Царь Николай II в Бад-Наухайме и Фридберге

Анатолий Гурьевич Холодюк
В конце XIX и начале XX века в  немецкий город-курорт  Бад-Наухайм «на воды» ежегодно приезжали отдыхать и лечиться многие русские, среди которых были и очень знатные особы, а также известные деятели русской литературы и искусства. Документы немецких архивов свидетельствуют: с 17/30 августа по 11/24 октября 1910 года царская семья гостила у своих гессенских родственников. В 1854 году Наухайм получил статус города, а в 1869 году - приставку Бад (термальный курортный статус). В 1887 году здесь построили первую курортную градирню. Бад-Наухайм  был городом великого герцогства Гессен, существовавшего в 1806–1918 годах на территории современной Германии. Герцогством на рубеже XIX–XX веков правил великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский и Рейнский (1868–1937) – брат императрицы Александры Федоровны. До начала Первой мировой войны великий герцог много раз бывал и в России в гостях у своих сестер – императрицы Александры Федоровны и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Государыня императрица в  августе-сентябре 1910 года решила пройти курс лечения на знаменитом курорте Бад-Наухайм. Царская семья поселилась в замке соседнего города Фридберг (Friedberg in Hessen), в котором ныне размещается финансовая инспекция. В наши дни  городок Фридберг подчинён административному округу Дармштадт и входит в состав района Веттерау. Сохранилась историческая фотография, запечатлевшая  царскую семью во дворе замка в Фридберге. Ее демонстрировали в 2010 году в   замковом парке (Burggarten), где власти города Фридберг  развернули уникальную фотовыставку о пребывании царственных особ в этом городе.

Августейшие российские гости совершали пешие прогулки, а также объезжали на автомобиле герцогство, знакомясь с его достопримечательностями. Рядом с замком Мюнценберг и сейчас еще работает кафе, в котором в 1910 году останавливалась пообедать царская семья – об этом свидетельствует фотография в красивой рамке, висящая на стене кафе. Маленький цесаревич Алексей, как свидетельствуют архивные данные, очень подружился с местными крестьянскими детьми и даже помогал им собирать в поле картофель, за что крестьяне подарили ему мешок с картошкой, а в ответ он подарил всем своим сверстникам перочинные ножички.

В Бад-Наухайме государь император пил минеральную воду из источника; не прочь был он и сыграть в теннис, что тоже запечатлели старые фотографии. Они хранятся в  городских архивах городов Бад-Наухайм и Фридберг, Гессенском госархивом в Дармштадте, а также в Государственных архивах Российской Федерации и Российского Фонда культуры. Дополнением к этой выставке послужит еще одна – тематическая, которая откроется два дня спустя – 18 сентября. На ней будут представлены фотографии, рассказывающие о жизни царской семьи дома, в России, о зарубежных поездках высочайших особ.

По данным городского архива, царская семья в Бад-Наугейме неоднократно посещала богослужения в русском православном храме во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского, и преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Об этом сообщает памятная бронзовая доска на стене храма. Церковь, принадлежавшая Князь-Владимирскому братству, была хорошо известна русским, приезжавшим в Бад-Наугейм в начале ХХ века. В ней находилась уникальная православная святыня – знаменитый иконостас из Зосимо-Савватиевской церкви Саровской пустыни, перед которым когда-то молился и сам преподобный Серафим Саровский. Этот иконостас в 1908 году в качестве дара храму преподнес епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). Сохранилось предание, что именно с этим иконостасом произошло чудо: преподобный Серафим, служа в церкви, вдруг увидел, как во время ектении в храм явился Сам Спаситель и вошел прямо в иконостас. Иконостас, выполненный в стиле ампир, изготовлен, как отмечают специалисты, предположительно около 1805 года, и возможно, по указаниям самого преподобного Серафима Саровского. Перед этим уникальным иконостасом несколько раз молился царь Николай II и члены его семьи.
 Уникальный иконостас храма Бад-Наугейма интересен еще и тем, что на его боковых диаконских дверях сохранились весьма редкие изображения Аарона – старшего брата Моисея и первого еврейского первосвященника, а также царя Салимского и «священника Бога Всевышнего» Мелхиседека. Четыре большие иконы: Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери и преподобного Серафима Саровского – были написаны уже в начале ХХ века, после прославления святого Серафима Саровского. Перед этим уникальным иконостасом несколько раз молился царь Николай II и члены его семьи.

В архиве Князь-Владимирского братства сохранились выписки из хроники этого благотворительного общества, основанного протоиереем Алексием Мальцевым. Вот выдержка из них:

«1910, 17/30.VIII (вт.) – 11/24.X (пн.): пребывание царской семьи во Фридберге и Бад-Наугейме по случаю курортного лечения государыни императрицы Александры Феодоровны. За это время царская семья несколько раз посетила богослужения в храме свт. Иннокентия Иркутского и преп. Серафима Саровского. На все эти богослужения для входа в церковь прихожанам выдавались именные билеты, подписанные придворным протоиереем Кедринским. По окончании всех служб драгоценные сосуды, три креста, антиминс и прочие предметы упаковывались в деревянный ящик и сдавались баронессе Штарке. Ей также передавались церковные доходы и отчеты. Хозяйство из церковного дома, т.е. самовар, чашки и прочее, складывали в кладовую при церкви. Там же находились свечи, ковры и бронзовые прутья. В ящиках у клиросов складывались мелкие вещи из принадлежностей ризницы. На левом клиросе в шкафу находились священнические фелони и стихари. В стенном шкафу алтаря было положено большое Евангелие, а также церковные сосуды, кадило и диаконская свеча. Там же находится и бронзовая доска, которая была прибита на правом клиросе в память посещения церкви царской семьей.
Запись о богослужениях ведет псаломщик В. Артемьев».

И далее архивные документы свидетельствуют, что и «30.VII / 12.VIII 1910 (пт.): царская семья присутствует на литургии в братском храме в Бад-Наугейме».

Издание «Берлинский братский временник» за 1911 год сообщило, что «22.VIII / 4.IX (вс.): литургию в Бад-Наугейме в высочайшем присутствии царской семьи совершили епископ Владимир (Путята), член Государственной Думы священник Якубович и священник Стешенко. В тот же день епископ Кронштадтский Владимир (Путята) утвердил устав Попечительства при храме святых Иннокентия Иркутского и Серафима Саровского в Бад-Наугейме».

Документы подробно фиксируют:
«1910, 28.VIII / 10.IX (сб.): всенощную в Бад-Наугейме в высочайшем присутствии царской семьи совершил протоиерей Алексий Мальцев.
29.VIII / 11.IX (вс.) и 8/21.IX (ср.) литургии в Бад-Наугейме в высочайшем присутствии государя императора Николая II и августейших детей совершили придворное духовенство и священник Стешенко» (только 8/21.IX. – А.Х.).

Неизвестно, знали ли русский царь и знатные особы из России, что в этом курортном городке в  1897 и 1903 годах останавливался Александр Блок? В 16 лет юноша Александр Блок встретил  здесь  первую глубокую любовь — Ксению Михайловну Садовскую (1860-1925), которая была старше его на 20 лет. Литераторы знают, что  известный русский поэт  посвятил  этой даме целые циклы стихов «К. М. С.» и «Через двенадцать лет».

Гордостью современных немецких коллекционеров является почтовая карточка, выпущенная в честь пребываний царской семьи в Бад-Наугейме в 1910 г.