Звезды над Ямалом 27

Олег Борисенко
Предыдущая глава: http://proza.ru/2021/08/11/487

Егорка ползком двинулся к месту стоянки баркаса.
Завидев попутчиков, он шепотом обратился к Антипу.
- Дядька, там, на высоком берегу, разъезд конный во главе с Тихоном, и стрельцы с ними. Стрельцы спустились к воде, и людей со струга расспрашивают о нас. Стрельцов десяток будет, а вот холопов два, а то и более будет.
- Струг откуда идет? – спросил холопа Иван.
- Супротив течения под парусом, - вставая с земли, пояснил Егорушка.
— Значит теперь знает Тихон, что мы на встречу стругу  не попадались, и искать нас будут тут, на луговом берегу. А для этого им нужно на переправу вернуться, и искать лодки. На конях они через Тобол не переправятся, - хитро улыбнулся Антип, и предложил, - давайте-ка мы их перехитрим. Как только ватага холопов к переправе поскачет, выгоняем баркас из заводи, и спускаемся по течению левым берегом подальше от погони.

Отставной десятник недовольно глянул на Егорку, - ну что стоишь истуканом? Ползи обратно непуть, и гляди куда направится погоня наша. Веток-то нарубил?
- Нарубил, но не принес.
- Их тоже захвати, укроем ими баркас, за корягу и сойдет. Ныне вода большая, пока время идет, уж солнце за полдень перевалит. С правого берега нас разглядеть трудно станет, солнце-то в глаза светить будет Тишкиному войску.

Егорка прополз обратно до кучи хвороста, и принялся наблюдать за всадниками на том берегу.

Юсуп подсел на корточки рядом с  Антипом,
- Слышь, Антип, на что ты надеешься? Днем сплавляться, это же быть у всех на виду? Тобол не такая уж и широкая река, чтоб нас с другого берега не приметили.
- На счастливый случай мурза. Бывает, что и обреченному счастье улыбается. Вот, например, вешают гилевщика*, а сук ломается или веревка рвется. Казнь отменяют.
- У тебя-то такие случаи были?
- Нет, меня не вешали. Но случай один, по молодости, самый несусветный был. Я тогда на рассылках при атамане состоял. Грамотку надобно было доставить в стан князя Пожарского. Выезжаю из леса дорогой в чисто поле, а тут два шляхтича, гусары летучие, на встречу мне. С крыльями за спиной. Кони добрые. Увидали они меня, и пустились в погоню. Я перед тем, как стрекача дать, одного из пистоля снял. А второй выхватил саблю и за мной. Спужался я на саблях биться, знал, что зарубит меня лях, ведь в сабельном бою-то я еще тогда не силен был. Развернулся раб Божий Антипка, и погнал свою лошадку что есть мочи. А кляча-то моя бежит кое-как, на ней только воду возить. Вот и скачу галопом, а она, сердечная, все на рысь норовит перейти. Чую нагоняет меня шляхтич, пора и смерть принимать, вот, вот, рубанет он меня по спине. Только оглядываюсь, а летучий гусар вдруг отставать стал, и лошадь его в правую сторону потянуло с дороги. Спешился поляк, и давай в удилах копаться. Ну я до леса, а тут на встречу братья казачки. Они к поляку, да и в плен его взяли. Тоже гонец оказался. А опосля я узнал, почему он меня не догнал, и сам от казаков не смог удрать. У него просто повод от удила оборвался. Вот и весь сказ. Такое мне счастье тогда привалило. Коль такой случай не случился бы, не сидеть мне тут с тобой мурза Юсуп. Срубил бы меня шляхтич как капусту.
- Холоп у гусара был ленивый, не доглядел что сбруя прелая, - улыбнулась Яна, и кивнув на глубь островка, добавила, - ленивый как наш Егорушка, кряхтит будто бревно тащит, а у самого три ветки за спиной.

Пыхтя, неся на плечах ветки, согнувшись в три погибели вернулся Егорка.
 - Ускакали к переправе, - известил он.

- Тогда наш час настал, кидайте ветки в баркас, и трогаем, - принял решение Антип, - пока они лодки возьмут, пока спустятся по реке, мы должны уйти подальше от острова.

По реке дул северный ветер задирая волну встречного течения, но под берегом было спокойно.
Баркас вышел из заводи, и направляемый потесью, за которой сидел Юсуп, медленно заскользил по водной ряби вдоль берега вниз по течению.
Весла убрали на дно баркаса, Яна с Егоркой со стороны правого борта сложили ветки, которые свисая к воде, скрывали от постороннего взгляда борта баркаса.
Емелька, лежа на носу, вглядывался вдаль русла реки.
И не зря. Через час пути он заметил паруса идущего на встречу судна.

Путники, схватившись за ветки, свисающие с берега, завели свой баркас под них и затаились. 
Судно с четырехугольными парусами приближалось. 
Вскоре послышалась чужая гортанная речь, бой барабанов и равномерные всплески весел.
- Это китайские купцы товар везут к переправе на Казань. Они по Иртышу к Тобольску спускаются, и потом супротив течения по Тоболу поднимаются. Спешат, пока половодье стоит, - приглушив голос разъяснял Иван попутчикам, - паруса у них бамбуковые, а лодки джонками называются. Сзади на веревке  челнок, на нем они якоря заводят вперед и потом канатами вытягивают джонку по мелям и когда течение шибко быстрое. Булацкой тягой на Тоболе не проведешь ладью, берега заросшие. Гребцов наняли наверное в Тобольском остроге, тяжкий это труд, токмо китаец на барабанах сидит, ход гребли задает.

Ваня обернулся к Юсупу, - видишь мурза, какие мудрые у тебя были предки. Не зря они городище на перепутье всех дорог построили. Все купцы на учете, торговые пути под присмотром, только дань собирать успевай. При твоем пращуре хане Едигере и потом Кучум Хане, Искером, Сибирью, Кашлыком крепость называли, ныне Тобольским острогом величают, а суть одна, кто владеет этой крепостью, обладает и Сибирью.

Джонка медленно проходила мимо, беглецы, укрывшись под берегом в ивовых кустах, остались не замеченными.

                ***

Воевода, свернув грамоту, глянул на гонца, - иди отдохни с дороги, коня твоего накормят, под навес поставят. Сейчас отпишу государю, что в дороге мы, и спешим исполнить его волю. Через два дня уже под Казанью будем.

Афанасий глянул в оконце, - где этого Тишку черти носят. Собираться надобно, государь ждать не любит.
И обратившись к гонцу, указал, - ступай спать, да позови кого ни будь из моих людишек, пусть немедля зайдет.

Нужно было выступать. Ловить беглых не входило в планы воеводы. Разосланные грамоты о поимке злодеев, уже были в пути. Сами губные старосты в Сибири разберутся. Его же ждет война с поляками.



Продолжение: http://proza.ru/2021/08/15/631