Свет сквозь века... или церковь-музей Декабристов

Ольга Фунтикова Бояркина
    Несколько лет назад здесь, на своей странице, я размещала рассказ о давнем детском воспоминании, связанным с заброшенной церковью. (Вот сноска той публикации - http://proza.ru/2017/11/01/547.) И почему-то возникла у меня тогда в сознании связь с древнейшим храмом на территории Забайкалья, так называемой церковью декабристов или Михайло-Архангельской церковью, 1776 года постройки. Я тогда ещё не знала точно, что в детстве мы с сестрой видели именно эту старинную заброшенную церковь... Образ её сохранился в моей душе на всю жизнь. Видимо, всё это не случайно.

    На прошлой неделе я только что вернулась из поездки в Забайкалье. Событие это для меня не обыденное, а весьма значимое. Для меня Забайкалье не просто географическое название, край за Байкалом, для многих "у чёрта на куличках". Это моя родина. Не малая, как принято добавлять, а РОДИНА. Навсегда самый родной край, где бы мне ни приходилось проживать за свою уже долгую жизнь. Пусть он многим вообще неведом... Только в новостях о пожарах, наводнениях или административных подвижках слышно вскользь о далёкой Чите и Забайкалье. Для тех, кто родом оттуда, он - одно из прекраснейших в природе мест, неповторимых, богатейших, совершенно особенных и.. бесхозных. В такой красоте и с тем набором природных запасов недр можно жить, как у Христа за пазухой. Но как-то всю жизнь так складывается, что с царских времён прошлых веков этот край годился как место ссылки, наказания, отлучения от хорошей жизни. И за последние десятилетия всё очевиднее и больше подтверждений тому, что Христова пазуха... ой, как далеко! А карман вновь пришедших "властьпридержащих" широк, глубок и близок в сравнении с райской жизнью коренных забайкальцев.

    Но я хотела, в общем-то, не про это. Я про историю. Про ценнейшую историю культуры, которая досталась забайкальской земле промыслом Божиим. Этой частичкой и является церковь Михайло-Архангела или Храм-музей Декабристов.

    Поездка эта вынашивалась целых семь лет, как в поговорке - "семь раз отмерь.." То одно мешало, то другое; то тут не выйдет, то здесь не срастётся.
И вот наконец... Наплевав на корону его паскудства вируса, ранней весной в числе пионеров вакцинирования сделав прививку в два положенных этапа, твёрдо решила - БЫТЬ! в это лето поеду на родину! Так и приехала. Мы, забайкальцы, народ упёртый и обязательный, раз сказано - то и сделано. И вот моя Чита встречает ранним утром сверкающими на солнце куполами храма на привокзальной площади, не очень многолюдным перроном, на первый путь которого, как дорогих гостей, принимает наш поезд Адлер-Чита. Ещё из крайних окон вагона вижу лица, ищущие взглядами по открывающимся дверям, мою сестру и племянницу. Встречают!

    Опускаю несколько дождливых дней, которые начались сразу же, после обеда, как я приехала в Читу. Они отняли драгоценное время, скупо отведённое мне на поездку, и даже расстроили в какой-то мере. Но надо всё принимать, что нам преподносит Вселенная, с благодарностью... И она тут же порадовала, да так, что дух захватило...

    Как только наступило не предвещавшее дождя утро, за кофе-чаем на кухне мне сестра сообщила, что "кажется!" знает примерное месторасположение того загадочного заброшенного Храма из нашего детства. Что он восстановлен и это, возможно!!! - церковь-музей декабристов. Там неподалёку работает дочь, т.е. моя племяшка, и не откладывая, сейчас же после завтрака мы отправляемся на поиски... Вам сказать, что у меня произошло в сердце и голове?! "No comment!"

