Факультет ненужных вещей

Фурта Станислав
Отпуск отучил меня от написания "лонгридов" (чёрт! название-то какое ужасное...) Но именно книга, прочитанная мною в отпуске, сподвигла меня на написание этого текста.

Роман Юрия Домбровского "Факультет ненужных вещей" - о крайне непопулярной ныне теме - о репрессиях 1937 года. И бьюсь об заклад, что об этой книге мало кто знает вообще... В те годы, когда литературы об ужасах ленинизма-троцкизма-сталинизма и прочих -измов было пруд пруди, книга эта прошла малозамеченной на фоне бума романов Рыбакова, Солженицына, Гинзбург, повестей Шаламова, очерков Разгона и т.д.

А книга удивительная... В своё время 12 серий "Семнадцати мгновений весны" стали своеобразным прорывом в нашем киноискусстве, поскольку советский зритель вдруг понял, что враги, т.е. немцы - отнюдь не тупые ублюдки, что у них, оказывается, есть чувства, характеры, переживания, отчего они... и это очень важное замечание... отнюдь не становятся Санта-Клаусами. Смертельный враг, сами понимаете, он и есть враг. Точно так же роман Домбровского стоит несколько особняком от произведений вышеупомянутых авторов, потому что в нём точно так же следователи НКВД наделены абсолютно человеческими чертами. Более того! С точки зрения Александра Исаевича Солженицына это был бы "Ужас-ужас-ужас!", но главный герой ведёт постоянный внутренний диалог с кем бы вы думали? Да с самим Сталиным! И диалог получается... да простите мне этот эпитет... весьма уважительным. Характерен финал романа - на одной скамейке мирно сидят три человека - выпущенный по бериевской "амнистии" бывший зек, разжалованный следователь и завербованный осведомитель. Продолжая мысленно действие романа в будущее, хотелось бы задать вопрос, а кто из них потом уцелеет, но увы, Домбровский ставит на этом точку.

Но тут возникает вопрос... Если и те - люди, и эти - люди, то что происходит-то? А вот что... И об этом стоило бы задуматься, анализируя события дней сегодняшних... Когда аксиоматическая значимость базовых человеческих ценностей типа... не будем далеко ходить... 10 заповедей Моисеевых подчиняется некой высшей идее под названием "целесообразность", то очень быстро такие понятия как "честность", "правдивость", "дружба", "милосердие" превращаются в абстрактные тени факультета ненужных идей (или вещей... как хотите). Причём происходит это едва ли не само собой, вне воли конкретных людей.

И это-то страшнее всего. Страшнее всех шаламовских лагерных ужасов.

#политическиерепрессии #сталинизм #нквд