Дневник 2020

Наталья Чернавская
  К годовщине 9 августа Столичное тв подготовило фильм "2020", я его посмотрела и надумала опубликовать свой прошлогодний дневник.

  Со временем дневники стали для меня просто записной книжкой, читаешь и диву даёшься, всё бы перезабыла, если бы не записывала.

  Имена и личные подробности убрала, но ничего не присочинила.

8 августа 2020.

  Смотрела до двух ночи интервью Лукашенко Гордону. Утром позвонила 102 узнать про брата, можно ли ему передачи носить (его ещё 3-го арестовали, сразу, как начались досрочные выборы). В телеграме меня  забанили в нашем городском чате за то, что выложила там песенку "Думай головой, а не телефоном".

  Мой прогноз: всё будет тише, чем в 2010-м, поскольку уже накануне выплеснулось. Тройка Вероника Цепкало - Светлана Тихановская - Мария Колесникова (которая за Бабарико) - это же слёзы, хотя брат на мою их характеристику резанул:

 - У тебя два высших и ты не понимаешь?

  Всё я понимаю: молодёжи хочется того, что им внушается изо всех утюгов, красивой жизни. Хотя с моим аргументом, что белорусы разобщены, брат согласился. А на это может быть два ответа: либо органическое единство, либо механическое, либо соборность, либо революция...

  Ещё 28.07 закрылся "наш" книжный киоск в Евроопте: встретила свою бывшую напарницу, и она мне рассказала про это и ещё про то, что на другом конце города открылся "Светофор", там всё дёшево, но большие очереди к кассе, всего два кассира.

  Смотрела фильм про Псково-Печерского архимандрита Алипия (Воронова), плакала. Он скончался в 75-м в 61 год. А на днях смотрела передачи Игоря Золотусского про Астафьева и Симонова. У подруги умер 3.08 отец, ветеран войны, похоронили пятого, я в этот день смотрела стрим из дома отца Павла Адельгейма в его седьмую годовщину, и в этот же день отметили 500-летие Сийского монастыря.

  Отец В звонил после того, как я ему написала, что не поддерживаю критиков о.Сергия (Романова), рассказал про свои большие планы, в том числе провести вечер памяти протопопа Аввакума, у него, приснопамятного, тоже сейгод юбилейный.

  А я ему сказала, что цель моей жизни не только и не столько стяжание Духа Святаго, а скромней: хранить мир в душе, с домашними и соседями, жить так, чтобы не выходить из себя.

 А вот что бацька Гордону сказал: - Я не представляю своей жизни вне президентства. Что делать с утра? Я мог бы помогать людям преодолевать панику. Я деревенский, а у нас в деревне старшие братья помогали младшим... Вот Путин - тот уже другой, городской... Если бы не тёща, не быть бы мне президентом, она была завучем в школе и помогала мне в учёбе...

  В общем, я и до Гордона совершенно правильно представляла себе его (бацьки) внутренний контур: устойчивый, мотиватор, деревенский.

  Ещё бацька про себя: - Мне митрополит Филарет сказал, чтобы я не называл себя больше атеистом. Я уважаю веру, но не буду ничего делать напоказ...

  Лекция Екатерины Шульман с графиками, православные там в таком углу, где "чувствуют ответственность, но не могут влиять, разобщены и не ждут от будущего ничего хорошего, ОТЯГОЩЁННЫЕ ВЕЛИКИМ ПРОШЛЫМ". Вот так объективная картина нашего места в мире накладывается и совпадает с субъективной.

  Татьяне Лазаревой на её самобичевание, дескать, зачем она родила своих детей в этот жестокий мир, Екатерина Шульман ответила: - А я думаю, что мир отблагодарит меня за то, что я ему подарила своих детей.

  Мда, у меня вот двое прекрасных детей, но часто ли я так думаю? Нет, больше тревожусь за них...


10 августа 2020, первый час ночи.

  Весь день девятого интернет работал плохо, а после 8 вечера и вовсе пропал, но я успела погуглить, что пришли 80% избирателей, из них 80% проголосовали за Лукашенко, то есть 64% избирателей, это примерно 4 миллиона из 9 миллионов с плюсом жителей Беларуси.

  Проблема не в них, а в том, что у остальных нет одного сильного лидера, из троицы уже Вероника Цепкало в РФ, а Тихановская с Колесниковой остались.

  В Минске обоих диджеев, врубивших "Перемен, мы ждём перемен" Цоя в Киевском сквере на празднике дополнительного образования, посадили на 10 суток.

  Из соседей с кем не общалась - все хотели перемен... Когда днём кормила кошек во дворе, встретила соседку и пообещала ей за свой счёт стерилизовать её кошку в ответ на её просьбу помочь ей пристроить котят.

  Хотя на объявление о пристройстве стерильной Леди никто так и не откликнулся. Вчера-позавчера было в среднем 18 кошек-котов-котят, сегодня 14 пришли. В нашем дворе 10: Злюка, Страшила, Уголёк (эти трое вскоре погибли - Н.Ч.), Леди, Красуля, Багира, Чернусь, Дымка и Рыжий с Рыжиком. Ещё по двое за детским садом и у соседнего дома.

  Слава Богу, с 9.06, два месяца уже, не было новых котят во дворе, только за домом двое в коробке, один издох, вынесла его, а второго куда-то утащила кошка.

  Накормила мальчишек и поехали на Днепр, по дороге завезла тётке провизию. Сын ныл, приехали в парк, почитали немного "Дон -Кихота" - и тут такая буря налетела! Он помчался домой и насквозь промок по дороге, а мы с Тишкой спрятались под самый могучий тополь, стоящий отдельно от остальных трёх.

