По Юго-восточному краю 2 маршрут Окно в Прибалтику

Эми Ариель
Начало:
http://proza.ru/2021/07/03/72               



             Этот день 16 мая 2021 года был яркий, солнечный и даже жаркий. Несмотря на загруженность весенними садовыми  работами, мы всё-таки  выделили время и поехали в очередное мини путешествие  по Виленскому краю. Тогда ещё не начались  массовые переходы нелегальных мигрантов через границу и можно было спокойно путешествовать по этим местам. И в тот раз мы направились  по Неменчинскому шоссе, которое начинается в  престижном районе города. Окрестности    этого шоссе всегда  были   традиционным местом отдыха и реабилитации  жителей столицы – здесь повсюду богатые ягодами и грибами  сосновые леса, красивейшие лесные озёра, рядом несёт свои воды река Нерис. Традиционно с давних пор многие горожане снимали жильё  у   жителей этого предместья на целое лето.  А потом, уже в советские шестидесятые годы,  здесь  начали выделять участки под коллективные сады.  Эти участки со временем стали большой ценностью, а коллективные сады теперь превратились  в кварталы очень дорогих частных домов. Ещё бы – совсем недалеко от центра города  такое чудесное курортное место.  В этом районе среди сосновых лесов находится и Турнишкес – резиденция президентов и  других высших руководителей Литвы. Вот только  нынешний президент не пожелал перебираться сюда из своего роскошного стеклянного куба, расположенного в заповеднике на берегу речки Вильняле.  Так и пустует нынче  президентская резиденция.

            В советское время в сосновых лесах вокруг шоссе  располагалис санатории, в том числе детские, заводские профилактории. С приходом капитализма почти все   эти организации прекратили своё существование.  На месте  большинства из них выросли  роскошные дома  новых хозяев жизни.

           Наша первая остановка  всего в 20 км на северо-восток от Вильнюса, это городок Неменчине,  расположенный  в живописном месте на обоих берегах реки Нерис, возле устья речки Неменчи, давшей ему своё название.  В исторических источниках он упоминается с 1338 года.  Когда-то в этом месте располагался  деревянный замок, а позднее  здесь был построен один из первых костёлов в Литве, учреждённый самим Великим князем Литовским Йогайлой. В первозданном виде костёл до наших дней не сохранился, а  нынешний костёл Святого Михаила Архангела, к которому мы сразу направились, белый однобашенный, построенный на возвышении, сооружён в середине XIX века. Мы обошли костел вокруг и спустились в небольшой парк, опутанный пьянящим ароматом черемухи. Яркая молодая зелень, желтые одуванчики на изумрудном ковре лужаек, и черемуха, черемуха, черёмуха… Даже израненные прошедшей суровой зимой деревья  буйно цветут. Они  цветут, уронив свои надломанные ветви и стволы   на землю или в журчащие воды Неменчи, петляющей по парку. Они не погибли зимой  и коммунальщики их не тронули, когда удаляли опасные поврежденные деревья. Ведь как можно тронуть такую красоту? Мы обошли парк по кругу до моста, под которым Неменча устремляется к месту слияния с Нерис. Здесь на пригорке каплица со скульптурой  Девы Марии и с надписью на постаменте  на двух языках, литовском и польском : «Учи нас, мать, любить и прощать».

      Археологические находки подтверждают, что люди в этих местах селились уже с 1 века н.э. Неподалёку от городка находится городище, у подножия которого эти находки и обнаружены.  Пограничное расположение поселения в составе Речи Посполитой обуславливало  многие исторические  события в этих краях. Особое значение имело и расположение у реки – так в 1557 году жители городка были освобождены от всех налогов с обязательством присматривать мосты через Нерис до самого Кярнаве. А в самом Неменчине с высокого берега открывается изумительный вид на широкую долину Нерис.

            После раздела Речи Посполитой этот  край вошёл в состав Российской империи. А в 1794 г. именно здесь произошло столкновение  повстанцев Т.Косцюшки  с царскими войсками, которое закончилось поражением повстанцев.

        Революция в России изменила жизнь Виленского края, который вскоре был занят войсками польского генерала Люциана Желиговского, поэтому в 1920-1939 г. городок вместе со всем регионом отошёл Польше. Именно здесь располагался Неменчинский пограничный корпус. В 1939 году Неменчине был передан Советским Союзом Литве. И только тогда в местном костёле впервые службы стали вестись и на литовском языке.

        Население городка, как и всего юго-восточного приграничья, многонациональное. Так уж исторически сложилось, что в этом регионе на протяжении разных эпох переплетались традиции и религии польского, литовского, белорусского, украинского, татарского, русского и еврейского народов.  На сегодняшний день 75 процентов населения городка составляют поляки, русские, белорусы и другие   русскоговорящие в быту  граждане.  Таблички – указатели улиц  на домах  выполнены на литовском и польском  языках, хотя это нарушает Закон о государственном языке, но неменчинцы, видимо, отвоевали у центральной власти  эти надписи, а может просто столичные бюрократы сюда не добрались.

