Сагалиен - любви родник. Книга 2 Главы 11-15

Светлана Корчагина-Кирмасова
ГЛАВА 11
Пока Вацлав ловил такси, Артём немного огляделся. После всего происшедшего ему хотелось взлететь высоко и парить над землёй, так легко и светло было у него на душе. Мама в сознании, говорит, смотрит, и она выздоровеет, обязательно, а главное, она жива. Радость переполняла его сердце, и так хотелось поделиться ею с отцом, дядей Васей, тётей Зиной, Катериной и   Линой. Прямо сейчас. Они, ведь, переживают, там, в Москве!
- Where is telephone, pan Polomski, I want to call ?
Вацлав объяснил, что лучше звонить из дома, потому что ночь и работают только центральные переговорные пункты.
В такси Вацлав рассказал Артёму, что они с мамой живут в районе Смихов на левом берегу Влтавы. Это недалеко от центра. Можно доехать до метро "Московска" на автобусе, а там всё рядом. Утром они вместе поедут к маме, а потом он на работу, а Артём может ознакомиться с городом. Говорил он быстро, почти в совершенстве по-английски, поясняя свой рассказ по-чешски и по-русски:
- Смихов один из старейших районов Праги и самый большой жилищный
массив столицы. Он замечателен ещё тем, что здесь находится вилла
Бертрамка, где жил сам Амадей Моцарт у композитора Франтишка Душка. Именно в этом месте Моцарт закончил свою оперу "Дон Жуан".
Всё это Артём узнал от Вацлава, поднимаясь уже на лифте девятиэтажного дома в квартиру, где жили супруги Поломски, на улице Парковой. Четырёхкомнатная квартира с кабинетом и кухней, совместно со столовой, мало чем отличалась от московской на Ленинградке. Единственное, что поразило Артёма - это огромная прихожая, переходящая в гостиную. Она придавала квартире особый шик и свободу, потому что в таком пространстве можно было двигаться, не задевая друг друга, в отличие от узеньких и крохотных московских коридоров. В гостиной со стены на Артёма смотрели всё те же дорогие лица бабушки и дедушки.
- Значит, мама не забыла нас, если привезла их сюда,- обрадовался
он.
Вацлав тронул его за локоть и повёл в боковую комнату. Когда дверь открылась, взору Артёма предстала стена, увешанная его же фотографиями в резных рамках, повествующих о росте мальчика Темы. Последняя, где он в военной форме, стояла на столике у кровати.
- Откуда? Я, ведь, не посылал ей...
- Это Васил, -  братра,- сказал Вацлав.
Он предложил ему разместиться в комнате мамы, но Артём отказался и сам попросил гостиную, где было очень уютно на диванчике под портретом бабушки и дедушки.
- Добра, Артэм.  Хцэтэ троху чай, кава? Мужэтэ малоу лахев вина ?
- Вина? За маму? Конечно, пан. Давайте выпьем. Но сначала я позвоню домой, хорошо?
В Москве трубку взяли сразу же, как будто сидели на телефоне. Артём сперва замешкался, глядя на Вацлава, но потом уверенно сказал :
- Здравствуй, отец. Мама пришла в сознание, она узнала меня. Доктор говорит, что всё в порядке, можно не волноваться. Скоро её переведут из реанимации, и я смогу быть рядом с ней постоянно. Буду информировать вас через день, спокойной ночи всем.
Потом он обратился к Вацлаву:
- Пожалуйста, не говорите ничего маме, пока.
- Конечно, Артэм. Я рад, что вы встретились. Это очень правильно.
Полина сама хотела этого.
- Правда?! - удивился он.
- Да. Поэтому она так стремилась в Москву и спешила, но несчастный
случай вмешался в судьбу. Мы ей всё расскажем, когда она поправится.
Постепенно слово за слово Артём начал понимать Вацлава и уже через час беседы, за бокалом вина, он сам пытался объясняться по-чешски, обращаясь к разговорнику.
- Доброу ноц, Артэм! Увидимэ сэ зитра .
- Вы сказали "доброй ночи, увидимся завтра, да?
- Ано, ано, Артэм, добржу .
Вацлав похлопал его по плечу и показал большой палец.
- О! Это по-русски! Декуйю , пан Вацлав. Доброу ноц!
Далеко за полночь Артём улёгся на полюбившийся ему диванчик и  сразу уснул.

ГЛАВА 12

Напряжённость прошедшего дня, перелёт, ситуация в самолёте, волнение от встречи с мамой полностью отключили восприятие Артёма обстановки, в которой он оказался, поэтому следующее утро его просто потрясло. В Праге было лето. Такое же яркое, пёстрое, с голубыми небесами, тёплым солнцем настоящее "сахалинское" лето. Ощущение возвращения на остров и обязательное появления Лины тут, сейчас не покидало его. После лёгкого завтрака и быстрых сборов, Артём и Вацлав отправились к маме. Вечерние посиделки дали свой положительный результат. Они общались по-чешски. Артём сразу уловил сходство языка с украинским и дело пошло  хорошо, потому что у них на курсе были украинцы.
