Эзоп

Третьяков Николай Дмитриевич
  -Ксанф, прикажи рабам остановиться и опустить носилки. Давай по этому невольничьему рынку прогуляемся пешком. Тем более - я не желаю, чтобы мой рассказ о твоих чудачествах на вчерашнем пиру у Лиссипа стал известен болтливым рабам.
- Алексид, признаться, я вчера перебрал немного и совершенно ничего не помню. Надеюсь, я ничего не натворил недостойного?    - Не надейся! Натворил! А ведь предупреждал тебя, что не следует пить неразбавленное вино… Но ты не слушал меня и опустошал кубок за кубком.
  Помнишь ли ты, что встав с ложа, на котором пиршествуя возлежал, с полным кубком вина расхаживал по яствам, опрокидывая кубки, давя сандалиями и персики, и виноград?
- Какой позор, как мне теперь быть, как смотреть в глаза Лиссипу и друзьям патрициям?
- Но это ещё не всё. Есть что- то посерьёзнее…
- Что же может быть серьёзнее этого. По - моему и так дальше некуда. Не скажешь же ты мне, друг Алексид, что я убил кого - то.
- До этого, к счастью, не дошло, но есть ещё кое - что…
- Так не томи, рассказывай, что ещё я натворил…
- Помнишь ли ты, что тебе кроме меня практически все советовали успокоиться и перестать пить, а ты кричал, что тебе море по колено, что ты готов выпить не только этот кубок, но и всё Понтийское море!
  Росций пытался успокоить тебя и уверял, что это невозможно. Но ты настаивал на своём и побился с ним об заклад, что сделаешь это. Ты дал слово!
- И что же я поставил на это?
- Ты сказал, что ставишь всё! Росций решил уточнить и начал перечислять – вилла, виноградники, корабли, рабы, наложницы… Ты подтвердил, что ставишь всё! Я пытался удержать и образумить тебя, но ты ударил меня.
Вот этот синяк - твоя работа.
- Что же мне делать, посоветуй, друг Алексид…
- Я бы тебе посоветовал не пить вовсе, но этим теперь не поможешь делу.
  Я говорил с Лиссипом и другими сенаторами, пытался защитить тебя, обратить всё в шутку, но слово патриция - закон. Если откажешься от него, то ты не патриций, а плебей.Это их слова.
 Сожалею, но я ничем не смогу помочь тебе…

  Посмотри, Ксанф, на это страшилище. Вот уж урод, так урод. Сомневаюсь, чтобы кто - то купил его…
- Как зовут тебя, горбун?
- Меня зовут Эзоп. И вы напрасно думаете, что выбираете себе раба. Это я выбираю себе хозяина. И я уже выбрал. Не тебя, а твоего друга. И он выкупит меня. Я вижу в нём хорошего человека, хотя и слабого. И вижу печаль на лице его, которую сумею развеять.
- Ксанф, этот раб меня умиляет! А что, купи его. Вдруг, это та самая соломинка, которая не даст тебе пойти ко дну.
  Кроме того - твоя любвеобильная жена, красавица Родопис, уж точно не позарится на него, как на раба Канописа, отправленного тобой на галеры.
- Мне, Алексид, уже ничто и никто не сможет помочь, тем более этот несчастный раб с верёвкою на шее. Но если бы свершилось чудо, и он помог мне выпутаться из этой истории, я бы с радостью отпустил его на свободу.
-Я помогу тебе, хозяин!

- Родопис, это наш новый раб Эзоп, которого я выкупил сегодня.
- Дорогой, а страшнее трудно было что- то выбрать?
- Госпожа, как ты прекрасна снаружи, так порочна и безобразна внутри. Красота не вечна, она проходит, как дым, а грязь остаётся. У меня есть история про жабу и розу. Так учти - ты не роза!
- Ксанф, как ты позволяешь этому ничтожеству дерзить мне? Прикажи выпороть его.
- Дорогая, я не позволю и пальцем тронуть этого раба, более того - я дам ему свободу, если он поможет нам выпутаться из пресквернейшей истории, в которую я попал. Этот раб - моя последняя надежда.
  Вчера на пиру у Лиссипа я в затуманенном вином сознании побился об заклад с сенатором Росцием, что выпью Понтийское море. А слово патриция - закон. Если я откажусь от данного слова, то я не патриций. Тогда я, и ты - плебеи. А если не откажусь, то мы - нищие, бродяги…
- Как права была моя мама, когда не советовала выходить за тебя замуж…
- Господин, я, как обещал, помогу тебе сохранить и имя, и твоё состояние.

