О фильме-балете рубаи Хайяма

Вера Дейниченко
  С волнением пересмотрела   фильм -балет на музыку Толиба Шахиди"РУБАИ ХАЙЯМА"  в постановке Сталины Азаматовой и снятый Елизаветой Кимягаровой. И художников-постановщиков узнала по первым кадрам  -Владимира Серебровского и Александра Гейвандова,художника по костюмам Римму Зудерман.  Снова восхитилась  исполнителями Вадимом Тедеевым -Хайям,Т.Файзиевым-Смерть, Вахидом Ишанходжаевым- Малик( сразу вспомнила премьеру  балета Шахиди "Смерть ростовщика" и Вахида в главной роли).
  Нет слов,чтобы описать восторг от танца несравненной Малики Сабировой -Ситора и Муза! Лёгкое как  невесомой бабочки порхание, изящество,грация,нежность-в каждом движении.  Хорош  Курбан Холов-прямо таки ожившая скульптура! Узнала в танцовщицах Светлану Узакову,Татьяну Холову, Бозгуль Исаеву,Халиму  Алибаеву. А крупные планы  драматических актёров из Таджикского театра им. Лахути!  Тут же Зафар Джавадов и на секунду мелькнул( а может мне показалось?) Исфандиёр Гулямов из Молодёжного театра.
  На премьере фильма-балета в  душанбинском Доме кино я  никого не помню,кроме вышедшей  на сцену под гром аплодисментов  маленькой Малики Сабировой. Она улыбалась даже как-то смущённо.Это  был фильм для неё!  А в 1982-ом году нашей звезды балета не стало,смерть унесла её.
  Позже,уже в Таджикском театре оперы и балета я общалась  с балетмейстером Сталиной Азаматовой и всё приставала  к ней с вопросами,как она запоминает все движения для исполнителей   в  своих постановках. Сталина  пыталась  объяснить всё особой памятью и записями на каждый такт музыки. Заговорили и  о  фильме -балете "Рубаи  Хайяма" и  Сталина расстроенно сказала,что  недовольна режиссёрским  монтажом. Дескать,крупные планы  разрушают действие балета,отвлекая зрителя и происходит путаница. Я со Сталиной не согласилась!!! И  сейчас думаю, как хорошо ,что Лика Кимягарова    сняла  именно ТАК исполнителей и запечатлела удивительные лица наших балерин и драматических артистов. Может,я и не права.
  А Толиба Шахиди  я до сих пор пытаю,как же   
он смог создать волшебную музыку на  философские  четверостишия Омара Хайяма?  Замечу,всё что прочитано в фильме-мои любимые рубаи. Спасибо всем за подаренную радость.