106 45-летний юбилей БПК Свирепый Имя на борту

Александр Суворый
106. 45-летний юбилей БПК «Свирепый». Имя на борту.
Нина Анатольевна Суворова, Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Свой тост я начал с сообщения о специально прибережённом для 45-летия БПК-СКР "Свирепый" случае-воспоминании, которое я намеренно не опубликовал в интернет-книге "Легендарный БПК "Свирепый".

Я спросил всех присутствующих - помнят ли они, когда и у кого впервые на борту корабля проекта 1135 типа "Буревестник" появились на кормовых бортах буквы наименования корабля? Первый "буревестник" - БПК "Бдительный" был сверхсекретным и имел только бортовой номер (и не один), второй - БПК "Бодрый" тоже некоторое время не имел на борту своего имени, а вот третий по счёту корабль, построенный на Калининградском ПСЗ "Янтарь" - БПК "Свирепый" - первым получил литые латунные буквы своего исторического грозно-гордого имени - "СВИРЕПЫЙ". А было это так...

Это было в августе 1972 года перед переходом БПК "Свирепый" из ПСЗ "Янтарь" в ВМБ Балтийск. За неделю до события меня вызвал к себе замполит капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин и под большим секретом приказал срочно изготовить из плотного "голубого ватмана" полноразмерные буквы наименования корабля - СВИРЕПЫЙ. Для этого он дал мне размеры (длина и ширина) кормовой доски (щита) и специальные документы (РД и ОСТ, правила нанесения надписей, аналог ОСТ В5.3110-77) для выбора шрифта.

К утру большие шаблоны букв были готовы. Я их замаскировал в пачке газет, отдал замполиту и что было дальше я не знаю, но через неделю замполит снова вызвал меня к себе в каюту. Он был не один...

Дело было вечером. В каюте заместителя командира корабля по политической части капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина собрались: командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, командир БЧ-5, капитан-лейтенант В.Н. Силкин, кто-то из офицеров и мичманов БЧ-5 и трое старшин (годков).

Командир корабля приказал старшинам (годкам) и мне взять большие тяжёлые канистры разных размеров (всего их было 6 или 8 штук) и "не привлекая никакого внимания, вынести с корабля и идти по пути указанному Силкиным туда, куда он скажет".

Так мы и сделали. Сначала с корабля сошёл командир и замполит, а за ними цепочкой сошли и мы с канистрами. Канистры были полными "под завязку" и в них тяжело плескалось что-то текучее. Уже был вечер, конец рабочего дня на заводе, и в прохладном воздухе явно чувствовался запах спирта.

Мы очень быстро, почти бегом, спешили за фигурами командира корабля, замполита и командира БЧ-5, а они также быстро пытались от нас "незаметно оторваться". Потом В.Н. Силкин догадался от них уйти в сторону, и мы умерили свой бег с тяжким грузом.

Мичманы БЧ-5 сменили нас, забрали канистры и мы опять какими-то закоулками, тропами, минуя штабеля труб, якорных цепей, досок, ящиков и катушек с тросами пошли-побежали вглубь территории завода. Вскоре мы вышли к неприметной двери в заводскую "литейку" (не помню точно, но возможно, цех 2 в корпусе 58).

Двери в цех открылись и оттуда начали выходить молча люди, забирать у нас канистры со спиртом, а потом появились Евгений Петрович Назаров и Дмитрий Васильевич Бородавкин. Оба были крайне возбуждённые. Им из дверей начали подавать какие-то тяжёлые детали на проволочных петлях, а они начали их передавать нам. Это были литые блестящие с одной стороны и все в "пупырышках" с другой - накладные латунные буквы.

Тут-то мы все поняли, какая это была "операция Ы" и страшно обрадовались...

Буквы были ещё горячие. Букв было 16 и ещё четыре "палочки" - две длинных (часть буквы Ы" и две коротких - "чёрточка" над буквой "Й". В отдельном мешке командир БЧ-5 В.Н. Силкин гордо нёс специальные латунные болты для крепления букв к корпусу корабля. Тем же путём мы "незаметно", но теперь уже не пригибаясь к земле, а гордо вышагивая, скорым шагом вернулись на БПК "Свирепый".

Не помню точно когда, но точно помню, как с нашего корабельного плотика двое специалистов рабочих сверлили отверстия в щите на кормовых бортах БПК «Свирепый», крепили буквы и "контрили" болты, чтобы они не отвернулись от тряски, вибрации и под ударами волн.

Затем команда боцманов и старшин-годков попеременно драила-полировала пастой ГОИ эти буквы названия корабля до зеркального блеска. Весь личный состав первого экипажа БПК "Свирепый" воспринимал это событие как награду орденом или медалью "За Отвагу". Мы были первым кораблём пр.1135 типа "Буревестник", вышедшим из Калининградского ПСЗ "Янтарь" с собственным наименованием-названием - "Свирепый". По этому поводу и был мой тост...