Репин. Серов. Три портрета Леонида Андреева

Алина Алексеева-Маркезин
Леонид Николаевич Андреев (1871 — 1919) — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.

     Илья Репин.  Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева в белой рубахе.1904г.76 см , 66,5 см. Третьяковская галерея.
     Илья Репин.  Портрет Леонида Андреева.  1905. 93х71,5 см.Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
     Валентин Серов. Портрет писателя Леонида Андреева . 1907. Картон, акварель, темпера. 73,3х56,4. Литературный музей в Москве

     В репинских «Пенатах», где постоянно собиралась художественная интеллигенция, часто бывал писатель Леонид Николаевич Андреев. По словам Александра Блока, это был человек, «носящий, вернее, таскавший в себе мировой хаос». Используя приемы символизма, Андреев стремился к выражению общественных идей и настроений в  иносказательной форме. Его рассказы вызывали чувство острого беспокойства и недовольства жизнью.

    Репин писал Леонида Андреева дважды. Первый портрет, созданный в 1904 году и известный под названием «Портрет Леонида Андреева в белой рубахе», хранится в Государственной Третьяковской галерее. Этот портрет, светлая красочная гамма которого построена на тонких градациях белого цвета, передает характер мягкий, натуру чуткую, духовно богатую, но лишенную энергии действия. Созданный образ не удовлетворил Репина, и он получил от Андреева согласие позировать снова.

    Спустя год Репин пишет второй портрет писателя - красивого человека «со смуглым точеным, декоративным лицом», сидящего, раскинув руки, на садовой скамье. Непринужденность,  раскованность позы сочетается с почти царским величием. Недаром Репин называл Андреева «герцогом Лоренцо». Портрет получил название «Летний отдых». Но первое впечатление от него обманчиво. Оно нарушается всем строем портрета, который направлен на динамизацию и даже драматизацию образа.   

Валентин Серов. Портрет Леонида Андреева.

    В 1906-м портрет Андреева Серову заказал издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский, причем Андреев желал быть нарисованным «только Серовым и никем другим». Сдать работу в срок Серову не удалось: Андреев, имевший отношение к восстанию матросов Балтийского флота в Свеаборге, был вынужден бежать и скрываться от ареста в Европе. В письме, которое Серов получил из Берлина, писатель признавался: «Более всего жалею, что не придется мне быть написанным вами».

    Год спустя Серов узнал, что Андреев построил дом в пяти километрах от его дачи в Ино – сама судьба намекала, что пришло время отдать Рябушинскому старый долг.

    Серов впервые увидел Леонида Андреева на даче Максима Горького в Куоккале, где обсуждали первый номер сатирического журнала «Жупел». Это был красивый молодой человек, полный энергии, жизни, благородной ярости и желания сделать мир лучше. Два года спустя Андреев был тенью себя прежнего: в Берлине он похоронил жену,которая умерла после родовой горячки, кроме того Леонид Николаевич несколько разуверился в революционных идеалах.

    Судя по всему ,после смерти жены Андреев не мог воспитывать сына, новорождённого забрала бабушка Евфросинья Варфоломеевна Велигорская . Она увезла мальчика в Москву, в семью другой своей дочери, Елизаветы Михайловны Добровой, жены известного московского врача Филиппа Александровича Доброва . В этой семье  мальчик и вырос и тоже стал поэтом и писателем,его перу принадлежит трактат «Роза Мира»

    Эта перемена в жизни и стала основой портрета: траурные одежды, потухший взгляд, скорбная складка над переносицей. Написанное акварелью и темперой лицо – «прозрачно», оно будто сливается со стеной: Андреев опустошен и отстранен, он словно не здесь. Этот человек уже не рвется на баррикады и, кажется, не решается встретиться с публикой взглядом.

   В 1905-м Леонида Андреева – еще полного решимости и надежд – писал Репин. О той работе писатель отзывался с некоторым пренебрежением: «Не портрет, а идиллия». Серовский же портрет Андреев ценил – за правдивость и точно взятую трагическую ноту.

    Изрядно потрепав, жизнь все же не сломила этого человека. Он оставался остроумным и интересным собеседником, чьим обществом Серов дорожил. После того как портрет был окончен, художник регулярно бывал у Андреева в гостях. Он любил его как писателя, друга, соседа. У них были схожие взгляды на происходившие в России события. Кроме того, Андреев отвозил Серова домой на лодке с мотором – по меркам тех мест и лет, это была невидаль и роскошь.

    Через два года, после того как был написан этот портрет, Леонид Андреев женился во второй раз. В 1912-м у него родился сын, которого писатель назвал Валентином.

     Аскетичная одежда черного цвета, нет во взгляде писателя ни радости, ни надежды. Только скорбь и уныние. Желтоватый фон полностью совпадает с цветом лица героя. Серов изображает Андреева прозрачным, тем самым раскрывая тему опустошенности, отрешенности от жизни. Андреев не хочет видеть ничьих глаз. Он погружен в трагичные и мрачные размышления. Удивительны глаза писателя - они разные. Серов как бы наделяет свою модель способностью видеть истину. Может быть, эта способность и разочаровала писателя в жизни?
   Не случаен выбор техники выполнения портрета. Именно акварель и темпера способны передать хрупкость, прозрачность, тонкость.

   12 сентября 1919 года Леонид Андреев умер. Причиной скоропостижной смерти стал порок сердца. Ему было 48лет.Наследие, которое оставил писатель, включает в себя 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов. Мысли, вложенные автором в уста героев или написанные от первого лица, разошлись на цитаты. С 1991 года в Орле работает Дом-музей Леонида Андреева.