Каникулы у моей бабушки в Сванетии

Эгрант
Кавказ. Горное грузинское село.

Восьмилетнего Мамука родители привезли на лето из Тбилиси, как и каждый год, к его старенькой бабушке Тамрико. Во-первых ребёнок поживёт лето на воздухе на свежих продуктах. Во-вторых, и это может главное, бабушка Тамрико до пенсии работала учительницей русского языка в местной школе. У Мамука в школе, как иностранный язык, был русский. Так что общение бабушки и внука, когда никого не было рядом, проходили только на русском языке.
В этом году Мамука ехал к бабушке с огромным желанием, ведь в их село провели интернет.

Вечер в доме бабушки Тамрико.
Мамука сидит за столом, перед ним включённый ноутбук. Бабушка сидит на низенькой скамеечке и чистит кукурузу. Она уже очень плохо видит и многие работы по дому ей теперь недоступны. Старенькой Тамрико помогает по хозяйству её сын Резо и его жена Марине. А как чистить кукурузу, руки её хорошо помнят.
Бабушке нравится когда внук в интернете общается с кем-нибудь  по-русски.

Мамука рассказывает бабушке Тамрико с кем он переписывается.

- Бабушка, я сейчас получил письмо от мальчика Иешуа из Израиля.
- Он хороший мальчик?
- Они приглашают меня и тебя к ним в гости в Израиль.
- Ой, Мамука, проказник. Ты же им напиши, что у тебя бабушка старенькая. Напиши уже им правду, что я не твоя бабушка, а бабушка бабушки твоей бабушки, которая живёт в Тбилиси.  И скажи ему, что мне исполнилось недавно 104 года. Что ты меня к ним в гости просто не довезёшь.
Мамука, сынок, ты поблагодари этих хороших людей. Если у Иешуа есть бабушка, пусть передаст ей привет.
- Да, есть.
- А сколько ей лет?
- 48 лет.
- Совсем девочка ещё.

- Бабушка, а вот пишет мне мальчик Серёжа их Москвы. У него папа работает военным.
- Что пишет тебе этот мальчик.
- Он спрашивает, где я живу?
- Так напиши ему.
- Я написал, что живу высоко в горах Кавказа у своей бабушки Тамрико. Что я грузин.
- Мамука, мальчик, чего ты замолчал? Что тебе ответил Серёжа из Москвы?
- Бабушка, он не очень хорошо мне ответил. Я не хочу тебе повторять это.
- Мальчик, что ты там от меня скрываешь? Я должна знать всё. Мы же с тобой друзья тоже.
- Серёжа назвал меня чуркой.
- Мумука, а ты не обижайся на него сразу. Ты задай мальчику вопрос, кого он считает чурками и откуда он взял это негодное словечко?
- Этот Серёжа написал, что так его папа называет всех нерусских.
- Тогда ты должен написать этому мальчику, что Христос тоже был нерусский, а по их пониманию, он тоже... А также напиши ему, чурки создали Японию, Израиль и ещё много хороших стран.
- Бабушка, я засуну-ка этого мальчика в ЧС.
- А что такое ЧС? Я же в твоём компьютере ничего не понимаю. Ему будет это не больно? Ты его не обидишь этим?
- Ой, бабушка, это же просто чёрный список, чтобы он не мог мне писать гадости.
- Ну, тогда засунь его туда.

- А вот, бабушка, мне написал другой русский мальчик - Артём из Санкт-Петербурга. Он пишет, что тоже живёт с бабушкой и у него нет папы, и что он учится в музыкальной школе играть на скрипке. Но сейчас он простыл и сидит дома. Мама его много работает. Я ему тоже написал, что живу в горах с тобой и что грузин. Он передаёт тебе, бабушка Тамрико, большой привет и желает здоровья и долгих лет жизни.
- Какой хороший Артём. А ты пригласи-ка Артёма с бабушкой его и мамой к нам в гости на всё лето. Тут мы его будем лечить овечьим молоком. И напиши обязательно, что никаких там денег от них не нужно. А еды: сыра сулугуни и мамалыги, слава Богу, у нас хватит.
Вот видишь, два русских, а какие разные мальчики. Запомни, Мамука, не бывает плохих национальностей, бывают плохие люди.
- Бабушка Тамрико, а плохие грузины бывают?
- Ах, шалун, ах, хулиган. Поймал старую бабушку врасплох – и Тамрико рассмеялась — какой ты сейчас глупый вопрос задал. Конечно же не бывает - и бабушка вновь рассмеялась.

Что ты опять молчишь, шалунишка Мамука?
- Бабушка, я читаю рассказ одного мальчика из Киева. Очень красивый рассказ про стрекозу.
- Почитай его и мне.

Мамука читает.

- Ну, что скажешь, бабушка?
- Молодец мальчик. Ты его обязательно похвали. Это сделай не потому, что там так, наверняка, положено делать, и не потому, как говорила ещё моя бабушка - "похвали человека, тебе это не будет стоить денег, а может когда-нибудь, не дай Бог конечно, тебе придётся просить у него денег в долг. И тогда ты ему напомнишь про эту похвалу". Нет, у него не будешь просить ничего в долг, это просто так говорили раньше в нашем селе.

- Бабушка, папа пишет из Тбилиси. Желает тебе спокойной ночи и спрашивает, как я себя веду, не замучил ли тебя разговорами?
- Скажи ему спасибо и спроси, почему он такую глупость спрашивает? Как такой хороший внук может не слушаться или мешать своей старенькой бабушке? Написал? Молодец Мамука! А теперь пойдём выпьем перед сном с тобой по стаканчику. Я стаканчик вина, ты стаканчик мацони. И сходи дорогой в овчарню, посмотри, хорошо ли закрыл дедушка Резо дверь. Тоже ведь ему уже за 80 лет забежало...

На фото село в Сванетии. Спасибо автору.