Точка на карте начало

Иринья Чебоксарова
Дорога

- Завтра снова дорога, путь нелегкий с утра, - напевала я с вечера, собирая необходимое в дорожные сумки.
В пять утра и выехали по маршруту: Санкт-Петербург – Владимир.
На минуточку, нам предстояло преодолеть более девятисот километров в один конец. И вернуться. На все было отведено три дня.

Как ни люблю я дороги, но 16 часов пути это утомительно. Сначала все еще и радует, и удивляет. Знакомые по прошлым поездкам Крестцы, с самоварами на дровах и шишках, с непередаваемо ароматным дымком, чай на травах, домашние пирожки.

А потом эмоции притупляются усталостью, хотя виды за окном машины постоянно меняются: деревушки, городки, речки и пестрота указателей. Мимо Валдая, Торжка, Твери, пересекая Волгу, минуя Москву на Дмитров, Сергиев Посад, не заезжая. С разной скоростью, от тихой в населенных пунктах и на участках ремонтных работ, до более резвой там, где дорога и движение это позволяли. Что-то тронуло особо: какое-то озерцо, речка, а то и болотце, красивый, резной терем, пышное цветение в палисадниках, грустные «глаза», состарившихся до ветхости домиков рядом с процветающими коттеджами, везде - люди, жизнь многолика.

Владимир открылся нам поздним вечером.
Мы заранее забронировали номер из двух комнат на троих в деревянном отеле «Мон Плезир»  на две ночи. Симпатичный теремок из темных бревен снаружи, приютил усталых путников. Поздний ужин из своих припасов, душ, сон без сновидений. О, какое блаженство принять горизонтальное положение.


Сувенирные чудеса

Белокаменный Владимир славится товарами ручной работы, вдохновением старинных художественных промыслов Владимирской области.
Несколько таких магазинов расположены по улице Большой Московской.
Совершенно равнодушная к хрусталю, как наполнению и украшению дома, я долго любовалась разноцветными изделиями из Гусь-Хрустального. Большое помещение, уставленное всевозможными вазами нежно розового, сиреневого, голубого и темно-зеленых оттенков, с размерами от крошечных до невероятных, собранные все вместе, дарили радость созерцания красоты.

Между изделиями из гжели и хохломы, я трепетнее отношусь к последним. Теплое, расписное дерево  притягивает меня каким-то сказочным волшебством.

Льняные изделия с вышивкой «владимирским швом» выполнены гладью с преобладанием красного цвета. Покрывала, скатерти, салфетки, полотенца уносят воображение вглубь веков.

Посуда с «Владимирскими узорами», берестяные, гончарные изделия, лоскутное шитье, художественная ковка, «холодный батик» тоже привлекают внимание.

Не могу забыть крошечную кружечку, размером с ноготок. Такая милая и трогательная, с расписными узорами. Жалею, что не купила ее для одного домочадца, в назидание потребления … некоторых жидкостей.

Платки-шали с кистями навевали воспоминания о боярыне Морозовой.
Витрина с финифтью надолго приковала мое внимание. У меня есть комплект, купленный на Арбате, я и искала к нему браслет, но надо было, чтобы общий тон совпал с моими сережками и брошью.

Может быть, и не все сувенирные обошли на Большой Московской, но настоящее потрясение было впереди: на улице Георгиевской.

Она пешеходная, очень колоритная, просто создана для таких магазинчиков. Там и литературное кафе, и улочка резко идущая вниз: Владимирский спуск, колонка далекого века, таможенный столб, уютные лавочки и, собственно, сами сувенирные закрома.

Посмотрела картины местных художников, вязаные изделия, медальоны, обратила внимание на хозяйку салона в дизайнерских одеждах с модной стрижкой  и уникальными украшениями. Она что-то поясняла группе туристов у стеклянной витрины посередине зала. Заинтересовавшись, подошла.

Когда увидела шкатулки с необычно закругленными ребрами-углами, то просто потеряла дар речи. Никогда не доводилось лицезреть ничего подобного. И название «Мстера» услышала впервые. Поставки в этот магазин только от одного мастера. Роспись такая тончайшая, оттенки подобраны нежнее нежного. Впечатление очень сильное. Но и стоимость впечатлила. От 35 тысяч.

Позже почитала подробнее и привожу отрывок:
"Мстёрская лаковая миниатюра. В XVIII веке небольшое поселение Мстёра было одним из центров иконописи. Здесь появился самобытный стиль миниатюры — «Мелочные письма». На иконах в мельчайших подробностях изображались различные сценки. Позднее стиль перекочевал и в декоративно-прикладное творчество: в начале XX века на шкатулках и ларцах темперными красками рисовались живописные сюжеты, которые затем покрывались 6 слоями лака. В сюжетах миниатюры преобладают эпизоды из русских сказок и бытовые сценки древнерусской жизни".

Не удалось сфотографировать, к сожалению. Витрина была плотно окружена ценителями. А в интернете представлены немного не те сюжеты и не такие краски, какие удалось мне увидеть.

Наполненная впечатлениями, я, уже на улице, присела отдышаться от полученных впечатлений на уютнейшую лавочку.
Сын устремился дальше, в соседний сувенирный рай, совмещенный с литературным кафе.

Честно сказать, я уже так устала, решив, что, пожалуй, и этих впечатлений для меня достаточно. Но не тут-то было.

- И что это мы тут сидим на лавочках, когда там такой выбор арабских духов? – жизнерадостно воскликнул наследник, отпивая литературный кофе из разового стаканчика. 

И пришлось включить резервный минимум истаявших сил и подойти к входу, подняться по лестнице и обойти еще один просторный зал сувенирных чудес.

Напрочь лишенная навыка агрессивных продаж, интеллигентная и доброжелательная продавщица подавала мне флакон за флаконом арабского парфюма.

Из всех предложенных вариантов, однозначно и неоспоримо мне понравился только один аромат.

Его-то я и приобрела на память о поездке.

- А знаете, каково название? – с доброй улыбкой спросила милая девушка.

Я ожидала все, что угодно, но никак не то, что услышала.

- Это духи «Наркотик».

- Оооо?!!

- Ты почему так долго? – спросил меня сын.
- Наркотик покупала.
Ответом был жизнерадостный смех.

- А я пока прикупил чайный сбор «Стальные нервы».
Теперь засмеялась я.



продолжение:  http://proza.ru/2021/08/09/397