            Жители   окрестных городков и деревень Виленского края с  давних пор  обеспечивали горожан продукцией из своих хозяйств – продавали на рынках, развозили по домам  постоянным клиентам. В советские годы моя мама постоянно покупала превосходные молочные продукты у двух неменчинских пани, которые несколько раз в неделю с тяжелым грузом  на общественном транспорте приезжали на наш рынок.  Их товар был вкусный и качественный,  торговали  они очень честно. Благодаря    деревенским трудягам нашего края  Вильнюс никогда не знал продуктового дефицита.  Эти люди  могли бы не  заморачиваться личным хозяйством – государственной работы тогда в городках и деревнях было более чем достаточно, в том же Неменчине было несколько предприятий, да и  недалеко  в Вильнюс было ездить работать.  Можно было зарабатывать и легче, и чище.   Только они, верные своим устоям и традициям, не бросали своё хозяйство,  своих коровок,   и тех, кто  ждал их продукцию в городе.  Тогда это казалось в порядке вещей, а теперь, по прошествии времени,  понимаешь, какое это было благо для горожан, их клиентов.
 
     Евреи в Неменчине поселились  с давних пор, уже в XVII  в . в окрестностях городка насчитывалась довольно многочисленная еврейская община. . Согласно переписи населения конца XIX века   тогда большинство жителей городка (более 70 процентов)  составляли евреи. В связи с этим здесь действовали соответствующие объекты – школы, синагоги, предприятия. Накануне Второй мировой войны  35 процентов населения городка составляли евреи.
 
          Жестокий 1941 год обернулся страданиями для многих жителей городка разных национальностей, но самая страшная судьба постигла, как   и везде в Литве, его еврейское население, которое было полностью уничтожено. Так же было сожжена еврейская школа и синагога.   В трёх километрах к западу от городка  в сосновом  лесу возле Неменчинского шоссе  ещё одно страшное место, ещё одна шестиконечная звезда на особой карте нашей прекрасной страны. Мы заехали туда на обратном пути, и я расскажу обо всём по порядку.

        Что же ещё осталось в Неменчине из еврейского наследия? Старое еврейское кладбище. Вернее, и его не осталось. Только место в лесу, рядом с жилыми домами.  Пара сохранившихся старинных надгробных камней и памятный мраморный камень, установленный в наши дни. На нем надпись на трёх языках – литовском, польском и еврейском : «Здесь похоронены жители Неменчине еврейской национальности. Они были мыслью, совестью и славой своего маленького Иерусалима».  И подпись – « Городское управление Неменчине. Октябрь 2006 г.»

                Мы побродили по благоухающему весеннему  лесу. Совсем рядом какое-то детское учреждение, дома.  Ничего больше со старинных  времён не сохранилось. Сам лес находится на возвышении, а где-то далеко внизу, у подножия крутой горы,  несёт свои воды речка.

             Затем мы выехали к очень интересному металлическому мосту и полюбовались на открывающийся с него вид на живописную долину Нерис с высокими берегами.  Сам мост относится к объектам культурного наследия – он построен в 1932 г., затем несколько раз реконструировался. Неподалеку есть и современный, построенный ещё в конце советских  1980-х годов автомобильный  мост через реку.

               Ну, а мы отправились на восток по шоссе к самой границе с Белоруссией, в городок Буйвиджяй, километрах в  двадцати от Неменчине. По пути пересекли железную дорогу на Санкт-Петербург. Часть шоссе проложено на возвышенности. В одной из высоких точек мы остановились – оттуда совсем неплохо видны градирни Белорусской АЭС, расположенной в городе Островец за государственной границей. Даже  пар над градирнями можно разглядеть – настолько всё близко.

          Буйвиджяй, пустынный городок, расположенный     в живописном месте на берегу Нерис.  В административном делении его статус – деревня,   но я  бы скорее назвала его городком, судя по центральной части.  Литовцы такие населенные пункты называют бажниткаймис – деревня с костёлом.  Костёл – это самое главное.  И здесь, в Буйвиджяй   главная достопримечательность – очень интересный костёл Св.Юргиса (Георгия). Информационный стенд у костёла  рассказывает о богатой событиями истории  городка, жителей которого в соседних приходах называли «буйвиджяйской шляхтой», потому что в отличие от жителей окружающих приходов, они в своей  повседневной жизни разговаривали на правильном литературном польском языке (не на тутэйшем диалекте, как большинство жителей края), поэтому заслужили внимание языковедов.  В исторических источниках городок упоминается уже с XVI века. Костёл необычный, а рядом часовня в форме пирамиды.  Нигде таких не видела – правильное восьмиугольное строение с центральным куполом. Впереди – пристройка с колоннами, к которой ведёт широкая лестница. Сам храм стоит  на возвышении. Костёл этот  – за два года отстроенная точная каменная  копия сгоревшего в 1982 году  старинного деревянного восьмиугольного костёла (обратите внимание, как в советской Литве  относились к религиозным объектам, не жалели средств на их охрану и восстановление), а вот историческая  мавзолейная часовня семьи Бжостовских сохранилась ещё с XVIII века. Когда-то эти места украшал прекрасный дворец поместья, переходившего от одних именитых владельцев другим -  Бжостовских, Радзишевских  и пр.  Увы, ни дворец, ни имение не сохранились, всё это было запущено и сгорело ещё в XIX веке.  До войны в городке жило несколько еврейских семей, которые занимались торговлей. Во время войны в этих местах происходили яростные партизанские бои с немецкими оккупантами.    В советские послевоенные годы здесь располагалась центральная колхозная усадьба.
   
