Плясать под дудку тех, кто правит бал легче, чем п

Николай Ник Ващилин
  "Плясать под дудку тех, кто правит бал – легче, чем плевать им в морду"




16.03.2014


Русский правдоруб от прозы Николай Ващилин не умеет писать на потребу чьим-то низменным страстям. Литературные заказы отвергает с младых ногтей, к славе как таковой не стремится. Это автор из славной когорты тех, кого незабвенный бард воспел словами «каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить». Ибо – так природа захотела! Сегодня в гостях у нашего литературного портала санкт-петербургский писатель Николай Ващилин.


— Николай, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда Вы родом? Что читали в юности? На каких книгах взрасли? Кто были Ваши любимые герои?  Насколько была в почёте литература в Вашей семье?
— На все ваши вопросы я уже ответил в сборнике  из 80 –ти  коротких рассказов  «История с биографией», объединённых одним героем, моей персоной, и  повествующих о значимых событиях и  людях в моей жизни и жизни нашей страны СССР – детство, отрочество, юность, мама, папа, любовь, законный брак и до последнего дня, который уже был на пороге, но затянулся. Книгу можно прочитать здесь.
Повторю для ваших читателей – род  мой происходит их крепостных, получивших  вольную и наделы в Опочецком уезде (деревня Барсаново) и Сумской  волости (деревня Семёновка). Родился  я 7 апреля 1947 года в Локне, где меня и покрестили в православную веру в церкви Преображения  Господня (предел Николая Чудотворца).  Двухлетним пацаном переехал с родителями в Ленинград, в подвал на Васильевском острове. Город кишел бандитами и ворами. Родители работали. Учителя  семилетней  средней школы № 32 дали мне прекрасное образование, особенно  Ирина Александровна Добрынина в области русского языка и литературы. Мы часто писали сочинения и изложения на разные темы, обсуждали  прочитанное по школьной программе. Диву даюсь, как можно было сообщить нам такой объём знаний. Дома я слушал литературные радиопередачи, в которых читали произведения замечательные артисты.  Бабушкины сказки и народные былины были любимым  времяпрепровождением. Сказки А.С.Пушкина («Руслан и Людмила»), Ершова («Конёк-горбунок»), Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого… Повести о героях  гражданской войны 1918 года (Чапаев), войны с фашистами 1941-1945 (Маресьев) , с армией Наполеона (Денис  Давыдов, Андрей  Болконский). Походы  генералиссимуса А.В.Суворова… иллюстрировались прекрасными кинофильмами.  В 1961 году семь классов я закончил, прочитав  по совету  классной руководительницы Эльмиры Львовны Вассерман  и полюбив Эрнеста Хемингуэя («Старик и море») и  Джерома  Селинджера («Над пропастью во ржи»). Мама была в шоке.
— Самые близкие Вам авторы – кто они? Есть ли кто-то «единственный»?
— Антуан де Сент Экзюпери, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Николай  Гоголь, Александр Куприн, Владимир Набоков, Антон Чехов… Единственный и неповторимый, апостол  Лука  и его Евангелие.
— Как началась Ваша литературная биография? Легко ли нынче издаваться?
— Писателем я решил стать в седьмом классе  в свои 14 лет  по совету учительницы по литературе.  Хотел писать рассказы о любимом занятии – рыбалке. Мама  сказала, что таких писателей не бывает, на что я показал ей  «Старик и море»  Эрнеста Хемингуэя  и сказал, что он получил Нобелевскую премию.  Мама заплакала, сказала  мне, что Хемингуэй плохо кончит,  и попросила меня стать инженером. Через год Хемингуэй застрелился.  