По дороге Артём купил букетик белых пушистых астр. Когда-то давно, он дарил эти цветы на день её рождения. Какое роковое стечение событий. После долгих лет разлуки он несёт их ей , но совсем не дома, а в далёкой чужой стране.
Мама не спала. В её огромных серо-голубых глазах светилась такая радость, что залитая солнцем палата, казалось, утопала в этом сиянии. Артём поднёс цветы к лицу, она вдохнула и сказала:
- Мои любимые, спасибо,  сынок.
- Мама, тебе пока нельзя много говорить. Мы с паном Вацлавом будем
рассказывать всё, что произошло хорошего за эти дни.
Она опустила веки.
- Сначала пан Вацлав, а потом я.
- Дорогая, съёмки закончились. Я сейчас еду на студию. За эту неделю мы всё доделали и со второй партией отправили в Москву вместе с выставочными образцами обуви Готвальдова. Не переживай, ребята всё сделают, как ты хотела.
Вацлав поцеловал жену.
- Я поговорю с Милашем, а ты побудь с сыном.
- Мама, дома всё хорошо. Мы с дядей Васей были в командировке на
Сахалине. Ты ведь знаешь об этом, Да?
- Катя рассказала, - прошептала мама, - покажи мне Лину...
Артём удивлённо вскинул глаза.
- Ты и об этом знаешь?
- Да, сынок,  покажи мне её.
Артём достал фотографию Лины. Это было единственно цветное фото: Лина в пионерском лагере "Ласточка" на фоне декораций русского города в клубе после премьеры сказки "Конёк-горбунок". Он  приблизил её к глазам мамы.
- Милая девушка, а где это она?
- В пионерском лагере... Мама, она такая выдумщица. Представляешь,
я был директором детского театра, а она главным режиссёром. Сказку играли дети и вожатые. Это было что-то невероятное! "Конёк - горбунок " на сцене в обыкновенном рядовом клубе. Я тебе обязательно всё покажу. Да! Я же там работал фотографом на полставки.
Артём путался, перебегал с одного воспоминания на другое, мало связанного с логическим повествованием. Он стеснялся этой неожиданной близости с женщиной, которая была его родной матерью и, которая сейчас так беззащитна и слаба, что сердце Артёма переполняли любовь и жалость, обида и прощение. Он говорил и говорил, лишь бы только не потухли эти два сияющих солнца, наполненные счастьем и обожанием. Он рассказал всё, что касалось отношений его с Линой, утаив лишь одно: свадьбу тридцатого сентября.
- Она приедет летом после окончания педучилища, и будет поступать
в МГПИ имени В.И.Ленина. Мы уже договорились. Ты к этому времени
будешь совсем здорова, - радостно заключил Артём.
Вошли Вацлав и Милаш.
- Полина Алексеевна, пора отдыхать. Вам нельзя так много говорить
и волноваться тоже. Вон как блестят ваши глаза?
- Пан Милаш, мама только слушала.
- Да, уж, Артём и слова не дал мне сказать. А плачу я от радости.
- Замечательно, только вот плакать не надо, - журил доктор.
Полина, мы приедем к тебе вечером после четырёх. Хорошо, дорогая? -сказал Вацлав. Мама улыбнулась и прошептала:
- Только не потеряй моего сына, дорогой, потому что я этого не переживу ещё раз.
- Всё будет хорошо.
- Всё будет добрже, - повторил Артём и поцеловал руку мамы.
По дороге на студию Вацлав рассказал Артёму, что мама поддаётся лечению, но кровит ещё лёгкое и врачи опасаются воспаления плевры, нужен активный антибиотик. Вацлав достал бумажку с названием лекарства:
- В Праге его может и не быть, но ты сейчас в центре обойди все аптеки, а я попробую через своих знакомых. Оно точно есть в Германии, потому что его производит фирма "Берингер Ингельштайм"
По мере приближения к центру, всё чаще стали вырисовываться на фоне чистого синего неба, готические шпили соборов и дома старинной архитектуры. Артём купил путеводитель по городу и схему метро. Новшество пражского метро - это временные талоны. Компостер пробивает время на полуторачасовом  или часовом талоне, и ты можешь в течение  этого времени входить и выходить в метро несчитанное количество раз бесплатно. Это очень понравилось Артёму: не надо стоять за пятаком в очереди, экономится время и увеличивается пропускная способность эскалаторов. Самое интересное, что в Праге всего три линии: жёлтая, зелёная и красная. И в зависимости от этого цвета оформляются станции.
Вацлав довёз Артёма до центра - станции "Мюстик", и поехал дальше, оставив его одного с подробными объяснениями, со своей визиткой, ключами от квартиры, деньгами на лекарство и просьбой не опаздывать на встречу на этом же месте в четыре часа.
Сориентировавшись по карте, Артём понял, что находится на Вацлавской площади. Если идти вверх, придёшь к Национальному  музею, если вниз, то на Староместскую площадь. Больше всего его влекли готические шпили, которые возвышались на левом берегу Влтавы.
- Это, наверное, Градчаны и Пражский кремль,- сказал Артём вслух,
огляделся и увидел вывеску "Лекарна".
