Трубадур. Портрет ученика А. Г. Варнека

Владимир Варнек
1. Художник В.В. Баранов (1792 – 1836). Портрет актрисы М.И. Вальберховой. Первая четверть XIX века. Литография. 43,7х30. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
2. Александр Варнек (1872 – 1841). «Трубадур». Портрет Василия Венедиктовича Баранова, актера Петербургского театра и художника. Х.м. 77х63. 1812. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Приступая к очередной миниатюре о творчестве художника А.Г. Варнека,  решил рассказать в ней об одной из главных его работ, богатой истории бытования данного произведения, а затем и о талантливом ученике портретиста, которого он запечатлел на своем портрете вскоре после возвращения из Италии и получения в 1810-ом году звания академика.

Нужно сказать, что никаких проблем с датировкой портрета, существующих для многих других произведений художника Варнека, в данном случае нет, поскольку на самом полотне художник, поставив свою подпись, написал и дату исполнения -1812 год . Трудный для Академии художеств год, когда ее лихорадило нашествие наполеоновских войск, и было неясно, будет ли эвакуация или нет ?[1].   

Эвакуация не случилась, и портрет – картина под названием «Трубадур» - был выполнен и передан заказчику. О нем расскажу ниже, а сейчас процитирую В.С. Турчина, автора монографии о художнике А.Г. Варнеке, который обстоятельно описал в ней портрет В.В. Баранова – его ученика с 1813 по 1815 гг.:

«Трубадур» (Киевский государственный музей русского искуства) – одно из лучших произведений кисти Александра Варнека. Являясь портретным изображением В.В. Баранова, оно свидетельствует, что художнику был знаком тип актерского портрета «с переодеванием», известного в России с 18 века. Модель представлена в старинной одежде, на голове – берет с пером. В руках изображенного находится гитара, а сам он облокачивается на парапет, так что под локтем его – бумага с нотными знаками. 

К некоторой предопределенной условности такого «портрета – метафоры» весьма подходит сугубо картинный колорит, некоторая стилизация под  живопись старых мастеров, преимущественно 17 столетия. В портрете этого типа личность реальной модели переосмысливается под воздействием разного рода ассоциаций, к которым «взывает весь образный строй произведения. <…>.

Отличительным свойством этого произведения является тонкость исполнения<…>. Обращает на себя внимание и очень деликатная лепка лица и кисти руки при общей согласованности всех элементов композиции портрета. И хотя миловидное лицо модели лишено психологической определенности, оно подкупает зрителя мягкостью выражения, несколько сентиментально-элегическом настроением, отраженным в слабой улыбке и блеске больших темных глаз»[2].

После сделанного вступления переключусь на небольшой рассказ об обсуждаемом портрете (картине «Трубадур»), который начну с небольшого обзора того, что сказано о нем (о ней) в некоторых первоисточниках. Начну с первого упоминания портрета в Списке П.П. Каменского, которому сам художник сообщил в 1839 году названия и некоторые сведения о 99-ти выполненных  им произведений. Ниже воспроизведены строки о портрете, приложенном к миниатюре:
«Портрет художника В.В. Баранова, ученика Варнека, играющего на гитаре и названного Трубадуром, поясной, писан для Алексея Ивановича Корсакова и находился у него в галерее» [3]. 

Поясню читателям, что заказчиком данного портрета стал неординарный человек, элементы биографии которого, позаимствованные с его полной биографии на сайте «Наполеон и революция», приведены ниже:

«Корсаков А.И. (1751-1821) – генерал от артиллерии, российский государственный деятель и коллекционер.  Родился  в семье секунд-майора и происходил из новгородской ветви дворянского рода, известного с 14-го века.  Обучался в Артиллерийском и Инженерном Шляхетском кадетском корпусе, откуда в 1768 году был выпущен во 2-й фузилерный полк штук-юнкером и дослужился в течение 32-х  лет до генерала от артиллерии, став генеральным инспектором артиллерии. Он успешно руководил обеспечением артиллерии и инженерных войск, за что получил «высочайшее благоволение» и стал в 1803 году   президентом Берг-коллегии и директором  Горного училища, переименованного в 1804 году в Горный кадетский корпус, а в 1807 году -  сенатором.

