Святой Антоний Падуанский 1620

Ксеркс
О св. Антоний…
Не дай этой душе погибнуть и потерять вечную жизнь...

Из молитвы



Крохотный пыльный перекресток на дороге, ведущей из замка, был почти незаметен летней порой. Спутанной львиной гривой свисали долу пышные зеленые ветви, кудрявились, плотно и тесно, скрывая от солнца землю, до мелкого песка истоптанную конскими копытами.

Этой дорогой ездили на охоту.

Никто не посмел бы посягнуть на зеленое буйство, даже если бы разросшиеся заросли полностью заслонили путь – этот лес и земля принадлежали графу де Ла Фер и лишь он решал, где здесь расти деревьям и как жить людям.

На перекрестке стоял деревянный столб с крестом и перекладиной, на которой примостилась фигурка святого. В его руках была лилия, сиявшая свежей краской. Всю маленькую скульптуру недавно подновили и цветок просто светился на фоне темно-коричневой рясы святого.

К столбу только что подошел нищий – старый и почти слепой. Присмотревшись к святому, он улыбнулся и облегченно вздохнул, словно встретил знакомого, в чьей помощи не сомневался. Перекрестившись, начал молиться, преданно глядя на белую лилию:

– … Ты знаешь о моих печалях и грехах, не смотри на мою недостойность, я молюсь к тебе с надеждой на помощь... Прошу тебя о защите от опасностей, искушений…

Он еще не окончил своей молитвы, когда на перекресток вышел местный житель. Для горожанина он выглядел неотесанным, для крестьянина – наоборот, имел слишком легкую походку и намек на щеголеватость в одежде.

– Эй, старик! Шел бы ты отсюда! Здесь нельзя шастать. Особенно незнакомым.
Нищий поспешил закончить молитву и обернулся к собеседнику:
– Да пошлет тебе благословение святой Антоний!
Местный усмехнулся, но перекрестился в сторону деревянного святого:
– Тебе только на него и уповать.
– Да! Наш небесный покровитель, всех сирых, убогих, помощник всех, кто попал в беду…

Его последние слова заглушил конский топот. Местный обернулся, и его улыбка стала испуганной.
Из-за зеленого лиственного занавеса один за другим на дорогу выезжали всадники. Впереди была пара – молодой мужчина с юной спутницей. Кавалькада чуть отстала, словно желая дать им возможность быть наедине.
Нищий сразу опустился на колени и протянул руки к богатым господам. Мужчина, возглавлявший охоту, чуть придержал коня. Он явно не ожидал увидеть такую фигуру. Но ему улыбалась его девушка, нарядные гости уже подъезжали, звенели возбужденные голоса, радость и веселье окружали его…
Он сорвал с пояса кошелек и кинул нищему.

Когда за всадниками на дороге улеглась пыль, местный житель отмер и перестал напоминать еще одну статую рядом со святым.
– Хвала небесам, пронесло!
– Это все святой Антоний! – убежденно заявил нищий, снова крестясь на столбик. – Сегодня тринадцатое, день Антония Падуанского! Не мог же он оставить без помощи и защиты нас – сирых, убогих…
Местный засмеялся:
– И влюбленных! Это был наш господин. Недавно женился. Празднуют. Святой Антоний, как я помню, влюбленным тоже покровительствует.
Нищий серьезно кивнул:
– Да. А еще – отчаявшимся.