  Сначала ветер гнал сухие листья, потом хлынул сильный недолгий дождь...

  Взяла у тётки паспорт и съездила на избирательный участок. Там на входе дежурили школьный вахтёр и военный, в зале сидели 5 человек избирательной комиссии и трое наблюдателей, всего 10 человек - и ни одного избирателя.

  Меня сопровождали Тишка с Пиратом, я попросила зайти с урной домой к тётке и купила ливерки две палки, одну Пират слопал, отобрав у тамошних котов, а вторую отдала нашим котам во дворе.

  Пришли к тётке быстро, я только успела закрыть Малыша (тёткин азиат с телёнка ростом, которого сама она уже не могла сажать на привязь, не хватало сил) в палисаднике, провела в дом двух мужчин, тётка расписалась за бюллетень и поставила галочку за Тихановскую.

- Не так сложила, нужно было гармошкой, - заметила я ей, такие в телеге были инструкции, чтобы наблюдатели могли сразу считать. Но она забыла.

  Стрелкову не понравилось, что Лукашенко пресмыкался перед Гордоном, вместо того, чтобы устроить дебаты с Тихановской. Ну а с другой стороны, Порося пошёл на дебаты с Зе, и что вышло?.. Беларусь не Украина.

  Вечером стирала пляжное имущество и гладила постельное бельё, а по "Культуре" читали рассказ про то, как подхалим подсидел честного служаку, не поняла, чей. Когда развозила на ночь воду по поилкам и кормила котов, во дворах никого не было, кроме котов.

  Сын возмущён тем, что отключили интернет. - Как они могли? Мы же за него заплатили! Я ответила, что у человека можно отнять не только свободный доступ в сеть, но и имущество, свободу и саму жизнь. Нельзя отнять только то, что внутри самого человека, как говорил дядюшка Том.

  Мы как раз вчера дочитали "Хижину дяди Тома", посмотрели экранизацию 1987-го года и принялись за "Дон-Кихота". Одна на Днепре читала "Записки" святителя Луки и слушала дома елисаветинскую Всенощную с каноном целителю Пантелеймону.

   Я должна быть довольна: храмы не закрывали, только интернет отрубили. Свобода ценна, когда она Христова: люби ближнего как самого себя и любовию служите друг другу.

   В Хабаровске протесты после "обнуления" начались и по сей день не прекратились, посмотрим, что у нас будет. Стояли с Тишкой под тополем, прижавшись к его мощному стволу, дождь барабанил по глади Днепра, и это был чудесный момент, ни души, единство со всем живущим. А перед самой грозой успели прочесть, как священник посоветовал домашним сжечь те книги, которые свели Дон-Кихота с ума...

  Конец записи 10 августа. 10-11-го сети не было, но протесты не стихали, двоюродного брата выпустили через 12 суток, 15-го, из переполненного СИЗО, некуда было новых сажать, ну а мы продолжали ездить на Днепр и озеро, читать книжки и плавать, собирали у тётки в саду алычу, и когда она взволнованно попросила нас никуда вечером из дома не выходить, ибо хватают всех без разбора, я разозлилась и накричала на неё, потеряла душевное равновесие.

   И на соседку накричала, та мне сказала, чтобы не ехала через центр города в "Светофор" с Тишкой, дескать, пристрелит его ОМОН, если он отстанет от моего велика. Но всё-таки послушалась и поехала огородами.

  У другой соседки арестовали сына-студента, она поехала в область его отбивать, оставила на меня дочку-школьницу. Хорошо, что у меня в доме полно детских книг и игрушек, время мы хорошо провели, собирали пазлы с Винни-Пухом и перебрали стеллаж с детскими книгами и корзину с игрушками. А на тётку злилась, сказала ей, что раз её друзья сына-арестанта навещают, могут и они купить ей корм для Малыша и кошек, а мне и своих забот хватает.

  Отсутствие интернета привело к тому, что у нас большие компании собирались, играли в викторины с карточками, благо, и этого добра у нас хватает. Дочка из России звонила, волновалась за нас, а муж и вовсе написал, что пришлёт машину, чтобы эвакуировать нас в Россию. Но нет, напротив, как только прочитала я в телеге, что 1 сентября не нужно детей в школу вести, то, не имея возможности ответить там, что можно ещё уши себе отморозить, пошла с заявлением в нашу районную школу (предыдущий год сын в России учился) - лето неотвратимо шло к концу и приближалось 1 сентября...

  Поскольку привычка разделять виртуальную и реальную реальность у меня сохранилась и своими глазами "зверств ОМОНа" я не видела, то и не верила слухам.

  Через неделю, 16-го, бацька в Минске вышел к народу на площадь Независимости и сказал, что живём мы бедно, но на своей земле, а получили кровавый обрубок Империи, народ скандировал "бацька, бацька"... И я записала в дневнике, что знаю за собой: внушаема и хотела бы смягчения режима, но понимаю, что за протестами стоят те, кто льёт воду на свою мельницу. Змагары не спят-не дремлют, но и госпропаганда работает, и, во всяком случае, в Минске к собору на молебен о мире больше народа собралось, чем в Донецке летом 14-го...

  И много чего ещё там писала, всего не перепишешь... Вот эти моменты выборов-перевыборов с давних пор мне казались каким-то массовым помешательством. Если точнее, с лета 1996-го, когда соревновались Ельцин с Зюгановым. Да какая разница, чума или холера, - хорошо помню это своё тогдашнее недоумение. Ничего не изменилось.