Глава 10

Сергей Волков Перовский
               
И у меня с капитаном тоже были интересные приключения.
   На втором году службы меня стали ставить в наряд  дежурным по штабу нашего батальона. Зная, что капитан приходит на службу раньше всех и пытается поймать наряд на чём-нибудь, чтобы отчитать «нерадивых» солдат, я стал утром наблюдать из окна штаба за нашим КПП. С третьего этажа, где находился наш штаб, было хорошо видно КПП и всех, кто входит и выходит.  Когда капитан проходил через КПП, я смотрел, куда он идёт. Если он шёл по направлению к казарме, я звонил в роту и предупреждал ребят, что он пошёл к ним. Если же он шёл в штаб, я расправлял гимнастёрку под ремнём и вставал напротив доски, на которой висели разные инструкции. Капитан любил тихонечко подкрадываться, но скрип от шагов по лестнице всё равно был слышен в полной тишине.  Он подходил к двери, ведущей в штаб, и смотрел в щёлочку на то, чем я занимаюсь. А я делал вид, что усердно изучаю документацию на доске. Тогда он входил в штаб, а я, повернувшись к нему,  давал команду на весь пустой ещё штаб: «Штаб! Смирно!», строевым шагом шёл к нему  и докладывал: «Товарищ капитан! За время моего дежурства в штабе происшествий не случилось! Дежурный по штабу ефрейтор Волков!» Капитан был крайне довольным.
   В 1970 году, вероятно, прошли какие-то перестановки в командовании полигона. Стали проводиться общие разводы суточного наряда и караула. Раньше всё было как-то просто. Построились в казарме, старшина с дежурным посмотрели внешний вид - и всё. Теперь проводили общее построение и развод суточного наряда и караулов  на плацу и с оркестром. Помимо всего, ввели ещё дежурного и посыльного по гарнизону.
   От нашего батальона дежурным по гарнизону, согласно графику, заступал начальник штаба. Он дал команду старшине роты, чтобы посыльным в его дежурство ставили меня.
   Кабинет дежурного по гарнизону находился на втором этаже штаба автополка.
  И вот наше с капитаном первое дежурство. Никаких особенных функций у меня как у посыльного не было. Когда дежурный выходил из комнаты, я отвечал на телефонные звонки и записывал переданную информацию. Смотрел за порядком в комнате. Вот вроде и всё, как мне сначала показалось.
   Итак, наше первое дежурство. Заступили на службу в 18.00. В 18.30. капитан отпустил меня на ужин. Когда я вернулся, он сам сходил поужинать. Потом сидели молча. Капитан читал газету, а я смотрел в окно. Было очень скучно.
Примерно в 21 час капитан достал  журнал, в котором отмечаются доклады дежурных по частям гарнизона о проведении вечерней поверки, показал,  что и куда записывать, показал книгу телефонограмм, рабочую тетрадь и сказал, что отойдёт, а если его будут спрашивать  или что-то случится, я должен сказать, что он пошёл с проверкой по подразделениям  и  позвонить  ему по телефону, который он мне записал на бумажке. Капитан ушёл, а я остался, как говорят, «на хозяйстве».
   После десяти вечера начались звонки с докладами от дежурных из частей гарнизона. Я отмечал в журнале время доклада. Ко мне в комнату пришли ребята, несущие службу в штабе автополка. Я отмечал время докладов и болтал с ними. К одиннадцати вечера доложили почти все. Не было доклада из двух подразделений.
   Я перезвонил в эти штабы этих частей и сказал, чтобы дежурные срочно доложили о проведении вечерней проверки дежурному по гарнизону.
При этом старался говорить как можно серьёзно и сердитым голосом.
Дежурные позвонили,  и я сделал им небольшой выговор за задержку доклада.
Ребята из автополка покатывались со смеху.
   Утром, примерно в шесть часов, пришел капитан. Я ему всё доложил и показал свои записи.
   С этого дежурства, как только капитан заступал дежурным по гарнизону, посыльным к нему ставили меня.
   Днём «рулил» он, а вечером и ночью гарнизоном управлял я, простой ефрейтор. Правда, ничего серьёзного не происходило. Был случай, когда позвонил из столовой дежурный по кухне и пожаловался на то, что в столовую из  котельни  не поступает пар, а так как котлы в столовой работают на пару, завтрак приготовить невозможно.
   Я позвонил дежурному по полку обеспечения (в нём служили электрики, сантехники и прочие специалисты, обеспечивающие жизнедеятельность полигона) и устроил ему, от имени дежурного, большой разнос. Я пригрозил, что если пар не дадут вовремя, я буду вынужден подать рапорт в политотдел,  и ему придётся отвечать за то, что в гарнизоне не вовремя покормили солдат.
Это подействовало, и всё было сделано вовремя.
   Со временем мне надоело ходить в наряд посыльным, и я попросил старшину больше меня туда не назначать.
   В очередной раз посыльным при дежурном по гарнизону назначили другого бойца. Я вздохнул с облегчением. Вечером он ушёл на развод, но через пятнадцать минут, запыхавшись,  прибежал к старшине и сказал, что капитан его отстранил и послал в казарму, чтобы вместо него заступил Волков…
   Так почти до конца службы я и ходил в наряд то дежурным по штабу, то посыльным по гарнизону.