Я стал инженером на радость маме. На четвёртом курсе  Ленинградского института авиаприборостроения  в студенческой газете «В полёт» был опубликован мой первый рассказ «Игрок № 13». Приятели Серёжа Довлатов и Ося Бродский меня похвалили. Следующий рассказ  о работе студентов в  совхозе, который редактор отклонил за левизну, увидел свет  только через сорок пять лет в сборнике рассказов «История с биографией». Но я написал диссертацию на соискание кандидата педагогических наук высокохудожественным языком и успешно её защитил в 1978 году. Писать можно и в стол – удовольствие получаешь большое, но денег за это не платят. Получать деньги за продукт, при изготовлении которого  изготовитель получает удовольствие, большое везение. Обычно платят за «грязную» работу.  В Интернете денег не заработать. А издаваться – очень трудно. Критериев понять не могу.  Опыт издаваться за свой счёт и продавать в книжных магазинах у меня оказался неудачным. Вот Довлатову повезло больше. Ещё больше повезло Иосифу  Бродскому. А на моих глазах их гнобили.
— И всё-таки, что в наши дни означает фраза «состоялся как писатель»? Считаете ли Вы, что сегодня пробиться в литературе  так же тяжело, как и в советские времена? И какие сегодня существуют «рычаги» для продвижения творческой карьеры?
— Не знаю. Рынок? Может быть. Но я не могу выдумывать что-то для других людей. Например – сказки для детишек. Да я и не писатель, я – рассказчик. В советские времена были другие позывные и  сигналы ответа. Я знал Василия Макаровича Шукшина. Он мучился. Знал Андрея Кончаловского – он  тоже мучился, но меньше. Знал Виктора Астафьева – он не мучился. По-разному у всех. Но плясать под  дудку тех, кто правит бал – легче, чем плевать им в морду.  Образец  метаморфозы для  меня – судьба Солженицына. Путин ловил диссидентов в 1970-1990-х, а в 2000 году лобызал Солженицына в уста.
— Если раньше существовал Самиздат, а запрещённые писатели пользовались невероятной популярностью,  то сегодня в литературе практически нет «аутсайдерства». Напечататься может каждый. Хорошо это или плохо?
 — Нормально это. Литературное творчество должно быть нормой высказывания своих  мыслей и осознания своих действий. Делиться своим опытом.  Перенять этот опыт – дело читающих. Мы Самиздат читали в 1970-х в надежде найти  пути спасения. А их не было там обозначено, они были ложные, по которым сегодня плутает наш  народ.
— Какое из Ваших произведений Вы считаете самым сильным? Расскажите про него, пожалуйста. Как «родили» идею, как долго его писали?..
— В старости стало трудно ходить и зарабатывать деньги  другими способами. Отношения с детьми, которых я растил 26 лет, порвались. Надежды увидеть внуков тоже нет. Вот я решил рассказать внукам и правнукам историю своей жизни, честно осмыслив её и изложив в коротких рассказах, связанных сквозной нитью – моей борьбой за выживание и поиски радостей. Короткий рассказ – это мой любимый жанр. Писать их я начал в 2004 году. В 2007 написал 30 рассказов, описывающих период – детство, отрочество, юность. Издал за свой счёт книжку и раздарил своим приятелям. В ответ получил злобу и зависть. Правда, нашлись и пара-тройка доброжелателей. Вспоминая опыт Довлатова, я не огорчился. Написал ещё 50 рассказов. От  творчества получал истинное наслаждение, единственное в этот период жизни. Составил их в книгу «История  страны с моей биографией», разместил на сайте ПРОЗА.РУ.  Читателей набралось 38000 человек, сулят премии и призы. Приняли книгу в издательстве в Москве. Но тянет  оттуда пошлятинкой. «Желтухи» хотят. Видимо, откажусь.
— Что для Вас значит русская классическая литература?
—  Каждый человек должен в школе научится писать свою маленькую книжку, тогда он будет оценивать труд  других людей, особенно  умерших.
— Каким Вы видите будущее русской литературы? По-Вашему, сегодня она переживает период  подъёма, или наоборот? 
 — Ничего не могу сказать по этому поводу. Ничего не читаю и  не слежу за литературой. Но вот случайно прочитал рассказ случайной женщины -писательницы с сайта ПРОЗА.РУ  —  хохотал два дня и три раза перечитывал. Она простая женщина, но это русская культура, литература, традиция, интеллект…  Татьяна Рассказова «Пролетая над колодцем». Если надо почитать что-то для души, то прочтите – получите удовольствие!
