Английская сцена рок-музыки. Третий студийный альб

Владимир Курбалиев
Одной из главных ветвей английской сцены рок-музыки является направление арт-рок, представляющее собой синтез рок и классической музыкальных структур, представленное в творчестве таких коллективов как «Yes», «Genesis», «Camel», «ELP», «Gentle Giant». Музыканты этих групп во время работы в коллективах, а также после ухода из них проводили активную сольную карьеру, и эта статья будет посвящена одному из такого рода музыкантов, гитаристу группы «Genesis», Стиву Хакетту, а конкретно его сольной пластинке «Spectral Mornings» 1979 года выпуска.
              Историю сольного творчества гитариста стоит начать с небольшого экскурса в его творческий путь в рамках коллектива. В декабре 1970 года Стив, вошёл в состав группы, заменив первого гитариста «Genesis» Энтони Филипса (стоит отметить что до этого Стив был участником группы «Quiet World», выпустившей в 1970 году единственную пластинку «The Road») и, начиная с альбома 1971 года «Nursery Cryme» стал неизменным музыкантом группы, вплоть до 1977 года, приняв участие в записи семи пластинок коллектива, однако ближе к 1977 году противоречия между ним и другими участниками группы (прежде всего с клавишником Тони Бэнксом и барабанщиком Филом Коллинзом) стали обостряться, ввиду нежелания включать композиции Стива в репертуар группы (к слову во время записи пластинки «Wind & Wuthering» 1977 года выпуска гитарист предоставил материал на рассмотрение коллектива, который Коллинз описал как «немой способ работы в контексте группы». В итоге его вещь «Please Don’t Touch» была заменена другой композицией, а композиторский вклад музыканта на этом альбом был сведён к минимуму. В итоге, в конце 1977 года гитарист принимает решение покинуть коллектив, решив целиком посвятить себя сольному творчеству, выпустив в 1978 году сольный альбом «Please Don’t Touch». Стоит отметить, что эта была не первая ласточка Стива, поскольку тремя годами ранее, в 1975 году им был выпущен первый альбом «Voyage of the Acolyte», ставший поистине шедевром. На лонгплее чувствуется влияние коллег по стилю «Yes», в работе над самим альбомом гитаристу помогали коллеги по группе – бас-гитарист Майк Резерфорд и ударник Фил Коллинз. Также к записи был привлечён младший брат Стива – Джон, взявший на себя клавишные и флейту. Возвращаясь же к 1978 году, стоит отметить, что после выпуска программы 1978 года «Please Don’t Touch», Стив провёл гастроли, на которых исполнял материал и с первой пластинки. По сути, помощь Стиву в записи этого альбома составляли приглашённые музыканты, и к для записи работы 1979 года «Spectral Mornings» гитарист решил поменять концепцию, сформировав собственную группу для записи альбома, в которую вошли клавишник Ник Магнус, а также Джон Хакетт, взявший всё те же бас-гитару, клавишные и флейту. Работа над творением проходила в голландском городе Хилверсюме в период с января по февраль 1979 года. Сам Стив так описывает этот период:
 -      «Было 15 градусов ниже нуля, и все озера и каналы были заморожены... Погода была настолько плохая, что все, что мы могли делать, это работать. Студия находилась в штаб-квартире «Phonogram Records», и казалось, что она находится в своем собственном мире. Мы играли день и ночь и сочетали эту деятельность с вечеринками, как сумасшедшие. Сессии были интенсивными, и альбом был записан с очень небольшим количеством сна. Мы все получили огромный кайф от записи, так как чувствовали, что это будет хорошо принято. Мы проделали отличную работу».
             Пластинка вышла в мае 1979 года и представляла собой разнообразие стилей – от арт-рока и психоделии до японской музыки и регги.
             В дебюте звучит яркий позитивный в манере «Dire Straits» трек «Every Day», с мягким вокалом, энергичной ритм-секцией с вкраплением клавишных и перкуссии. Сам трек вышел синглом с альбома и стал неизменным концертным номером музыканта. Далее следует  прекрасная, мягкая фолковая баллада «The Virgin and the Gypsy» со слегка минорным диалогом акустической гитары и флейты с мягкими вокальными наплывами. Две минуты японской музыки в «The Red Flower of Tachai Blooms Everywhere» где Хакетт играет на национальном струнном инструменте кото также заслуживают прослушивания. «The Ballad of the Decomposing Man (featuring "The Office Party")» – это солнечный регги в трёх темах, напоминающий творчество Боба Марли, в котором Хакетт отлично задействовал гармонику. Отдалённо напоминающий классические произведения Баха «Tigermoth» примечателен красивой органной игрой, а завершающей альбом одноимённой композиции Стив продемонстрировал что может делать простые, несколько медитативные гитарные этюды с элементами абстрактности в манере своего кумира в лице гитариста группы «Pink Floyd» Дэвида Гилмора. Сам трек несёт в себе непринуждённость и некую вальяжность, ритм-секция работает математически чётко и организованно, синтезатор создаёт приятный фон, а абстрактная гитара плетёт незамысловатые кружева, погружая слушателя в состояние расслабления.
               К слову пластинка была встречена слушателями с восторгом и по сей день считается одним из популярных творений музыканта. Сам же Стив, вместе со своими музыкантами приступает к работе над альбомом «Defector», который выйдет в 1980 году. Однако это будет уже совсем другая, пусть и интересная музыкальная история.




                Владимир Курбалиев