- Сначала я найду лекарство для мамы, а потом остальное, - подумал
он и направился в аптеку. Спросив по-английски: «есть ли у вас этот
препарат?» у молодой женщины, Артём получил отрицательный ответ,
более того, ему порекомендовали центральную аптеку на Староместской площади, если там нет, то значит, в Праге этого лекарства не может быть. Артём тут же развернулся и решительно двинулся в обратном направлении. Он уже ничего не замечал. Мысль о том, что от него зависит здоровье мамы, подстёгивала его к действию. В центральной препарата не было тоже. Он вдруг вспомнил про Светлану,попутчицу в самолёте. Перевернув все карманы, Артём нашёл телефон
и бегом помчался по улице в поисках телефонной будки.
Странно было видеть среди древних зданий, медленно идущих людей, туристов, задравших головы у Ратуши, ждущих появления двенадцати апостолов на часах, бегущего молодого человека. Свисток полисмена остановил его. Артем отчаянно махнул рукой и с волнением спросил:
- Where is telephone?!
Но полисмен потребовал документы. Последовала длительная процедура изучения бумаг, затем вопросы: почему один? Где группа, в какой гостинице живёте?
Артём сосредоточился и стал объяснять по-английски, но полисмен прервал его и велел говорить по-русски.
- У нас свободное время, нас распустили до двух. Мы собираемся
здесь у часов. Живем в гостинице "Олимпик". Я хотел позвонить
знакомой, она у отца в госпитале. А почему бежал? Времени мало, понимаете? Она не успеет приехать.
Полисмен недоверчиво смотрел на Артёма и весь его вид говорил о том, что он не верит ни одному его слову. Потом он включил  рацию, и что-то сказал, назвав его фамилию.
Артём понял, что его проверяют.
- Этого только не хватает, -  подумал он,  - ну, и  влип. Так, главное спокойствие и равнодушие к происходящему.
Через десять минут полисмен извинился и вернул ему документы, - потом показал, где находится телефон.
- Да, можно было и пешком дойти, идиот, - ругал себя Артём и благодарил дядьку за последние напутствия и название гостиницы, где он
должен был остановиться.
На его счастье Светлана была дома. Она очень обрадовалась и велела перезвонить минут через двадцать. Артём так устал, что при виде столиков у мини бара, рухнул на стул и сходу выпил полную кружку пльзеньского пива. Оно было великолепным: ароматным, пенистым, бодрящим. Мир тут же обрёл свои краски, и ощущение тепла и бесконечного лета опять пришло в душу Артёма.
- Не может быть, чтобы в таком прекрасном мире свой бал творило
зло. Так не должно быть. Только бы добрый ангел Светлана, помогла
ему, как тогда в самолёте, - думал он, наслаждаясь изысканным чешским напитком.
Старые улочки Праги были сродни Московскому Арбату или Петровке, только пражские пестрели пивными барами, кафе-бистро, да завлекающими ювелирными и хрустальными рекламами, национальными сувенирами.
Звонок Светланы и обрадовал и огорчил Артёма. Лекарства сегодня не будет. Отец Светланы - Сергей Владимирович Тоцкий обещал его достать через немецких друзей, но только завтра к вечеру не раньше. Стоило оно очень дорого и денег всё равно не хватало. Светлана уговаривала его подъехать и привезти что есть, а потом остальное, что папа поможет, потому что надо спешить и дело не в деньгах и, что она будет его ждать у ближайшего от него метро.  Это значит у входа на станции "Мюстик" со стороны магазина чешского хрусталя "Мозер Богемия", он самый яркий и сверкающий из-за горящих люстр. После всего сказанного Артём согласился и тут же перезвонил Вацлаву. Тот сообщил ему, что лекарство привезут только в конце недели. Артём поведал взволнованному мужчине о Светлане и её отце и о завтрашнем появлении препарата. Вацлав велел ждать  его на назначенном месте, всё у того же магазина, он подвезет недостающую сумму.
Светлана полностью соответствовала своему имени. Была она белокура, и на солнце её пышные волосы светились, как ореол и ещё больше выделялись огромные голубые глаза.
Артём даже растерялся: насколько они были разные с Линой, настолько же стоили друг друга. Светлана сразу же понравилась ему своей лёгкостью общения и доброжелательностью. Не успели они наговориться, как к ним подошёл Вацлав:
 - Премного благодарен, пани Квета за помощь. Спасибо вам и вашему папе, - сказал он по-чешски, но все поняли друг друга. Артём вызвался проводить девушку и передать деньги Сергею Владимировичу, а потом он подъедет в клинику к маме.

ГЛАВА 13
По дороге в госпиталь Светлана рассказала, что они с папой живут в новом районе Праги – Малешице - Страшнице. Там же находится и гарнизон, вернее всё, что от него осталось.  После "Пражской весны" в 1968году  военную часть расформировали, но госпиталь продолжал работать и по сей день обслуживает армию Чехословакии. Сергея Владимировича оставили ещё на пять лет, как специалиста, хирурга в  области военной медицины. Во время революции он спас много русских и  чешских солдат. У него даже есть медаль от Чешского правительства.  Потом девушка уговорила Артёма съездить на прогулку в центр Праги вечером, после посещения мамы. Она очень удивилась, что он был на Староместской  площади и не видел уникальных часов:
- И ты что даже головы не поднял, проходя мимо?
