Гносеологическое значение феномена любви

Марина Лубневская
Преимущество человека перед прочими существами природы, его неповторимая особенность — это способность постигать, познавать и осуществлять истину. Его заветным внутренним стремлением и выступает этот неиссякаемый порыв, это дерзновение приблизиться к знанию, к ответам на самые существенные и сокровенные вопросы, которые ставились человеком на протяжении всей его истории. Ведь истина как подлинное единство всего, как всеобщность уже изначально заложена в нас и каждый осознавший себя человеком индивид, стремится к ее осуществлению. Дух постоянно пытается преодолеть границы своего конечного существования в науке, религии, в искусстве и в первую очередь, конечно, в философии. Преодолеть противоречивость и разорванность, осуществить единение, преодолеть ограниченность и односторонность — это и есть главная задача любви.

В любви индивид постигает и осуществляет всю бесконечную полноту бытия, он соприкасается с всеобщим универсальным законом, постигает себя как бесконечное в мышлении. Ведь мышление и есть самое бесконечное и прекрасное в нас. Мышление есть идеальное, свободное, то, что единит нас с абсолютным. Феномен любви, любовное единение и есть состояние, в котором дух находит наконец свое оправдание и утверждение, свое определение. Любовь освобождает дух из уз конечного, материального, индивидуального и дарит подлинную свободу, освобождение для осуществления истины.

Только у человека способного подлинно любить возникают светлые, возвышенные идеалы, проявляются благородные чувства, рождаются прекрасные идеи, которые он способен воплотить в действительность. Феномен любви тесно связан с философией, наукой, искусством, моралью и религией. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свой внутренний потенциал, а также окружающий его мир, в котором он живет.

Субъективная, внутренняя сущность человека в любви соприкасается с подлинной объективностью духа и становится тождественна ей, она есть отражение подлинной нравственности и истины. Здесь дух противопоставляет себя самому себе, раскрывает себя в своих особенностях и тем самым обретает целостность и покой.
Возвышающая любовь дает нам истинное знание и позволяет преодолеть конечность бытия. Единожды испытав это духовное единение, индивид навсегда меняет свой духовный, нравственный облик, неизбежно облагораживается и превозносится над самим собой. Он наконец сталкивается со своей подлинной внутренней сущностью, возвращается к себе и находит возможность воплотить в жизнь все внутренние переживания, весь творческий, созидательный потенциал. Абсолютная истина познается в любви.

Но очень важно заметить, что любовь не есть достояние каждого человека, по крайней мере, та любовь, о которой идет речь — любовь подлинная. По сути, мало кто способен испытать ее, так как к этому необходимо стремиться всю жизнь, многое отдавать и многое переживать. Любовное единение открывающее действительность есть своего рода дар, откровение, которое снисходит к тому, кто нуждается в этом, кто готов к этому и кто способен принять этот дар. Тем более, что чаще всего это единение не всегда представляет собой достижение счастья. Такая любовь скорее несчастна и неосуществима в полной мере в нашем мире. Она требует бесконечной преданности, самоотречения.  Об этом писал Владимир Соловьев в своем трактате — подлинная любовь, возможно, еще и не осуществлена в нашем мире, не осуществлен ее смысл или по крайней мере имеет единичный характер.

Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных отношений на основе спонтанной и вместе с тем внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям. Любовь — единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности.
Любовь как особое состояние и способ человеческого единения — фундаментальная категория философии, отражающая смысловую сторону человеческой жизни. Она одухотворяет все грани существования индивида, его идеалы, стремления, переживания. Феномен любви выступает как начало тонкой сферы мыслительной деятельности индивида и дальнейшего самопознания через общение и единение в любви. Она имеет субъективно-объективную основу.  Субъективные переживания любви являются неким отражением объективной действительности. Любовь — это субъективное отношение человека к бытию, предполагающее стремление к счастью, к прекрасному, к вечности. Благодаря любви человечество постоянно духовно самосовершенствуется. В этом чувстве раскрывается необходимость человека стать лучше, преодолеть границы конечного, приблизится к прекрасному как таковому. Только в любви преодолевается отчуждение, достигается духовное единение индивидов, исчезает ощущение душевной опустошенности и покинутости.

Мысль Платона о том, что любовь есть стремление к бессмертию, может означать, что только она открывает людям глаза на истину, добро и красоту, поскольку именно она может являться источником истинного знания, раскрывающим сущность всего и приносящим нам ощущение вечности, поэтому такая любовь является подлинной. Можно сказать, через любовь мы постигаем прекрасное в его сущности. Но для того, чтобы узреть прекрасное нужно быть человеком, а это так мало и так много —  быть человеком!

Любовь —  фундаментальное свойство человеческого естества, такое же, как ум, совесть, свобода, честь. Она призвана быть самым гуманным и высоким уровнем взаимоотношений между людьми.

Необходимо отметить важный момент взаимосвязи любви и гуманности, человечности. Подлинная любовь является основой гуманизма в его действительном значении. Гуманизм невозможен без стремления к прекрасному и возвышенному, без любви к нему, он есть непосредственное отражение любви к человеку, к его истинной, духовной природе.

Любовь есть абсолютное благо, как и добро, совесть, сострадание, милосердие – эти всечеловеческие, нравственные ценности, в высшей степени положительные и созидательные. Истинная любовь есть выход из эмпирического и переход в новую действительность. Точку соприкосновения с подлинной действительностью можно найти в сфере разума, подлинного, возвышенного искусства, в религиозном чувстве, в романтических порывах и даже в пограничных, неистовых состояниях. И все эти грани осуществления непременно обусловлены любовным чувством, любовным стремлением.  Нужна лишь некоторая предрасположенность, подготовленность, почва для того же зерна, самоотверженность, и любовь вернет, то потерянное некогда абсолютное содержание; такая любовь, которая свободна от эгоизма и грубого вожделения, любовь, исполненная благоговения, сопереживания, единения в высшем; любовь, как самооткровение, нежность, утешение, ясность, восторг и замирание. Именно такая любовь открывает, что сама вселенная мыслит себя в нас, и эта мысль есть самое божественное и бесконечное в человеческом духе. Любовь же здесь выступает источником подлинного знания, откровения духа самому себе. То есть можно сказать, что явление любви, имеющее форму сконцентрированного в себе чувства, есть необходимый момент в становлении духа. Без него невозможен целостный акт познания, неосуществимо познание подлинной действительности, как таковой. Любовь позволяет нам узреть истину, добро, прекрасное в своей сущности, она возвышает нас и дарит нам возможность соприкоснуться с идеальным в его подлинном понимании.