В 1811 году А.И. Корсаков вследствие конфликта с графом  Аракчеевым вышел в отставку и до конца жизни проживал в Санкт-Петербурге, посвятив себя коллекционированию произведений искусства и различных редкостей.  К моменту смерти генерала его коллекция состояла из 91-го полотна величайших европейских живописцев, в том числе, «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи,  и оценивалась в 150 000 рублей» [4].

Очевидно, что коллекционер Корсаков заказал Варнеку  картину «Трубадур», а не портрет никому еще неизвестного ученика ИАХ  В.В.  Баранова, и находилась данная картина в его коллекции 8 лет; после же его смерти вся коллекция потомками генерала была выставлена на аукцион и продана. Дополнительно замечу, что биография Корсакова А.И., как коллекционера, приведена в известном Словаре российских коллекционеров [5], подаренном мне в 2007 году его автором, Банниковым Анатолием Павловичем.

В интернете несколько лет назад появилась статья о дальнейшей судьбе «Трубадура» с оригинальным названием, опубликованная  в  научно-популярном журнале для юношества «Страна знаний» ведущим научным сотрудником  Киевского национального музея русского искусства (ныне Национального музея «Киевская картинная галерея»),  Натальей Евгеньевной Агеевой [6].

Автор «интернетовской» статьи сообщает: «После смерти Корсакова в 1821 году и распродажи его собрания, «Трубадур» был приобретен Павлом Петровичем Свиньиным (1787–1839). «Картина эта писана с Баранова, ученика Варнека … для известного любителя А.И. Корсакова, который заплатил за неё 300 рублей, а я купил её по смерти последнего за 12500 рублей, боясь упустить лучшее свидетельство таланту Русского Художника, боясь потерять бриллиант русской школы, тем паче, что она не осталась бы в России, ибо её торговал английский посол Сир Багет и давал уже 1200 рублей», – писал Свиньин» [6].

Замечу здесь, что писатель, историк, путешественник и издатель журнала «Отечественные записки» Свиньин П.П. был также известным петербургским коллекционером, создавшим свой «Русский музеум» [5]. На пополнение своей коллекции он тратил, конечно, немалые средства, но указанная выше сумма, затраченная на приобретение «Трубадура», является опечаткой. Так  автор монографии о художнике Варнеке, В.С. Турчин, сообщил в ней, что «Трубадура» Свиньин приобрел за 1250 рублей [2]. 

В собрании Свиньина  «Трубадур» находился 12 лет, но в 1834 году коллекционер, разорившись, вынужден был распродать свою коллекцию с аукциона. В результате  картины и скульптуры из собрания П.П. Свиньина разошлись, что называется, по рукам, а «Трубадур» был приобретен другим известным петербургским коллекционером, художником и меценатом Николаем Дмитриевичем Быковым (1812–1884). Он так же, как и В.В. Баранов, учился у А.Г. Варнека в Академии Художеств, которую окончил в 1835 году со званием неклассного художника портретной [живописи 2,5,6,7].

В его собрании «Трубадур» находился 50 лет (!), но после смерти коллекционера картина не оказалась в коллекции П.М. Третьякова, как ряд других работ А.Г. Варнека, а была продана сыном Н.Д. Быкова в другие руки. В результате  на многие годы она пропала из поля зрения искусствоведов и любителей живописи.

О ее судьбе рассказала в своей цитируемой выше статье Н.Е. Агеева [6]:  «Долгое время оставалось неясным, как и когда это произведение попало в Киев. Известно было только, что через четыре года после аукционной распродажи полотно «Трубадур» находилось в одном из киевских собраний и принимало участие в выставке «Картин и старинных художественных предметов», проходившей в Киеве в 1888 году, под названием «Портрет актёра».

Несколько лет назад в одном из писем аукциониста петербургского Общества поощрения художеств Ивана Кашкадамова к киевскому промышленнику, меценату и коллекционеру Ивану Николовичу Терещенко (1854–1903) обнаружились сведения об интересующем нас произведении».