- Если, честно сказать, меня там задержал полицейский, потому что я
искал телефон, чтобы позвонить тебе.
- Странно, это же не нарушение, - засмеялась Светлана.
- В том-то и дело! Я ведь летел, как угорелый, по этой, извините,
святыне. Откуда я мог знать, что там бегать запрещено, хотя бы
знак поставили.
Светлана ещё больше развеселилась.
- Конечно, я представляю картину - это равносильно тому, что ты
несёшься по Красной площади. Я бы на месте полисмена тебя точно
 задержала.
- Тебе смешно, а я уже, можно сказать, отметился. Он по рации узнавал, есть ли такой в русской  группе, и живу ли я в гостинице "Олимпик?
- Да. Это малоприятно, - посерьёзнела Светлана. Советую тебе впредь
вести себя осторожно. Поэтому я тебя одного теперь не оставлю.
По крайней мере, если ваши выедут из гостиницы, можно будет сослаться на моего папу. Он всё уладит.
- Нет! Я категорически против. Сколько можно! Ты так помогла
нам, я даже не знаю, как отблагодарить тебя и твоего папу.
- Артём, ты зря волнуешься. Мы же москвичи. Ну, кто ещё здесь
поможет тебе и маме? Мы,  как родные, одна большая семья.
Не смей так говорить, иначе ты обидишь меня, я тоже врач.
- Прости, я не хотел, но мне, правда, неловко.
- Артём, и ещё, кто тебе покажет Прагу, как не я? Согласись, ты
ведь ничегошеньки не знаешь об этом городе?
- Знаю. Мне Вацлав кое-что уже рассказал: про виллу Бертрамку,
например, где жил Моцарт.
- И всё?!
- Пока, да. Моя задача не город с его достопримечательностями. Мне
надо маму на ноги ставить.
- Артём, а можно я тебе помогу? Я папе помогаю выхаживать тяжёлых
больных, кое-каким опытом обладаю, предложила Светлана.
- Нет, об этом даже речи не может быть. Я сам.
- Артём, твоя мама - женщина. И поверь, даже у больной женщины
появляются "деликатные" моменты. Позволь, я хотя бы посмотрю,
какая ей сейчас нужна помощь?
Артём понял, что это уже говорит не своенравная девчонка, а врач и, наверное, хороший врач.
- И что мне делать с этим милым доктором, - подумал он и пожалел,
что Лины нет рядом, потому что выхаживать лежачую больную, его
маму, должна, конечно же, женщина, ангел продолжал творить добро,
интересно, кем он нам послан?
Артём смотрел на Светлану и удивлялся, как быстро она вошла в его жизнь и так легко, невероятно.
Сергея Владимировича Тоцкого они нашли в приёмном отделении. Если бы не двадцатый век на дворе, то можно было сказать, что перед ними чеховский герой доктор Ионыч: аккуратная бородка, круглые линзы очков, вытянутые кисти рук с длинными, как у музыканта пальцами, белый халат и шапочка на голове,
- Пройдёмте со мной в кабинет. Вы - Артём, я полагаю? - Он пожал
юноше руку,- Я - Сергей Владимирович, отец Ланы.
Артём удивлённо посмотрел на девушку.
- Это меня так папа зовёт с детства, - сказала Светлана, следуя за
доктором и беря Артёма за руку.
Прикосновение мягкой тёплой ладони привело его в замешательство. Он осторожно отстранился, чем ещё больше разозлил себя. Светлана удивлённо посмотрела на него и улыбнулась.      
- Почему я веду себя, как идиот,- думал Артём и мысленно ругал себя, почему мне кажется, что я делаю что-то мерзкое? И почему эта
девушка так добра ко мне? Но я ведь могу повернуться и уйти, сейчас же. А мама? Нет, надо просто поговорить с ней и всё рассказать
о Лине. Выходит, я испугался? Но, ведь, Светлана нужна мне и маме
тоже.  Я обязательно всё ей скажу.
В кабинете Сергей Владимирович подробно расспросил Артёма о состоянии мамы. Сказал, что ждать до завтра, только время терять. Он открыл сейф и вытащил небольшую упаковку.
- Вот здесь несколько ампул, чтобы начать лечение хватит, а остальное Лана подвезёт, курс две недели, не меньше. Значит так, начинайте сегодня же, непременно, молодой человек. И здоровья вашей матушке. Всё  будет стоить  тысячу крон.
Артём отдал деньги и хотел поблагодарить доктора, но тот сделал упреждающий жест и сказал:
- Артём, я рад помочь вашей семье, это мой долг. И ещё, очень жаль, что мы живём в такое трудное время, если бы всё человечество пользовалось своими открытиями в области медицины, то, поверьте мне, многие болезни давно бы отступили. Как жаль, что мы не захватим этой поры. Да, рекомендую Ланку, она настоящая сестра милосердия .
