Размышление о теории относительности в психологии

Герман Гусев
  Напомню для публики, незнакомой с теоретической физикой, что в ней часто с большой пользой используется метод аналогии для описания совершенно различных явлений одними и теми же математическими уравнениями. С некоторой долей юмора можно сказать, что математике (на самом деле математикам) не важно, из какой области реальной действительности пришло уравнение.
 
          Мы хотим скакнуть от физики к психологии ощущений, а именно, к ощущению «скорости жизни». Мы хорошо знаем по собственным ощущениям в детстве, а некоторые и старости, а большинство – в зрелости (например, 45 лет), что в детстве «время течёт» очень медленно, а в старости «прямо летит». Нечто похожее «происходит со временем» в физике движущихся тел (специальная теория относительности). Если тело движется очень быстро, точнее, близко к скорости света, примерно 300000 км\сек, то «время течёт» в механических экспериментах на этом теле гораздо медленнее, чем на стоячем или медленно движущемся теле. Видим аналогию с медленным течением времени в детстве и быстрым – в старости.

       Попробуем чисто умозрительно (мысленный эксперимент) и, конечно, не строго «связать» течение времени в жизни со скоростью некоторого важнейшего для жизни процесса по аналогии с механикой. В механике это скорость движения, попробуем в жизни взять скорость обмена веществ. Обмен веществ – «источник энергии», без которой не  может поддерживаться физиологическая жизнь человека, на основе которой покоится психика человека, мышление, эмоции, духовная жизнь.
          Ясно, что биохимия (а психология тем более) намного сложнее, чем механика, поэтому такая аналогия может быть только качественная, то есть не имеющая силы количественного описания, допускающего экспериментальную проверку, как в механике. С этими оговорками зафиксируем связь: чем больше скорость  обмена веществ (детство), тем медленнее в восприятии «скорость течения жизни», чем меньше скорость обмена веществ (старость), тем «быстрее летит время». Также необходимо учитывать высшую нервную деятельность, которая может сильно модулировать психику на разных этапах жизни человека.

      Так уменьшение со старением количества нейронов ухудшает общий регуляторный контроль организма, снижая качество жизнь, так что объём всей информации, поступающей в мозг, уменьшается, как и скорость её обработки.  В результате «контролируемое мозгом время» уменьшается, из общего потока выпадают отрезки времени, это инстинктивно приводит к «более быстрому движению времени». Грубый и не вполне точный пример такой: вы заснули летаргическим сном и проснулись через год, в итоге вы на год «продвинулись по шкале времени» даже заметив этого и пропустив всё, что могли бы увидеть и услышать.
Убегающее время
Дружок, не плачь, что время пробегает
Быстрей, чем в прошлые далёкие года…
Пускай события быстрей мелькают,
Часть их ты не увидишь никогда.

И это пусть тебя не очень-то тревожит:
Ведь знаем, что всего объять никто не может.
Считай жемчужины лишь остановленных мгновений,
Живи на пике их, на пике вдохновенья.

Ведь полностью всё время не объять,
Будь благодарен, что тебя родила мать,
Ведь для тебя она остановила миг,
Чтоб в этом мире главное ты сам постиг