Что знали мы о войне?

Светлана Ефименко
        Что знали мы, молодые и юные,о войне?
Только то, что победили! А какой ценой ковали свой подвиг наши герои, наши отцы? — Вот они, рядом! Спроси! Нет! — не до того! Беззаботное и счастливое детство, свободная юность — хочется  вместить в себя Вселенную!
        А спросить ещё успеем!—Знаем же по книгам и кино.
        Не успели!
Как многое я бы сейчас отдала, чтобы поговорить с отцом о тех годах, страшных и беспощадных, о силе и духе каждого солдата,
перенесшего все тяготы кровавой войны!
      
         Каждый год 9 Мая, в День Победы, мы собирались всей семьей за большим столом,отмечали праздник, поздравляли своего воина-победителя, дарили ему подарки. В основном это был одеколон ШИПР,папиросы ГЕРЦЕГОВИНА-ФЛОР.( Такие курил Сталин).
          Из всех коротких рассказов отца о войне я запомнила лишь несколько эпизодов.
    
        Уже был конец Сталинградской битвы, но во многих домах продолжалась ожесточенная схватка за каждый этаж.
И вот, находясь в одной из квартир, отец и несколько бойцов наклонились над столом,изучая карту. Вдруг резко распахнулась дверь и обезумевшие фрицы стали в них стрелять. Отца спасла быстрая реакция,— он мгновенно выпрямился,и пуля прошила лишь растегнутый ватник. Стреляли в упор. Убили двух наших солдат.
Отстреливаясь, заставили врагов спуститься ниже,где их ждала автоматная очередь.
 
     Другой эпизод спасения от смерти был на пути в Европу.
Их разведгруппа должна была прибыть в определенное место назначения, но связист забыл катушку с проводом. Отправив отряд вперёд на лыжах и в масхалатах,в расчёте, что быстро их догонит (отец был отличным лыжником), он, взяв с собой другого бойца,(связисту грозило наказание)
вернулся за недостающимся проводом.
Через некоторое время их отряд попал под массированную бомбежку.
И это возвращение и отставание от группы сохранило им жизнь.

      На мой вопрос,— «страшно ли было тебе на войне?» —
отец отвечал:«Об этом и не думал.  Была только одна мысль: за твоими плечами родная земля, твоя мать, твой дом, семья! »
И добавлял: «Смелого пуля боится!»
         Шутки-прибаутки, юмор, пословицы и поговорки, несмотря на суровость характера, не сходили с языка отца до самой смерти. Ими он подбадривал и своих солдат.
А так как наш папа до 40 лет не пил и не курил,то свой фронтовой табак и спирт раздавал бойцам.
         Запомнился эпизод, связанный с питанием.
Когда уже стремительно гнали фашистов,полевая кухня зачастую не успевала за продвижением фронта. Но были в н/з сухие пайки и хлеб. Однажды обнаружилось, что хлеба, заготовленного с вечера на утренние порции, не хватило. Это повторилось и на другой день.
Тогда отец, никому не сказав, разделил свой химический карандаш,(а это была большая ценность,— ими писали письма домой),и вставил в каждый кусочек хлеба.
Утром, перед завтраком, построил всех в шеренгу и приказал высунуть язык. Солдата с синим языком отправили под трибунал.

     А ещё отец гордился, что встречался с маршалом Жуковым.
Георгий Константинович прибыл к ним на линию фронта с инспекцией. Всех офицеров поочередно вызывали в штаб, задавали разные вопросы, а потом давали карту и просили указать местонахождение какого-либо города, реки или расположение данного полка.
Г.К. Жуков имел такой авторитет, что офицеры бледнели, заикались и не могли точно сориентироваться по карте.
И лишь безошибочно, уверенно, точно и ясно на все поставленные вопросы отвечал лейтенант Ефименко Геннадий Поликарпович.
Жуков одобрительно кивнул и поручил молодому офицеру завтра  воодушивить своей речью солдат перед наступлением.Неравным и тяжелым боем.
      Думаю, ни каждый бы осмелился в присутствии маршала Жукова выступить с призывами перед строем бойцов.

       Помню,прошло много лет, отец купил книгу Воспоминаний Жукова о войне,хитро мне подмигнул и сказал:«А я ведь понравился ему! И «речь толкал» в его присутствии!»

Книга эта, с пометками карандаша на полях, так и затерялась. Бесконечно давали читать друзьям, участникам войны,соседям...


       Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Многих мужей, отцов, сыновей не дождались родные...
Но трём братьям Ефименко — Ивану, Геннадию и Николаю повезло несказанно! Мать дождалась сыновей!
        Удивительный случай: когда освобождали Польшу от фашистских захватчиков,встретились два брата — Николай и Геннадий. При весьма неприятных обстоятельствах.
Подвыпившие солдаты из роты, где служил Николай, приставали к молодой польке. Николай хорошенько им врезал. Те пошли к особисту с жалобой, дескать, нужно наказывать тех, кто имеет сочувствие и симпатию к иностранной гражданке. Дело приняло крутой оборот.
Выпало из памяти, как отец об этом узнал, кажется, на совещании офицеров по сводкам о происшествиях прозвучала фамилия и имя Николай Поликарпович...
Отец вмешался,— дело чести заступиться за женщину!
В результате Николая освободили из под ареста.

Сохранилось их совместное фото с этой встречи!

        А старший брат Иван чуть не попал в штрафбат. В первые дни войны, в полной неразберихе и отступлении, он,служивший в артиллерии, как и многие, покинул поле боя, пробираясь до наших частей. На допросах ему дали понять, что заменить расстрел штрафбатом можно только при условии, если
доставит брошенное орудие в расположение части.
Иван вернулся на место боевых действий, занятое уже врагом, проявив смекалку, взял языка, и на своих и его плечах доставил арт.орудие перед взором командира.
За взятие в плен фашиста Ивану простили побег с поля боя.
    Необыкновенная смелость, решительнось, отвага присуща всем братьям Ефименко, дошедшим до Рейхстага!

      Я уверена, что на стенах рейхстага есть и их росписи!
Иван и Николай вернулись домой сразу после Победы,в 1945году. А Геннадий только через год, в 1946 году. Владение немецким языком задержало его на работе в комендатуре.

      Почему фронтовики были так скупы на рассказы о войне?
Конечно, им тяжело было даже вспоминать об этом. Они были рады и счастливы,что мы родились в мирное время, не знаем голода и страха, имеем возможность лечиться, учиться, мечтать, выбирать профессию,развиваться, общаться! И это — их заслуга!

       Помню, как однажды пришли к отцу пионеры с поздравлениями и цветами. И кто-то задал вопрос:«Как вы встретили известие о капитуляции фашистов?»
    Его ответ я запомнила на всю жизнь!
— У меня как будто бы выросли крылья! Я ощущал невесомость!
   И одна только мысль:«Это Победа!»