    Была пятница, утренний не ранний час. Мы передвигались с сестрой на общественном транспорте. Пробок на маршруте не было. И навряд ли они бывают в городе, - мне почему-то так показалось. Салон троллейбуса был не пуст, а по мнению оптимистов, на половину полон. Все пассажиры были в масках, в связи с противоковидными постановлениями. А весьма недоброжелательного вида кондуктор была даже в маске... со стразами - возможно, это у неё остался единственный "вечерний" вариант средства борьбы с "коронованным" вирусом. И поехали мы на троллейбусе №1 на поиски тайны из далёкого детства.

    Троллейбус наш весело подпрыгивал при движении, как озорник в детстве скачет с ножки на ножку от невыразимо прекрасного настроения. Он неловко скрежетал и мотался из стороны в сторону на поворотах, при спуске и подъёме в горку, но этим нисколько не портил атмосферы беспричинного веселья и радостного расположения духа. Он вёз знакомыми улицами, за много десятилетий не стёртыми из памяти, по любимому городу - столице Забайкальского края. Городу, занимавшему самое центральное место, тронное! - в моём сердце. Он не был столичным пафосным и официальным. Он был городом моего беззаботного детства, провинциальным и простым, тёплым, по-забайкальски добродушным и открытым. Это была моя РОДИНА!

    Резвый троллейбус моментально домчал нас до железно-дорожного вокзала по ул.Бутина, сделал полукольцевой поворот перед Казанским собором и пошёл в обратном направлении по другой улице, Ленинградской, повернув направо на ул.Ленина. Вскоре мы вышли на остановке перед пл.Декабристов и на первом же углу свернули в ул.Столярова, пошли вниз. Уже чувствовалось - совсем близко окраина города. Сопки маячили впереди как большие, спящие синие киты.

    Это была старая часть Читы. Названия улиц мне были с детства знакомы: 9 Января, Забайкальского рабочего, Полины Осипенко, Николая Островского, а вот и Ингодинская поперёк нашего движения. Сестра позвонила внучке, далеко ли нам ещё до поворота к нужному месту. Пересекли ул. Анохина. И на единственном светофоре на всём этом пути, на перекрёстке с ул.Амурской, нам надо свернуть влево. Всё... вот она - улица Декабристов. Здесь в небольшом сквере, перед корпусом ЗабГУ, факультетом строительства и экологии, недавно установлен памятник декабристам и их жёнам - скульптура "Любовь и Верность". Запечатлев себя в прикосновении к горячему камню платья дамы и офицерского мундира, мы с сестрой, довольные преодолением первой ступени поиска, свернули вправо на улицу Декабристов. Неширокая улочка сразу встретила старинным домом на углу, красивым и хорошо сохранившимся. Далее располагался хостел, возвещавший о себе красочной вывеской, он был внутри двора, в глуши зелени старых деревьев.
Напротив - школа №18, переживавшая летний ремонт, и явно не претендующая на элитность. Вся улица была в выбоинах, не помнящая уборочных мер, со сгоревшим домом, в котором продолжали жить, - как говорится, "у судьбы на краю".

    Должна быть где-то ул.Селенгинская, на которой в нашем детстве мы были в гостях у старенькой дядиной тётушки. Это отчётливо сохранилось в памяти. Ага, вот сразу после школы на углу дома, на перекрёстке, указана улица - это она и есть. Мы решили спросить у пожилого мужчины с продуктами, приближавшегося слева по улице с явным намерением продолжить путь куда-то до дому, не поможет ли он нам найти старинный храм. Рассказали, что в ноябре 1965г. были тут у родственницы, проживавшей в деревянном флигеле.
    - Пойдёмте, и покажу вам, и доведу... Я тут старожил. Все ветхие старые постройки снесли более полувека назад. Построили вот несколько домов и одну большую пятиэтажку. А где был флигелёк - там детская площадка внутри двора.
Парк и церковь тоже оказались внутри двора, слева от пятиэтажки. Так вот и он во всей красе.- Мы поблагодарили нашего "поводыря" и попрощались с ним.