В назначенное время верховный судья и члены сенатской комиссии, ограждённые от толпы цепью стражников, ждали прибытия виновников торжества – сенаторов Ксанфа и Росция.
- Идут, идут, загудела толпа.
  Верховный судья поднял руку и воцарилось молчание.
- Ксанф, отказываешься ли ты от своих слов, что готов выпить Понтийское море?
- Нет!
- И ты готов его выпить?
- Разумеется! Море, но не реки, которые впадают в него. Прикажите отделить море от этих рек, и я выполню своё обещание.
Верховный судья обратился к Росцию:
- Росций, ты получишь всё - виллу, виноградники, корабли, рабов, наложниц, если отделишь море от впадающих рек.

  Недовольная толпа расходилась, а сенаторы поздравляли Ксанфа с благополучным завершением процесса.
- Эзоп, ты спас меня и я – твой должник. Как обещал, я дам тебе вольную, но требуется решение и печать сената. Это пустая формальность, но она займёт некоторое время.
- Господин, позволь дать тебе ещё один совет.
- Говори!
- Земли за твоими виноградниками сейчас можно купить за бесценок, а буквально через год, другой им не будет цены, так как заметно увеличивается число кораблей по новым торговым путям.
- Я непременно воспользуюсь твоим советом. А сейчас еду в Дельфы. Надо щедро отблагодарить Богов за благополучный исход дела.

- Эзоп, зайди ко мне!
- Слушаюсь, госпожа.
- Так по - твоему я - жаба? Ты когда нибудь видел такую красоту?
  Она лёгким движением коснулась узла на плече, и нарядный хитон с лёгким шорохом скользнул с её тела.
- Никто не смог устоять перед этой красотой, и ты не сможешь.
- Смогу, госпожа! Я не вижу красоту, а вижу змею в человеческом обличии.
- Наглец! Ты очень скоро пожалеешь об этом!
- Госпожа, у меня есть история о путнике, который увидел на дороге замерзающую змею. Он пожалел её и сунул себе за пазуху, чтобы та отогрелась. А когда змея отогрелась, ужалила путника.
- Что же ты делаешь, сказал он, ведь я спас тебе жизнь, а ты убиваешь меня…
 Я спас твоего мужа и тебя от бесчестья и разорения, а ты угрожаешь мне.
- Неужели ты, горбун, и вправду думал, что я хочу тебя?
- Госпожа, у меня есть история о лисице, которая хотела сорвать виноград, но не смогла достать.
- Он ещё зелен, сказала она.

- Эзоп, я всё знаю!
 Вот грамота о твоём освобождении, только что подписанная сенатом. И эта толпа у дворца, которая требует твоей выдачи, как свободного гражданина для расправы. Я знаю, что у тебя нашли золотой ритуальный кубок из Дельфийского храма. Знаю, что ты ни при чём, и догадываюсь, чьих рук это дело! Но сейчас не об этом…
  Тебя, как свободного гражданина за кражу и святотатство по закону сбросят со скалы. Но если я выйду к толпе, разорву грамоту и объявлю, что ты - мой раб, они оставят тебя в покое. Рабов обязан наказывать хозяин. Ты будешь по- прежнему жить у меня свободным человеком, хотя формально считаться рабом.
- Хозяин, я всё решил. Дай мне грамоту.
- Эзоп, ты обрекаешь себя на смерть!
- Я знаю!

  На краю обрыва Эзоп успел прокричать:
- Я - свободный человек!

 Иллюстрация из открытых источников.
05.10.2012