Как следует из дальнейшего текста,  «Трубадур»  по совету Кашкадамова был приобретён в конце 18 столетия кем-то из членов семьи Терещенко, а спустя еще 20-30 лет он оказался  в Киевском музее русского искусства.  Завершается цитируемая статья словами:

«В музей картина попала, потеряв свое аутентичное название. В книге поступлений  музея 1923–1934 гг. записано: А Варнек. Портрет мужчины в берете с гитарой. Под таким же названием картина вошла в каталог картинной галереи 1928 г. Личность изображённого и первоначальное название полотна были установлены в 1952 г. сотрудником музея М.Д. Факторовичем. Так через 205 лет с момента создания произведения удалось полностью восстановить его «биографию», т.е. историю бытования, и «дополнить» коллекцию семьи известных киевских собирателей Терещенко ещё одним уникальным живописным творением».

Расскажу теперь вкратце о молодом художнике, запечатленном на портрете А.Г. Варнека, используя элементы его биографии из монографий [1,2],   Биобиблиографического словаря [8] и других первоисточников. 

Баранов Василий Венедиктович  (04.1792. – 23.11.1836) – живописец, театральный декоратор и литограф.  Родился он в семье Венедикта Прокопьевича Баранова, крепостного актера  и живописца графа А.В. Столыпина, писавшего портреты представителей знати, и его имя я встретил в Справочнике «Единый художественный рейтинг», в котором ему присвоен  рейтинг 4В (состоявшийся профессиональный художник, востребованный художественным рынком) [9]. 

В 1809 году Василий был принят в качестве вольноприходящего ученика в Императорскую академию художеств в портретный класс С.С. Щукина, в котором проучился три года.  После этого стал учеником А.Г. Варнека, у которого обучался с 1813 по 1815 гг.  В 1813 году выполнил живописный портрет с натуры. А в 1815 году написал уже четыре живописных портрета  -- В.М. Самойлова, Я.Г. Брянского, Е.П. Боброва, Г.И. Фишера фон Вальдгейма --, за которые получил первую серебряную медаль. Вторую серебряную медаль в 1815 году получил за рисунки с натуры.  В этом же году выполнил Программу: «Представить русскую крестьянскую пляску», находящуюся ныне в собрании ГИМа [1,2,8,10].

В 1817 году В.В. Баранов окончил Академию художеств с аттестатом 1-й степени и званием портретного живописца. С 1818 года он числился  актёром  петербургских, затем московских императорских театров, но в реальности выполнял портреты актёров, издавал литографированный альбом портретов актёров и актрис, был декоратором и рисовал сцены из спектаклей. Его работы имеются в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина.   

Окончив Академию художеств, Василий обогнал отца, и нынешние специалисты по рейтинговым оценкам художников присвоили ему рейтинг 3В (художник-профессионал, признанный и востребованный художественным рынком и публикой) [9]. 

На этом можно было бы, и завершить миниатюру, но мне хотелось бы обратить внимание на одно своеобразие творчества художника В.В. Баранова. Изучив список выполненных им живописных и литографированных портретов актеров ведущих российских театров, и ознакомившись с их биографиями, увидел, что художник запечатлел на своих портретах весь цвет российской театральной элиты первой трети 19 века, в том числе, актрису Вальберхову Марию Петровну (1788 - 1867),  а также многих других театральных актеров.   

Биографии же самого В.В. Баранова до сих пор нет в Википедии.

ПРИМЕЧАНИЯ   
1. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979. С.160-167
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М.: Искусство, 1985. С.119.1. 3. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
4. Корсаков Алексей Иванович. Биография и портреты. Сайт «Наполеон и революция».
5. 8. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с.
6. Агеева Н.Е. «Великолепный Варнек». Журнал «Страна знаний», 2017, №6.
7. Владимир Варнек Проза.ру  Встреча 20 с художником Павлом Михайловым  (подробно рассказано о коллекционере Н.Д. Быкове) – миниатюры.
8. Художники народов СССР. Биобиблиобиографический словарь. – М.: Искусство. 1970. С.283.
9. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
10. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.      

09.08.2021