Спасительная мудрость из глубины веков

Вера Тараканова
Корень всех страстей есть самолюбие.
     Преподобный Авва Дорофей
   
     Мы можем лишь приблизительно определить время, в которое жил преподобный Авва Дорофей. Это конец У1- начало У11 веков. Предполагают, что он был родом из окрестностей Аскалона. Он рано проявил склонности к изучению светских наук, и сам об этом писал так:"Когда я обучался светским наукам, мне казалось это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю, когда же я продолжал понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что от усердия к чтению я не замечал, что я ел или пил, или как спал".
     Он хорошо знал произведения языческих писателей, но несравненно более - писания святых отцов и учителей Церкви: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Климента Александрийского и многих знаменитых подвижников первых веков христианства; а пребывание рядом с великими старцами и труды подвижничества обогатили его опытным знанием, о чем свидетельствуют его поучения.
     Не знаем, какая причина побудила Дорофея оставить мир, но, рассматривая его литературное наследие, которое состоит из 21 поучения и нескольких посланий, можно заключить, что он удалился из мира для того, чтобы достигнуть Евангельского совершенства через исполнение Заповедей Божиих.
     Господь Сам выбирает Святых, устами которых сообщает людям душеспасительные поучения, и не имеет никакого значения, сколько времени прошло с тех пор, потому что это в полном смысле слова вечные истины. Приведем некоторые из них.
     Соблюдение Святых Заповедей помогает нам "очиститься не только от грехов наших, но и от самих страстей. Ибо иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т.е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним".

     "Ничто так не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение, или уничижение ближнего. Почему мы не осуждаем самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ перед Богом? Грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал:"Что ты смотришь на сучок  в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего."(Евн.от Луки,6).

     "Постарайтесь удерживать язык свой, чтобы не сказать чего-либо худого ближнему своему, и никого не соблазнять ни словом, ни делом, ни взглядом, ни другим каким-либо образом. И не будьте раздражительны, чтобы, когда кто-нибудь из вас услышит от брата своего неприятное слово, не возмущаться тотчас гневом, не отвечать ему дерзко и не оставаться в оскорблении на него: это неприлично хотящим спастись, неприлично подвизающимся. Приобретайте страх Божий и с благоговением встречайте друг друга, каждый преклоняя главу свою пред братом своим. Каждый смиряйся перед Богом и перед братом своим и отсекай свою волю. Поистине хорошо, если кто, делая какое-либо доброе дело, предпочтет в нем брата своего и уступит ему, таковой получит большую пользу перед тем, кому он уступит. Не знаю, сделал ли я когда что-либо доброе, но если Бог покрыл меня, то знаю, что покрывал потому, что я никогда не считал себя лучше брата своего, но всегда ставил брата своего выше себя".

     "Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поскольку Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает... Иногда же мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего; ибо иное осуждать и иное уничижать. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают... Отчего же мы впадаем в сие, как не оттого, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано:"Любовь покрывает все грехи"(1 Пет.4).

     "Добро ли нам кто-нибудь сделает или злое потерпим от кого-либо, мы должны взирать вверх и благодарить Бога за все, случающееся с нами, всегда укоряя самих себя. И говоря, что если случится с нами нечто доброе, то это дело Божия Промысла, а если злое, то это за грехи наши."

     "Лживый человек... говорит о добродетелях и хвалит их, и удивляется им, как будто сам поступает так и знает их по опыту: таковой лжет самою жизнью своею; это не простой человек, но двойственный, ибо иной он внутри и иной снаружи, и жизнь его двойственна и лукава. Вот мы сказали о лжи, что она от лукавого, сказали и об истине, что истина есть Бог. Итак, братия, будем избегать лжи, чтобы избавиться от части лукавого и постараемся усвоить себе истину, чтобы иметь единение с Богом, сказавшим:"Я есть... истина". Господь Бог да сподобит нас истины Своей, ибо Ему подобает слава, держава, честь и поклонение во веки веков."

     "Итак, очистим в себе образ Божий, ибо Бог требует его от нас таким, каким даровал его, не имеющего ни пятна, ни порока, ни чего-либо такого... Познаем, каких великих благ мы сподобились; вспомним, по чьему образу мы сотворены... Почтим Первообраз, не будем оскорблять образ Божий, по которому созданы... Уразумеем силу таинства и то, за кого Христос умер. Сила таинства Христова такова: поскольку мы грехом утратили в себе образ Божий и потому через падение и грехи соделались мертвыми, то и Бог, сотворивший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием, нас ради сделался человеком и принял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни, которую мы потеряли за свое непослушание, ибо Он взошел на святой крест и распял грех, за который мы были изгнаны из рая...
   Итак, мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и от нас зависит идти в рай, ибо враг уже не содержит нас в рабстве; только позаботимся о себе и сохраним себя от действительного греха. Ибо всякий грех опять порабощает нас врагу. Не стыд ли это и не великое ли бедствие, если мы после того, как Христос избавил нас от ада Своею кровью, и после того опять пойдем и ввергнем себя в ад? Не достойны ли мы в таком случае еще сильнейшего и жесточайшего мучения?
     Человеколюбец Бог да помилует нас и подаст нам внимание, чтобы мы могли разуметь все сие и помогать самим себе, дабы обрести нам хотя бы малую милость".

     "Никто не может сказать:"Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню"; ибо если ты не можешь дать столько, сколько иные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно одной убогой вдове, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых. Если  и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того?  Можешь словом утешить брата своего; итак окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное:"Слово благо паче даяния". Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть ему во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово, и тем более смутить его, ты можешь промолчать... И как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу".