только для того, чтобы "исполнить" 2 песни после выступления генерала на торжественном заседании 23-го...
И еще 100 человек первокурсников приедут из отпуска на 5 дней раньше, чем надо, тоже туда ж...
Теперь обещают отпустить 23-го, после  "выступления", оно закончится часов в 21-22...
Значит, если смогу вырваться самолетом, буду дома 24-го - нет, то поездом 25-го, а 1-го обратно... На 6 дней меньше, чем положено.

((Сашу понять можно - задержка долгожданного отъезда домой...
Но это - Армия.
А кто-то припомнит бесчеловечность "режима", вспомнит как его загоняли на хор, (как Д.Медведев  Гергиеву, после замечательного выступления Сводного детского хора, в Петербурге и просьбы Гергиева  восстановить детское хоровое пение в школах).
Сейчас появилось много молодых людей ("инвалидов") без муз.слуха, без голоса, не умеющих петь...
А слух можно развивать, просто петь: в хоре, дома, с друзьями.
Захотелось высказаться, потом удалю)).


Все мои расчеты разбиты "в дым".
Галь, миленькая моя, я уже выдохся вконец. После экзаменов шатался как былинка,  но зато было здорово приятно - теория позади, а впереди отпуск.
А отпуска почти не будет...
Галь, ну плевать, ладно?
Зато, хоть дней 5 будем вместе, да?
Конечно, тебе будет не очень здорово. Ты почувствовала, да?
Но, другой дороги у меня нет. Да я, наверно, и не смог бы по другой.
Оно, наверно, везде так - чем интереснее и чем необходимее, тем труднее добиться. Ну, что ж...
А сейчас мы дохнем от безделья.
Впрочем нет - сегодня ездили грузить вещи какому-то капитану, уезжающему в Ростов.
Завтра "экскурсия" на тракторный завод... и т.д.
Вот такие делишки.
Погода у нас не летная.  Опять - туман, такой же, как на Новый год...
Ну, это к лучшему, к 24-му все прояснится. Вот увидишь - я же везучий.
А сегодня - "черти что и сбоку, как его, бантик" - приходит открытка из СШ номер 60 ((Средняя школа 60, г.Краснодар, пос.Пашковский)...
Комитет комсомола (ВЛКСМ) поздравил меня и т.д.
Надо ж такому случиться - 4 года даже не заглядывал, а тут, вдруг, меня, оказывается, еще помнят...

                Саня.