Причины падения советского режима в России

Аникеев Александр Борисович
      Парадоксально, что в Советском Союзе так называемые «ленинские нормы партийной жизни» воспринимались как демократические, и даже Михаил Горбачев в своих реформах ссылался на них.  Хотя в истории «советского коммунизма» не было ничего более противоположного ленинизму, чем перестройка и это многое доказывает в жизни и развитии ленинской партии.

      По существу идеология тоталитарного «коммунизма» в России многими стала восприниматься как мёртвая догма. Тем более, что западные общества к тому времени обладали уже достаточно развитой системой социальных гарантий по труду, что для трудящегося населения России было более привлекательно. А разве не от народа зависит политическая система общества, если он её больше не поддерживает?

      Непосредственным же ударом, свалившим советскую систему в СССР, стали политические перемены в СССР - перестройка, либерализация и частичная буржуазная демократизация советского режима. Ведь «коммунистические» режимы в Восточной Европе держались на советских штыках. Несоответствие теории с практикой советской «коммунистической» идеологии стало очевидным, и его несостоятельность признали многие коммунисты в разных странах мира.

      Советский «коммунизм» был долгожителем по сравнению с другими авторитарными и тоталитарными политическими системами и это во многом объясняется полнейшей изоляцией таких режимов и отсутствием в них правдивой информации. Даже крайне низкий уровень жизни в этих слабо экономически развитых странах зачастую не воспринимался реалистично – не с чем сравнивать. Членство в правящей партии предоставляло значительные привилегии и служило условием карьерного роста и это часто было пропуском в группу элиты. Многие были благодарны советскому режиму за открывающиеся перед ними возможности карьерного роста.

      Так, Александр Зиновьев говорил, что благодаря режиму он, паренек из бедной крестьянской семьи, стал университетским профессором, другой стал армейским полковником, третий – инженером и так далее. Однако мало кто из них подозревал, что и на Западе существовала такая же, а возможно, и более развитая система социальной мобильности, причем не сопровождавшаяся классовой и национальной дискриминацией, запретами и насилием.

      Граждане стран с ортодоксальным «коммунистическим» режимом часто не осознавали, что социальные достижения в их странах ни в какое сравнение не идут, например, с социальными завоеваниями социал-демократов в скандинавских странах и Западной Европе. Так что долголетие тоталитарных «коммунистических» режимов было следствием не только невиданной репрессивности режима и создания тотальной системы политического контроля, но и возникшей в эпоху советской модернизации социальной мобильности и снижение закрытости общества, что позволило снизить условия сокрытия информации о том, что происходит в остальном мире.

      Тем не менее коммунистами продолжали становиться  жители Запада и в таких странах, как Великобритания, у людей для этого находились свои причины. Среди них были идеалисты-социалисты, которые мечтали о более справедливом обществе. В Англии, например, после войны непропорционально большое число среди коммунистов составляли евреи. И это объяснимо, так как они воспринимали Советский Союза как главный фактор борьбы с гитлеровским нацизмом.

      Так было не только в Британии, но и в других странах. Впрочем, впоследствии большинство из них разочаровалось в ортодоксальном «коммунизме» и перестало идеализировать СССР. Любопытно, что среди коммунистов было немало бывших религиозных сектантов, выходцев из авторитарных сект. Коммунистами становились люди определенного психического склада. Наряду с прожектерами-идеалистами и склонными к мифотворчеству интеллектуалами, в компартиях подвизались и фанатики, и радикалы, склонные к экстремизму и насилию.

      Британская коммунистическая партия, в отличие от французской и итальянской, была очень малочисленной и не пользовалась политическим влиянием. У нее была определенная поддержка среди рабочих в депрессивных, отсталых отраслях промышленности, где условия труда были нелегкими, особенно в практически ликвидированной сейчас угольной промышленности. Но у коммунистов Англии никогда не было массовой поддержки рабочего класса.

      Известно, что деятельность западных компартий субсидировалась главным образом Советским Союзом. Коллапс коммунистических режимов в СССР и Восточной Европе вызвал глобальный кризис тоталитарной идеи «коммунизма». К моменту самороспуска в 1991г. британская компартия насчитывала всего 6300 членов. Одно время, в конце 80-х, казалось, что советская компартия пойдет по пути еврокоммунизма, и это вызывало некоторый оптимизм у западных «коммунистов». Но когда всё здание «реального социализма» рухнуло, всем стало очевидно, что у такого «коммунизма» нет будущего и это заставило британскую компартию самораспуститься.

      И всё же пятая часть человечества продолжает жить при власти коммунистической партии.  И пусть эта пятая часть человечества приходится главным образом на Китай. Объясняется это прежде всего высокой репрессивностью этих режимов, где подавляется любая оппозиционность. Что же касается Китая, то, хотя там сохраняется политическая монополия коммунистической партии, в экономическом смысле китайский режим трудно назвать коммунистическим. После разрешения частной собственности и перехода к рыночной экономике коммунизм в Китае стал идеологической ширмой. Сейчас более 50% китайского ВВП приходится на частный сектор. Никто там уже не заикается о построении коммунизма даже в отдаленной перспективе. Изолированным анклавом архаичного тоталитарного «коммунизма» сейчас остается лишь Северная Корея и в какой-то мере Куба, Лаос и Вьетнам.

      Несмотря на нынешние тяжелые и в экономическом смысле ковидные времена, монополия капитала постепенно сдаёт позиции монополии закона о социальных гарантиях и эта тенденция продолжает развиваться.  Не исключено, что демократическим эволюционным путем в Европе в будущем будут появляться различные формы политических объединений с подобными программами развития, но навсегда скомпрометировавшие себя идеи ленинского «советского коммунизма» наверняка нигде и никогда больше не появится.

      Трудно увидеть будущее для такого коммунизма и вряд ли Россия когда-либо вернется к тому, что было при советской власти. Однако политические элементы старой коммунистической системы всё еще сохраняются и можно предположить, что «советский коммунизм» ещё долго  будет для многих россиян кошмарным прошлым.

      В России коммунизм как идеологию зачем-то превратили в подобие религии, когда почти все её позиции основываются не на рациональном знании, а на вере. Когда традиционные религии с конца XVIII века стали сдавать свои позиции, то образующийся вакуум стали заполнять разные политические идеологии и в России это серьёзно потеснило православие. Что же до социально-экономического устройства коммунистического общества, то российские «марксисты» на эту тему не заморачивались и тезисы Маркса по этой теме либо умалчивали, либо ничего о них не знали.   

     Россия как была при царе абсолютистской страной с феодальными отношениями, так и осталась таковой при Советской власти. Понятно, что такие отношения, с жёсткой социальной иерархией и с порабощение личности, возможны не только в условиях архаичного сельского хозяйства, но и на фабриках и даже в исследовательских учреждениях. Если в советское время удалось бы внедрить коммунистическую социально-экономическую систему Маркса по его тезису о двойственности узаконенного рабочего времени и сменить монополию капитала на монополию закона о социальных гарантиях по труду, то и жизнь в России была бы другой.

     Призрак коммунизма, ввиду бесперспективности развития в варварской России, всё же обретает свою реальность в социально развитых странах Европы, а в России идеи коммунизма до сих пор сохраняют свою призрачность...