Он попрощался и вышел, оставив  растерянного Артёма и довольную Светлану.
- Ну, что? Я же говорила тебе. Папка - золотой человек. Поехали
быстро в клинику. Вечером  начнём курс лечения.
Назад дорога  была  намного короче. Может оттого, что Артём подгонял себя, но больше, благодаря Светлане. Она прекрасно ориентировалась в Праге. Была она сосредоточенна и молчалива и поэтому казалась старше.
В клинике Артём попросил Милаша Вербиржа выписать пропуск на девушку. Когда же Светлана подала доктору лекарство, он посмотрел на неё и спросил:
- Неужели и в Праге есть этот  препарат?
- Нет, пан Милаш, В Праге его мы  не нашли, - ответил Артём,-
зато у нас здесь есть друзья. У Светланы отец работает в военном
госпитале, он нас выручил. Завтра привезут остальное.
Вацлав взял руки девушки и поцеловал их:
- Декуйю, пани Квета, Декуйю мнохократ за помоц.
- Нэни  зац, пан Вацлав.
Полина Алексеевна была ещё очень слаба, но, несмотря на это, она проявила живой интерес к девушке. Артем вкратце рассказал всю историю знакомства со Светланой, включая её помощь, начиная с самолёта.
- Я очень рада, что вы пришли, милая девушка, мне надо поговорить
тет-a-тет.
Мужчины сразу вышли и облегчённо вздохнули. Эта девушка точно послана им небом.   Судя по улыбающимся лицам и радостным глазам мамы, Артём и Вацлав поняли, что все вопросы решены.
- Дорогой, Света должна  кое-что купить мне, ты, пожалуйста, дай ей денег, а ты, Артём, помоги ей принести всё. Меня скоро переведут в палату, я хочу быть красивой.
- Мама, мы всё сделаем, можешь не волноваться, - сказал Артём и
благодарно посмотрел на Светлану.

ГЛАВА 14
По дороге в магазин Артём и Светлана обсудили один из главных вопросов - денежных. От денег Вацлава он отказался, потому что у него были ещё свои пятьсот крон. А часть коньяка и икру они решили продать. За это взялась Светлана. Она знала, что всё купят в госпитале. Затем она предложила взять некоторую сумму у  отца в кронах, а в Москве Артём отдаст в рублях, тем более курс равнозначный. После всего этого Артём не удержался и поцеловал девушку в щёку.
- Ты сама не знаешь, какой ты друг, лучшего парня я не встречал,
ты даже Шурку, как говорится за пояс...-  сказал он и осёкся.
Девушка стояла, закрыв глаза, показывая на вторую щёку. Он нежно поцеловал в другую щёку, но она всё стояла  и  не открывала век.
- Света, у меня есть невеста, её зовут Лина, просто мистика какая- то,
 а тебя - Лана... Я её очень люблю и мы с ней помолвлены, а
тридцатого сентября у нас свадьба. Вот.
- Как?  Свадьба?!  Ты же в Праге?
- Да. А она  на  Сахалине.
- Где???
- Вот, именно. Я должен ехать к ней. Только я прошу тебя, ничего и
не говори маме.
- Ну, что ты, конечно.
- Светлана, ты очень помогла нам, я тебе так благодарен. И ты
нравишься мне, но я люблю  Лину, понимаешь? Такие дела, сама решай.
- А что решать? Мы с тобой друзья, живём в Москве, а здесь просто
встретились, случайно.
- Нет, не случайно. Мне иногда кажется, что ты мне послана кем-то.
Только кем, не знаю.
Артём подошёл к девушке, взял её за руки и поцеловал обе ладошки
- Ты мой ангел-спаситель.
- Артём, ты мне тоже очень нравишься, но ты не переживай, я люблю
другого человека, только он женат. И мне вообще везёт на занятых
мужчин. А больше всего мне кажется, что я ещё не встретила его,
единственного.
- Лана, ты обязательно встретишь его, я в этом просто уверен. Раз
ты ждёшь - значит, он скоро появится.
- Правда?!
- Конечно. Я тоже ждал и не предполагал, что она так далеко и не
надеялся. А когда увидел, сразу понял - это она. И у тебя так
будет.
- А что ты почувствовал, Артём, расскажи мне?
- Она вошла в меня и всё, моя вторая половинка и заняла своё пустующее место. И уже ничто не разъединит нас. Я даже письма не могу писать ей, потому что она здесь - он показал на грудь, - со мной всегда. Только я тоскую очень по её глазам, по её нежному голосу, рукам, по её смеху, грусти. Мне не хватает её дыхания, вздохов, смеха, - Артём остановился.  Светлана смотрела на него огромными голубыми глазами, а в них блестели слёзы.
- Извини, Лана, я тебя обидел? Вот так всегда! Даже Лина мне говорит, что я – круглый  дурак.
- Нет, нет, я хочу, чтобы вы были вместе сейчас и здесь.
- Свет, может мы, всё-таки посмотрим город? - спросил Артём, уходя
от больной темы,  время у нас ещё есть и светло вроде...
- Ты думаешь, что у меня тоже так будет,- сказала девушка, вытирая
глаза.
