PROТюмень улица Мориса Тореза

Виктория Булатова
Интересна история как самой улицы, так и ее названия.

Итак.

Улица образовалась как грунтовая дорога вдоль насыпи железной дороги между станциями Тюмень и Тура.

Причем появилась она не сразу.

Еще до того, как была построена железная дорога Тюмень -Омск чуть правее от будущего ж/д полотна была железная дорога соединяющая станции Тюмень и Тура. В этом месте, где сейчас улица Мориса Тореза железка сворачивала и проходила мимо незатейливых домов кузнецов и кирпичников. Здесь жил самый простой люд. Самопроизвольная застройка пролетарского сословья представляла собой смесь лачуг и небольших кузниц, сушек и печей для обжига кирпичей. Здесь и ночью подковывали лошадей, работали печи, сновал народ не только работящий, но и бродяги, ищущие работу и ночлег.

В 1885 году построили железную дорогу и вдоль нее накатали грунтовую дорогу, что выходила на Червишевский и Московские тракты. Прежде эти тракты входили в город в районе улицы Орджоникидзе, с 1937—1955 улица Московская. Проходила она через территорию тюменской тюрьмы.



Въезд в Тюмень с этой стороны был весьма необычен-с одной стороны пересыльная тюрьма, с другой тюремный замок для местных нарушителей закона.



В начале XX века арестанты ходили из одной части тюрьмы в другую через улицу Московскую, а по ней один за другим в город и из города шли обозы.

В 1907 году от губернатора Тобольска Гондатти в городскую думу пришло письмо с настоятельной просьбой о закрытии этой дороги, так как были неоднократные попытки побегов арестантов и необходимости стрельбы.

На совете городской думы было предложено перенести улицу ближе к самой насыпи железной дороги между станциями Тюмень и Тура.

Итак, теперь обозы, которые шли с Московского и Червишевского трактов обходили железную дорогу за тюремными огородами и шли на Сибирский тракт (в будущем улице Республики-ее часть от перекрестка в сторону Ялуторовска)



В 30-е годы, когда в Советском Союзе шло активное освоение земель Севера, Чукотки, Камчатки, Магаданской области, где находятся верховья реки Колымы. Там были найдены богатые залежи цветных металлов. Газеты и радио наперебой вещали о новых месторождениях. Именно в 30-е годы улице дали название Колымской. Это никак не связано с Колымой в нашем понимании, в те годы так назвать улицу это было очень даже патриотично.

Колымская стала односторонней улицей, дома были построены лишь на нечетной стороне, а номера присвоены домам и четные и нечетные, так как улица шла вдоль железной дороги и никто не мог и предположить, что ее когда-нибудь уберут.

В 1920- е годы в начале улицы появилась школа №20.

Позже в здании школы расположился перемещающийся по городу Тюменский гидрометеорологический центр.

В октябре 1999 года центр сгорел, а вот архивы более чем столетних наблюдений за элементами климата на территории Тюменской области с юга до Крайнего Севера, уцелели.

Долгое время на углу улицы Мориса Тореза, 7 и Седова, 1, прямо за остановкой стоял дом Мотовилова Ивана Яковлевича. Крестьянин Иван Яковлевич жил на Вятской земле, а на зиму шел по деревням, шил полушубки, шубы, шапки. Платили, кто чем мог. В советские годы, чтобы не вступать в колхоз, Иван с братом и семьями приехали в Сибирь, после войны перебрались в Тюмень и в 1948 году построили этот дом. Дом простоял тут более 70 лет.



В 1964 году улица получила новое имя. Теперь она была названа в честь гражданина Французской республики Мориса Тореза.

Морис Торез (1900- 1964) — известный французский коммунист, сын шахтера, сам в молодости батрачил и рубил уголь в забое. В 20 лет вступил в только что созданную компартию, стал деятельным ее членом, вскоре оказался в руководстве, а с 1930 по 1964 годы был ее генеральным секретарем. С 1932 года Морис Торез заседал во французском парламенте. В 1928—1943 годах он работал в исполнительном комитете Коммунистического Интернационала — Коминтерна.

Морис Торез был пламенным борцом за права трудового народа, за мир и социализм, за единство международного рабочего движения. Он выступал против создания военного блока НАТО в Западной Европе, ядерного вооружения, войн в Корее, Вьетнаме, Алжире.

В 1964 году он заболел и поехал лечиться в Советский Союз, по дороге 11 июля 1964 года умер. Через пять дней в честь него в Тюмени переименовали улицу.



Улица теперь сильно отличается от первоначальной.

Там, где был переезд через железную дорогу Тюмень-Омск, построенный в 1909—1913 годы, в 1960 году был возведен первый путепровод через железную дорогу. Теперь автомобили не задерживались на переезде, пропуская железнодорожные составы.

В начале 1950-х областная организация «Заготзерно» построила два трехэтажных дома: Мориса Тореза, 12– административный и Мориса Тореза, 12а жилой. (Тогда еще на улице Калымкая).

Позже организация переименована в ОАО «Тюменьхлебопродукт» и она становится главной в области фирмой, которая занимается заготовкой зерна и выработкой из него сортовой муки, круп и др.

В этом же здании расположилось Тюменское областное управление Российской государственной хлебной инспекции и орган по сертификации зерна и продуктов его переработки.

В 2004 году предприятия были закрыты.

Здесь же с декабря 2000 года до конца 2005-го располагалась редакция еженедельной газеты крестьян Тюменской области — «Сибирская околица».

К 400-летию Тюмени в 1986 году железнодорожный переезд через улицу Республики был разобран. К тому времени им практически не пользовались. Полностью пути разобрали в 1988 году. С правой стороны организовали небольшой сквер, до этого тут стояли дома лицом на Профсоюзную, а к улице Мориса Тореза тянулись огороды этих домов.

В 1999 — 2000 годах к Мориса Тореза вывели улицу Ленина, которая заканчивалась у Профсоюзной, перенеся перекресток на 30 метров вперед. Профсоюзную продлили до улицы Герцена и из четырех улиц Мориса Тореза, Малыгина, Профсоюзной и Герцена организовался пятиугольный перекресток. Который выходит на транспортную развязку Стрела.