Цветение черешни

Лота Кафка
(из литературного дневника)

#
Мне кажется, я могу бесконечно долго рассматривать эту японскую гравюру, напоминающую
зимний пейзаж… Она меня впечатляет больше  «Тридцати шести видов горы Фудзи». Автор
полюбившейся мне гравюры – Кацусика Хокусай.  Когда называют это имя, почти все
представляют его огромную пенистую волну и тонущих рыбаков в худосочной лодчонке…
Мне же в последнее время по нраву его «Цветущая черешня на горе Йошино». Похоже, что
деревья в густом снегу. Люди, как это принято на гравюрах той эпохи, нарисованы весьма
схематично и неброско – лишь силуэтами с характерными изгибами тел… А на заднем плане,
за предполагаемой чертой горизонта, - - то ли густое горное небо с облаками, то ли безбрежный
океан. И сиротливые деревянные ворота у переправы… Впрочем, пейзажи и марины Хокусая
на фоне Фудзи – это самое изысканное творение японского искусства за всю его историю.

#
Известно, что до 1806 года Хокусая занимали в основном пейзажи и сюжеты на исторические
сюжеты. Когда же умер его старший сын, художник занялся более коммерческим делом –
книжными иллюстрациями. Знаменитый на весь мир японский мастер рисунка и гравюры –
уроженец Эдо (ныне Токио). Он жил на стыке восемнадцатого и девятнадцатого веков. Когда
Хокусаю исполнилось восемнадцать лет, он стал учеником крупного мастера в жанре  'укиё-э'
(буквально:  ''картины повседневной жизни'').  Искусство  'укиё-э'  процветало в период
Камакуры . Этот удивительный и неповторимый жанр наиболее в чистом виде воплотился
именно в творчестве Кацусики Хокусая. Мне впервые не хочется торопить снежную зиму, хотя
зиму я очень люблю. Да и осень ещё не наступила… «Цветение черешни» Хокусая меня
так успокаивает и в то же время по-зимнему бодрит, когда за окном льёт ливень августа!..
_________________________

8 августа 2021 года