- Иначе и не может быть. Не мы это придумали. Так сделал вершитель
судеб.
- Кто это?
- Всевышний. Взял и разделил нас и разбросал по всему свету. Вот
мы и ищем друг друга.
- А если я не найду свою половинку? Что со мной будет?
- Найдёшь. Ты уже на пути к нему. У тебя даже все приметы есть.
- Какие?!
- Ты очень красива, умна и, главное, добра и милосердна.
- Ну, ты и шутник, Артём, мало ли таких девушек?
- Такая, как ты, одна и он тоже один.
- Всё хватит, пойдём, посмотрим апостолов на часах, тут десять минут ходьбы. А в семь будет кричать петух, он каждый час кричит.
Они подоспели вовремя: послышалось какуреканье, потом открылось небольшое окошечко, за которым прошли один за другим двенадцать  апостолов, затем  пришла в движение фигура смерти, угрожающая косой купцу с денежным мешком и кокетливой красавице с зеркалом.
- Артём, сами часы состоят из двух частей: наверху астрономические
ниже показывают месяц года. Каждый месяц здесь обозначен живописным изображением трудовой сцены, согласно времени года. Эти картины
написал чешский художник Иржи Манес. Сейчас здесь копии, оригиналы хранятся в Национальной галерее Праги. А это и есть Староместская  Ратуша. Говорят, что мастера Гануша, творца этих часов, ослепили, чтобы ничего подобного больше не создали.
- Дикие времена и дикие законы. Русских зодчих построивших храм
Василия Блаженного тоже ослепили, - сказал Артём.
- Смотри направо - это Храм Марии перед Тыном. Тын - ни что иное,
как огороженный двор с двумя воротами. Там обычно складывались товары, поэтому храм Марии ещё называют Тынским. А вон там памятник?
Как ты думаешь кому? Вспоминай историю?
- Я помню только Яна Жижку и Яна Гуса.
- Правильно! Это памятник Яну Гусу. На Староместской  площади, как
и на Красной в Москве отражается история народов. Только здесь соседствуют романская, готическая и барочная архитектуры.
- Свет, откуда ты это всё знаешь? - спросил Артём.         
- Я же тебе говорила, что мы здесь жили до „Бархатной революции, а
потом мы с мамой уехали в Москву, а папа остался.
- А сейчас что ты делаешь в Праге?
- Понимаешь, у нас два месяца практики в институте. Я отпросилась
к отцу. Какая разница, где учиться? Тем более мой старик - светило.
Я очень скучаю по нему, и мама волнуется. Он же целыми днями в госпитале и живёт в кабинете.
- Ясно, отец у тебя замечательный. Лана, ты знаешь, мне очень нравится готика. Что-то в этом есть возвышенное, целеустремлённое и,
главное, необычное. У нас ведь, такого нет.
- Тогда давай походим по Старому городу. Я тебе покажу церковь монастыря Блаженной Анежки - Агнессы - это одна из старейших, готических церквей. Монастырь был основан в 1234году Вацлавом  Первым, и его сестра Анежка стала первой его аббатисой. Там же она и захоронена.
Ещё долго Светлана водила Артёма по старинным улочкам Праги: показала Пражский университет или Карлов в честь короля Карла четвёртого. Самое интересное, что одно время ректором его был ни кто  иной, как революционер Ян Гус. Вот здесь в Вифлеемской часовне он страстно проповедовал свободу чешскому народу.
- Потом они  по  Карловой улице  вышли к мосту  и  реке Влтаве.
- А вот, знаменитый на весь мир, Карлов мост, - сказала Светлана и
повернулась к Артёму, - о нём я могу говорить часами, но уже темно
и пора домой.
- Лана, а давай завтра мы весь вечер проведём здесь, и ты мне всё
расскажешь? Я возьму фотоаппарат. Надо же хоть что-то привести в
Москву.
Расстались в метро. На прощание Артём задержал руку Светланы и спросил:
- Как ты думаешь, с мамой всё будет в  порядке?
- Конечно. Она поправится. А завтра мы начнём программу реабилитации.
- Это как?
- Во-первых, гимнастика для ног, для рук, массаж. А ты как думал?
Всё будет хорошо.
- А ты всё это умеешь?
- Артём, сколько раз тебе повторять я - врач и не забывай, большую
часть своей жизни я провела рядом с папкой. А он очень хочет, что
бы я была его наследницей в прямом смысле.
- Ты же кардиолог?
- Смешной ты, Артём. Сердце - это тот же мотор в машине. И, чтобы
он хорошо работал надо устранять все неполадки  понятно?
- Грандиозно! Так ты у нас слесарь по сердцам?
- Ну, что-то в этом роде.
- До завтра, дорогой мастер по настройке сердец.
Артём поцеловал Светлану и помахал ей через окно вагона.

ГЛАВА 15

Каково же было удивление Артёма, когда на следующий день по приходу в клинику, он увидел Светлану в палате мамы, после перевязки голова Полины Алексеевны немного освободилась от бинтов, и можно  было проследить её мимику: она улыбалась. Только сейчас Артём понял, как пострадало лицо мамы, испещренное  шрамами от стёкол, оно являло огромный синяк.