    Перед нами стоял кряжисто и уверенно тот, из детства, из воспоминаний и казавшийся сновидением или иллюзией, в ухоженной зелени деревьев, сложенный из толстых-претолстых лиственничных брёвен, ХРАМ - Михаило-Архангельская церковь-музей декабристов. Мы его нашли. Его спасли, сохранили и восстановили неравнодушные наши земляки. Значит, БЫТЬ ДОБРУ!
 
    И мы с сестрой направились в ограду, даже без надежды, что тут принимают посетителей, ведь в городе все мероприятия были запрещены и заведения закрыты в связи с пандемией. Но это был день чудес... Церковь-музей была открыта.
    Первый раз нам явился храм 8 ноября 1965 года, в лютый холод, опутанный корявыми черными ветками мёрзлых деревьев, почти разрушенный, еле-еле живой.
А теперь предстал солнечным жарким летним днём 16 июля 2021 года, вознесясь скромными белоснежными крестами в безоблачное, бездонное забайкальское небо.
И вокруг благоухала зелень, как символ продолжения жизни и веры в сохранение
корней нашей истории и культуры.

     Из глубины веков. Баллада

         В прекрасный день
          с сестрой моей
         Мы вышли со двора.
     - Я поведу тебя в музей,-
         сказала мне сестра.
         (вместо эпиграфа)

Всё было так, как в строчках тех.
Мы шли с сестрой куда-то,
Уверенные в правоте...
Хранила память свято,
Как в детстве мы когда-то с ней
В холодный день ноябрьский,
За сенью спутанных ветвей
Храм видели...- как в сказке.

Стоял, разрушен и забыт,
В каком-то парке старом,
Стремясь не сдаться, всё же быть...
Смотрел на нас устало.
Он походил в тот зимний день
На призрак, несший страх.
Как будто чёрной птицы тень
Запуталась в силках.

И вот идём... Прожито лет
Полвека... даже с лишним.
Как будто манит детства свет,
И мы с ней Храм тот ищем...
Вот новый памятник стоит -
Пред дамой офицер.
На солнце эполет горит...
Святой любви пример.

С горы вниз улица бежит,
Название - Декабристов.
Здесь школа, хостел тут стоит.
Видать, мы к цели близко.
Вот Селенгинский поперёк -
Знакомый переулок,
Где повстречался нам вперёд
Храм, в ноябре том хмуром...

Спросить решили старичка,
Не помнит ли былое...
-Здесь был когда-то древний Храм
Средь флигельков-построек?
- Идёмте, я вас провожу,
Ведь я тут старожил..
И Храм-музей вам покажу,
И флигелёк где был.

И вот пред нами вдруг возник
В кругу пятиэтажек -
Михайло-Архангело церкви лик...
До дней дожившей наших.
Внутри нас встретил полумрак.
Эпохи страшной холод.
Мундир висел, военный фрак, -
Владелец был так молод...

А скольких их витает ДУХ
Здесь, в стенах с частоколом,
Кто каторжных тяжёлых мук
Снёс годы... Каждый молод!
Войны с французами герой,
С наградами, отважный...
Желавших справедливый строй.
Умён и знатен каждый...

Тут столб дорожный, верстовой,
Фонарь тех лет каретный.
В шкафу книг-подлинников строй,
Умов их "хлеб" запретный.
Холщовой робе каторжан
Здесь место под стеклом.
Кирка, лопата, с рудой чан,
Железный ржавый лом.

Предметы личные, бюро -
За ним писались письма.
И мыслей тайных, жгучих, строй
Рождал проспект для жизни.
Портретов сумеречный зал...
Жён каторжан прекрасны лики.
Глубокий, умный взор в глазах
И простота..- у столь великих!

Царит в музее жизнь тех лет...-
Как не прошло веков.
В предмете каждом тут их след.
И слышно звук оков...
Здесь стулья старые, столы,
Подсвечники, иконы.
В тяжёлой связке кандалы...
ХРАМ ГОРДОСТИ ИСКОННОЙ!

     19.07.2021г.

 коллаж и фото автора