Конфликт мужского и женского в Гильгамеше и Энеиде

Артём Соломонов
«...люта, как преисподняя, ревность; стрелы её – стрелы огненные; она пламень весьма сильный»

Песнь песней 8:6

Конфликтные ситуации в нашей жизни не редкость, не так ли? Тем более в отношениях между мужчиной и женщиной. Особенно в тех случаях, когда мы сталкиваемся с расставанием или отказом.  

В качестве примера рассмотрим шумеро-аккадский «Эпос о Гильгамеше» и поэму Вергилия «Энеида».

Начнём с того, что их объединяет общий прелюбопытный сюжет, в котором показан конфликт между «внутренним мужчиной» и «внутренней женщиной».

В первом случае перед нами предстает, пожалуй, самый древний из героев, дошедших до наших времён, воин и правитель шумерского города Урука Гильгамеш.

После очередной победы блистательный воин, увенчанный тиарой, возвращается в Урук, где встречает богиню и покровительницу этого же города Инанну. Соблазнительная богиня с первого взгляда влюбляется в героя. Пытаясь обольстить Гильгамеша, Инанна предлагает ему всевозможные дары, которые после недолгого молчания он всё же отвергает. И даже когда та предлагает себя в жёны, герою удаётся сохранить самообладание, как бы намекая властолюбивой и до ужаса своенравной богине на её дурную репутацию. Ведь любовь её, подобно пожирающим языкам пламени, приносит лишь смерть и разрушение.

Что-то подобное мы можем встретить и в «Энеиде» Вергилия, где Эней собирается покинуть любящую его Дидону, а та всячески умоляет героя остаться. 

Но, в отличие от Гильгамеша, Эней не отвергает чувства карфагенской царицы. Один лишь долг перед богами вынуждает его оставить Дидону. Однако молодая царица не представляет своей жизни без возлюбленного, и потому совершает самосожжение сразу после его отплытия.  

Таким образом, мы видим два исхода. Первый рисует Дидону, которая восходит на костёр, тем самым освобождая Энея от своей разрушительной страсти. Второй - оскорблённую богиню Инанну, которая раздражённо топает ногой и вознамеривается отомстить тому, кто её отверг.

Конфликт мужского и женского в Гильгамеше и Энеиде (эссе)