- Здравствуй, сынок, а мы красоту наводим,
Светлана укоризненно посмотрела в сторону растерянного Артёма.
- Мам, а мы вчера гуляли по Старому городу, - словно опомнился он,
если бы не готические шпили соборов, можно было подумать, что мы в
Москве. Тебе так не кажется?
Светлана погрозила ему пальцем.
- А ещё я звонил домой, - заторопился Артём, - тебе привет от всех наших: дяди Васи, тёти Зины и Кати. Они рады за тебя, желают скорого
выздоровления. 
- Спасибо им, передай: мы ещё поживём. Девушка показала на тумбочку.
- Я сейчас тебе почитаю.
Артём взял томик И.С.Тургенева, открыл заложенную страницу. Он сразу узнал любимую мамину повесть «Вешние воды», начал читать. Когда мама уснула, они  вышли.
- Артём, старайся вести себя спокойнее. Я понимаю, что тебе больно
смотреть на увечья любимого человека, но хотя бы прячь свои эмоции и не переживай, всё заживёт, ничего не будет видно. На лице
всё быстро и хорошо затягивается, кроме ожогов, конечно. А это просто порезы.
- Я не ожидал. Вчера мама была вся в бинтах, а сегодня я увидел и
ужаснулся.
- Сейчас она поспит, а потом мы с тобой займёмся массажем до обеда. Давай покажу. Ты будешь массировать руки, а я  ноги.
Светлана взяла кисть Артёма и стала разминать пальцы.
- Теперь ты мне. Нет-нет, Артём, мягче и круговыми движениями, каждый палец. Так, уже лучше. От самого кончика до кисти, а теперь
кисть, то есть продолжение пальцев, опять же сначала по очереди
каждый и все вместе. Нет. Давай покажу: вот так. Запястье, потом
локоть и предплечье. Правую руку только кисть и чуть запястье, очень
аккуратно, там дальше гипс.
- Лана, как долго мама будет лежать?
- Долго, очень сильное сотрясение, в данное время - только лежать.
Сердце в полном порядке, но поддержать надо. Поколют витамины. Мы массировать будем, чтобы кровообращение конечностей восстановить. Лёгкое не кровит. А вот поворачивать с правого бока на спину надо, чтобы отёка не было. Этим мы с тобой и будем заниматься. Хорошо, что препарат достали. По крайней мере, никаких воспалительных процессов можно не бояться.
- Лана, что бы я делал без тебя, представить не могу. Спасибо, тебе, доктор.
- Артём, я же просила, может, выйдем на улицу. У нас часа два есть.
Обход уже был. Милаш очень хороший врач. Он так обрадовался, когда
узнал, что я из  Первого медицинского. Разрешил мне помогать тебе.
Клиника находилась в изумительно красивом месте. Вокруг здания
росли клёны и пушистые сосны. Листва шуршала под ногами. И этот
шорох, вдруг, напомнил Артёму галечный берег у мыса Крильон, ночь,
далёкий луч маяка, Лину. Невероятным казалось то, что было, ещё
более нереальным происходящее сейчас. Светлана подняла резной кленовый листок и сказала:
- Смотри, его жилки напоминают линии руки. Это тебе кажется случайным или закономерным?
- Что?
- Ты где-то далеко, Артём? -  она повторила вопрос.
- Я уверен, что в мире ничего нет случайного: добро творит добро, а зло плодит только зло, - медленно произнёс он, - в тот вечер, когда позвонила мама, я с ней был резок и груб. Я, видите ли, обиделся. Ничего хорошего не сказал, а мы, ведь два года не виделись, и  вот результат: она расстроенная поехала к мужу и попала в аварию. Как, ты думаешь, это случайность или закономерность?
- Это несчастный случай! Ты ни в чём не виноват, не мучай себя.
Иначе цепочка этой закономерности может продлиться.
- Вот видишь, значит, это я виноват.
- Если ты так будешь думать, то твой "комплекс виновности" может
помешать строить нормальные отношения с мамой. Я, как врач, не разрешу тебе долго находиться с ней. Понял?
- Как? Ты не имеешь права.
- Имею, - засмеялась Светлана, - а, чтобы этого не было, советую тебе больше улыбаться и снять мрачную маску. Расскажи лучше мне об
острове, ты ведь там был пять минут назад.
- Свет, а ты что умеешь мысли читать?
- А ты разве не умеешь? Посмотри мне в глаза, о чём я думаю?
Артём даже зажмурился. Солнце полыхало в голубых глазах девушки, и  только одно он видел в них.
- Море... -  прошептал он.
- Правильно. Остров ведь в океане, кругом вода. А дальше расскажи,
что ещё есть на этом острове. Надеюсь, это настоящий остров сокровищ: клады, захоронения, пираты, флаги с черепами, шхуны,много акул, китов, диких обезьян, да?
Артём смеялся, глядя на девушку, которая всё сопровождала мимикой и жестами. Гуляющие больные тоже проявляли интерес к неожиданному выступлению.