            Мы отправились к реке.  Утопающий в черёмуховом аромате Нерис сюда несёт воды из Белоруссии, где берёт своё начала в северной части Минской возвышенности. Там, в Белоруссии,   река  зовется Вiлiя,  и дала она своё название столице  Вильнюсу.      Из своих  510 км река   Нерис (Вилия)  235 км  течёт по Литве и под Каунасом сливается с Неманом. В Буйвиджяй через  Нерис перекинут необычной конструкции  «обезьяний» подвесной мост. Вот только здесь мы увидели несколько машин, мотоциклистов. Люди рыбачили или просто отдыхали у реки. На мостик зайти мы не решились, хотя наблюдали, как парень  с мопедом успешно перешёл на другой берег. А мы струсили. Честно говоря, обезьянние мосты не вызывают у меня особого доверия.
 
             Ознакомившись с городком, мы решили проехать вперёд к границе в надежде поближе разглядеть Островецкую АЭС, если где-то  есть места, откуда она видна.  Дорога вполне легальная, асфальтированная, правда, узкая, идёт по лесу к деревне Канюкай. С левой стороны пограничная зона, на каждом дереве предупреждающие плакаты.  Граница отсюда менее, чем в километре.  Но из-за леса, конечно, ничего не видно. Дорога здесь  делает петлю и уводит в деревню, из которой мы направляемся назад, в Неменчине. Да, надо сказать, что практически  во всех деревнях и городках  этого края на въезде-выезде традиционно  установлены  большие кресты или  часовни.  Довольно часто можно увидеть и каплицы.  Их сооружали в связи с какими–нибудь важными для данного места событиями, и они являются местом религиозного притяжения местных жителей. Вообще население  приграничного края, как и всей Юго-Восточной Литвы в основном  отличается религиозностью и   приверженностью католическим традициям.
 
        Мы вернулись в Неменчине той же дорогой и     повернули обратно на Вильнюс. В трёх километрах от городка указатель в сторону леса –  место массового расстрела евреев. Проехав около километра вглубь соснового леса,  видим мраморный памятник с надписью на литовском и еврейском языках:
«Здесь 20 сентября 1941 г. гитлеровцы и их пособники убили 403 евреев».  В этом месте    в тот трагический сентябрьский день  была уничтожена практически вся еврейская община Неменчине и его окрестностей. Что же произошло тогда?  Из информационного   стенда узнаём, что тогда, 20 сентября 1941 года  начальник полиции Текорюс поручил своим подчинённым согнать в Неменчинскую синагогу всех местных евреев. Их было несколько сот – мужчин, женщин, детей.    Тогда     около 10 часов утра из Вильнюса прибыли 15-20 полицейских из особого отряда, вооруженных винтовками и автоматами. Неменчинские полицейские вместе с прибывшим подкреплением загнали евреев в этот лес и расстреляли. Стреляли полицейские особого отряда (полагаю, что  местных полицейских не могло быть много) . Экзекуция была окончена около 15 час. Согласно рапорту Карла Ягера, в тот день в этом месте было расстреляно     403 еврея (128 мужчин, 176 женщин и 99 детей).

           Прочла я эту информацию и больно кольнуло в сердце – впервые посетила такая мысль – 15-20 карателей особого отряда. Ну и человек 10, наверняка не больше, местных полицейских.  Как же нужно было парализовать волю людей, что с ними сделать, чтобы они дали так безропотно с собой расправиться? Один за другим по очереди становились и принимали смерть.  Ну, понятно – безоружные, но всё же... Но всё же несколько сот человек против двух-трёх десятков негодяев. Не бросились на своих палачей. Хуже бы не было, чем то, что случилось… И ведь всюду так. Всюду, где мы были в этих страшных местах. И в Жежмаряй, где более 2000 человек только мужчин замучили и закопали, палачей было не две тысячи даже и не тысяча. И   во всех местах, где мы побывали, то же самое.

              Эти горькие раздумья возникли в связи с теперешними драматическими событиями в мире и особенно у нас в стране, когда элитой, оказавшейся у власти, унижаются рядовые граждане, попираются фундаментальные их  права.  Люди прозрели -  Холокост ожил в новом, более изощренном «гуманном» виде,  но не меняет сути происходящего. А  его жертвами стали все простые люди, вне зависимости от национальности.   И люди задумались – почему мы позволяем это с собой делать?  О том, что происходит у нас в последние дни я постараюсь рассказать позже - сейчас слишком много эмоций и переживаний.

         А впереди ещё несколько интереснейших маршрутов по этому краю, о которых тоже надеюсь рассказать. До новых встреч!
Продолжение будет

Фото автора;