— Как Вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
— Семья и школа научили меня  ненавидеть матерную брань. Я долго с матерной бранью изо ртов сограждан боролся, но ничего не помогало. Сам долго не ругался матом. Но, видимо, в нашей стране это очень трудно сделать. Когда тебя  жлоб обливает грязью с ног до головы и улетает в неизвестном направлении, « ТВОЮ МАТЬ» — это единственно средство избежать инфаркта.  Когда  полновластный и всеми любимый  Путин  бравирует феней – что нам остаётся делать?  В фильмах и спектаклях меня это коробит. Но вот пример: в одном рассказе про любовь и половую связь мужчины и женщины я попробовал употребить общепринятое «они занимаются любовью…» Но это же не отражает сути происходящего!!! Это не точно передаёт суть происходящего. А я должен найти точное слово! И я нашёл –  «они трахались».  Я здесь живу, а не на Луне.
— Как литератор что Вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, даже элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще попадаются с трудом грамотные учителя. С этим можно что-то сделать?
— Литератор – это хорошее слово. Простое и точное, не такое пафосное, как писатель.  Язык (русский) в нашей стране Россия – потерян. Пришёл другой язык – феня. Пришёл скабрёзный простоватый  язык. Таким языком мне поправили рукопись мою в издательстве, чтобы людям было понятнее. Поэтому я заберу свою книгу. Но это ни мне, ни русскому языку не поможет. Они перепишут мою книгу, украдут  её и выпустят под своим именем. Такова действительность.  Дай Бог, чтобы я ошибался.
— Как россиянин Вы не можете не переживать за Россию сегодняшнюю. Каково, по-Вашему, её будущее, учитывая её прошлое и настоящее? И какая, на Ваш взгляд, идея сегодня могла бы стать для неё национальной?
— Россия летит в пропасть. Давно летит. Даже раньше,  чем со времён бандита Ленина. Честных людей нет по определению. Людей чести – нет. И боюсь – не будет. Конец Света – неизбежен. Идея всем показана давно – в Евангелие, Талмуде, Коране… Вот толкуют- то всё по-своему, по-дьявольскому. А благодать Господь не посылает на их головы. Значит так тому и быть.
— В последнее время мир разделился на сторонников и противников глобализации. По Вашему мнению, глобализация – это зло или добро?
— Зло – это Зло, Добро – это Добро. Семь смертных грехов. А противостоят им Семь добродетелей. В каких одеждах и в какой форме они будут твориться – дело второстепенное. Если глобализация поможет людям перестать пить, курить, прелюбодействовать, воровать, грабить, пухнуть от злобы и зависти – она есть путь Истины. Но в Евангелие сказано Христом – я есмь  Истина и Путь.
— Должен ли писатель иметь гражданскую позицию? А высказывать её публично? 
— Конечно, должен. Писатель и каждый литератор (то есть  человек, закончивший курс литературы средней школы) должен быть образованным и понимать  многое из опыта Человечества. Понимать, что есть Гражданская позиция,  государство, Конституция, и сохранять своё государство посредством своей гражданской позиции. И когда среди белого дня кучка упырей начинает шабаш, писатель и поэт, а также другой гражданин, должны встать, закричать об этом во весь голос, а потом и пустить в ход руки. Но писатель должен это сделать ПЕРВЫМ.
— Можно ли нынче «прокормиться» литературой? Обеспечивает ли она Вам достойную жизнь?
— Можно. Как, впрочем, и любым другим трудом. Но нужно изучать рынок и предлагать там и то, что рынок требует. Мне этого не удалось. Пока.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
 


На фото: воспитаннники тренера Анатолия Рахлина — Н.Ващилин, В.Вашкялис, В.Путин, В.Шетаков, О.Борисенко, А.Ротенберг, 1968 г. (слева направо)