- Ты - артистка! И почему бы тебе ни стать ею,  смотри и зрители  есть!
- Надо же как-то тебе настроение поднимать.
- Ты, хоть, знаешь, где находится Сахалин?
- Думаю где-то в Тихом океане, недалеко от острова Пасхи. Где,
эти каменные идолы стоят и мрачно глядят вдаль.
- Ну, ты и знаток географии, двойка тебе!
- Судя по твоему кислому лицу, я сделала такой вывод.
- То, что он в бассейне Тихого океана - это правда, но у самого
восточного берега Советского Союза, на Дальнем Востоке.
Тебе это я чём-то говорит?
- Абсолютно ничего. Я там не была и дальше Европы никуда не выезжала .
- Ты очень много потеряла.
Потом Артём с таким жаром и вдохновением рассказал об острове и обо всём, что он там пережил, что видел, где бывал. Светлана только удивлялась, а больше восхищалась и, как Катерина, решила  ехать после института только на остров. А то, что Антон Павлович Чехов лечил там бедных, привело её в восторг.
- Никогда бы не подумала, что такой больной, измученный чахоткой
человек смог проделать столь далёкий путь, чтобы помочь людям. И самое удивительное, что он не умер ни по дороге, ни там. Вот что значит сила духа.
Ну, что Артём? Теперь наша с тобой задача укрепить силу духа твоей мамы. Она очень хорошо держится, несмотря на серьёзные травмы, но её что-то гнетёт, я не знаю, что было между вами раньше,  но судя по тебе и твоему "комплексу виновности" - это давняя история. Твоя задача - всё исправить и в ближайшее время.
- Что я должен сделать?
- Артём, не зря же чувство вины не покидает тебя. Ты должен объясниться с ней.
- Когда?
- А прямо сейчас. Я оставлю вас наедине. Пойми, её нормальное
психическое состояние - залог выздоровления.
По возвращению в палату Светлана поправила подушку, помогла Полине Алексеевне лечь на спину, потом она вышла и позвала Артёма.
Пока девушка отсутствовала, он пытался сосредоточиться, но все  мысли путались  от волнения.  Увидев израненное мамино лицо и любящие глаза, Артём встал на колени перед кроватью, взял в ладони её руку и сказал:
- Прости меня, мама, пожалуйста, прости. Я был неправ и жесток, но
есть одно смягчающее обстоятельство: Я люблю тебя, и всегда любил.
Я хочу, чтобы ты знала об этом.
- Ну, что  ты, сынок, за что? Это я виновата перед тобой.
- Ты просто хотела жить, работать, любить. Мама, но я тогда не мог
понять этого...
- Я очень любила твоего отца, но он фанатик и раб своей профессии,
Я должна тебе всё рассказать...
- Мама, только не сейчас, хорошо? Тебе нельзя волноваться. Давай,
подождём. Знаешь, Я сейчас тебя очень понимаю, потому что Лина тоже
очень любит свой остров и получается, что мы с тобой заложники
любви. Это, наверное, неизбежно в нашей семье.
Полина Алексеевна улыбнулась и нежно погладила сына по голове.
- Тёмушка, мальчик мой, ты совсем взрослый. Я так боялась этого
разговора. Спасибо тебе...
Ещё мгновение и Артём сам бы заплакал, но, увидев, как заполняются влагой глаза мамы, он опять заговорил быстро и торопливо:
- Мама, Лина меня ругала и требовала, чтобы у наших будущих детей
была бабушка. Иначе, говорила, "не выйду за тебя". А ты ей  очень понравилась.
- Мудрая  девочка. Я думаю, мы с ней подружимся.
- Мама, она добрая и справедливая.
Осторожный стук в дверь и вопрос: "Можно войти?"  прервал  разговор Артёма и Полины Алексеевны.
- Это Светочка. Она просто ангел. Сегодня она меня почти всю выкупала.
Артём вопросительно посмотрел на маму, опустил глаза и ответил:
- Войдите.
- Полина Алексеевна, до обеда ещё полчаса. Этого времени хватит
на гимнастику, - сказала девушка, пытливо изучала ситуацию, - ну, что
начнём? Артём займется вашими руками, а я ногами.    
По счастливой случайности, переломов ног не было, только ушибы коленей и бедра. Светлана освободила ступни и начала массаж. Артём тем временем занялся здоровой левой рукой. Когда девушка дошла до коленных суставов, мама начала стонать.
- Полина Алексеевна надо потерпеть, я вам очень осторожно вотру
обезболивающий бальзам. А знаете, как он называется? Нет. Это чудодейственный бальзам доктора Тоцкого. Скоро ваши ушибы не будут вас беспокоить. Не нужно никакой физиотерапии. Бальзам и массаж.
- Нет, Светочка, мне совсем не больно, - сказала женщина, в очередной раз застонав.
- Всё. На первый раз хватит, но вечером мы должны поработать с
бёдрами.
После обеда Полина Алексеевна настояла, чтобы они поехали в город и погуляли, потому что она будет долго спать. И ещё ей очень хотелось свежих огурцов. Конечно же, это был предлог отправить их на улицу, Артём и Светлана это понимали и согласились…