Урок хороших манер

Онисе Баркалая
         Все мы такие сдержанные? Не давим окружающих плохим настроением, своим мрачным видом? Не вспыхиваем, как порох? Демонстрируем аристократическую выдержку? Нас в большей степени учили классовой борьбе, нежели хорошим манерам. Если подчас удается обнаружить хладнокровие, спокойствие, избежать скандала в какой-то неловкой ситуации, то очень долго потом с удовольствием вспоминаешь этот случай, когда оказался на высоте. И, наоборот, стоит только не проявить должным образом терпения, такта, выдержки, мгновенно ощущаешь недовольство собой и стараешься все это поскорее забыть.
        В тот день я был не в духе. По пустякам раздражался, сердился… В гипермаркете Ашан, на Боровой, только я начал выкладывать из тележки продукты на ленту кассы, как ко мне подлетел какой-то тип в униформе ремонтника. В руках он держал две бутылки пива. Оглядев мою наполненную продуктами тележку, мужчина довольно бесцеремонно, словно это был уже решенный вопрос, произнёс:
    – Ну ты же меня пропустишь?
     И пусть мы были почти ровесниками, и при определенных обстоятельствах меня бы не задело его обращение на «ты», но… я был не в духе и уж больно мне не понравился его нагловатый взгляд.
    – С какой стати! Живая очередь, извини! – в тон ему ответил я.
     Однако я быстро пожалел, что не уступил ему. «Никогда не разговаривайте с неизвестными» – как же я мог забыть! «Ну что стоило его пропустить без лишних разговоров!» – с горечью подумал я. Но было уже поздно. Мои продукты на ленте неотвратимо и стремительно понеслись к кассе, как тот злополучный трамвай… Расплатившись, я все-таки мельком взглянул на ремонтника. На его лице застыло выражение обиды и злорадства.  «Неловко вышло, – подумал я, – ну чего я заартачился?»
     Еще не выйдя из гипермаркета, я признался себе, что сделал глупость. Как бы я ни оправдывал себя, как бы ни представлял ситуацию по-иному – стоило ему обратиться ко мне более или менее корректно, я бы с легким сердцем его пропустил, – моя совесть начала вершить свое правосудие. Понимая, что допустил неблагородный, неблаговидный, в сущности мелочный поступок и, вспомнив мину злорадства на лице мужчины, я поймал себя на мысли, что уже сейчас, не пройдя и двух шагов от магазина, побаиваюсь наказания, которое мне изберет судьба. Я побрел домой и выбрал не самый короткий, но более освещенный маршрут. С опаской смотрел под ноги, чтобы не угодить в колдобину, и внимательнее, чем обычно, переходил улицы. Уже поднимаясь к себе в квартиру, вспомнил, что однажды в каком-то супермаркете услышал комплимент, которым одарили спортивного вида женщину. Некий мужчина стоял за ней в очереди в кассу. Увидев, что среди выбранных женщиной продуктов преимущественно овощи и фрукты, он произнёс: вот чем нужно питаться, чтобы всегда оставаться изящной. Дама улыбнулась и глаза ее заблестели удовольствием. Таким надо быть, мужчиной и рыцарем!
     Спустя пару дней неприятный эпизод стал забываться, ведь признав свою вину, совесть моя теперь была чиста. Вскоре я отправился в тот же гипермаркет за растительным маслом, точнее, за оливковым. Почему именно за оливковым? Странный вопрос, если вы следите за новостями. В оливковом масле больше витамина Д, чем в подсолнечном. Мир поразительно изменился за время пандемии. Властители дум: писатели, философы, сатирики – отошли на второй план, отдав пальму первенства врачам, диетологам и микробиологам. Теперь их каждое слово – на вес золота. И хотя новые «мессии-избавители» нам ничего такого нового не говорят, что не было бы известно с античных времен (диета, движение, разнообразие интересов), я тоже поддался этой паранойе с витаминами и всякими омегами-3.
     Короче говоря, я выбрал оливковое масло и двинулся в сторону касс, отметив для себя: лучше обходить этот отдел стороной, чтобы не видеть ценники... Очередной покупатель отошел от кассы, как вдруг молодой человек, мигрант, который стоял в кассу передо мной, обернулся, увидел, что у меня в руках лишь бутылка масла, отодвинул свою тележку с продуктами в сторону и доброжелательно сказал: 
      – Уважаемый, проходите!