Фотограф Лошагин. Версия

Ева Смородина
Глаза Лошагина до и после. Среди уголовников он выделяется взглядом - с верой в справедливость.
А вот «выгоревший» взгляд видавшего виды следователя А.Ш.

«Фотограф Лошагин. Версия» - публицистика

          Возвращаюсь к делу Лошагина. Через три недели исполнится восемь лет после жуткой гибели его жены.
          В феврале 2021 в очередной раз не стала публиковать свою версию, но вчера, 3 августа 2021, подняли эту тему, в связи с решением суда об условно-досрочном освобождении. Комментаторы снова возмущаются и надеются, что будет обжаловано. Как обжаловали при прошлом удовлетворении судом обращения осужденного (пишу без Ё, как принято в судебной системе) об изменении наказания на отбывание в поселении. Тогда в передаче «Прямой эфир» опять начали перебирать судебные процессы по делу фотографа.

          ...Первым претендентом на роль убийцы обычно называют супруга. Ещё в 2013 году, когда показали в происшествиях про гибель очередной модели (в Екатеринбурге), у меня возникла собственная версия в защиту подозреваемого в убийстве жены - Юлии Прокопьевой. Потом, в июне 2015-го, когда Лошагина вдруг осудили, тоже собиралась её высказать и т.д. Ну очень тяжёлая задача, однако попробую довести до конца.

          Будучи психологом, я привыкла наблюдать за человеческими эмоциями: мимикой, позой и прочее. У человека, единожды убившего, уже меняется взгляд: глаза становятся пустыми и широко раскрытыми, словно убийца что-то увидел, не доступное нам, перейдя за некую черту. Ещё попавшегося преступника выдаёт страх за свою жизнь, тогда глаза бегают. Взгляд Лошагина не изменился: как был на фотографиях уверенным и спокойно-флегматичным, так и остался. Лишь иногда уголок рта кривится в ироничной усмешке, не злобной, а удивлённой.
          Это косвенное доказательство, но во всём деле только косвенные! Мне могут возразить, что преступник бывает приятной наружности, со светлым взглядом, так что никто бы на такого не подумал. Не верю, глаза всё равно выдадут. Все проступки так или иначе отражаются на лице. Однако, в местах заключения и его взгляд сломают.
          Задержание состоялось после жалобы бывшей жены Лошагина Татьяны Григорьевой. Она рассказала, что экс-супруг однажды побил её, а следователи решили, что «раз бил одну, мог убить и вторую». В начале сентября 2013 года Дмитрия Лошагина отправили в СИЗО. Но... на первом суде оправдали.
          Когда фотографа снова судили и осудили, была удивлена: вроде по закону в нашей стране второй раз не судят за одно и то же преступление. Разве только при «открывшихся новых обстоятельствах», но ничего нового!

          Во-первых. Следствием якобы прослежен уход всех гостей со дня рождения будущей убитой (64 человека), но оба супруга свой этаж не покидали, при этом видеокамеры плохо работали! (считается почему-то, что сам хозяин лофта стёр записи). Далее. Судмедэксперты определили, что причиной гибели стал перелом шеи, перед смертью жертву жестоко избили и зверски изнасиловали, а потом сожгли в лесу. Но муж всю вечеринку был на виду, никакой возможности зверски насиловать, тем более биологические следы принадлежали неизвестному! На одежде или вещах обвиняемого - не нашли подозрительных следов, только рубашку порванную увидели. Она могла быть задета на крыше, куда они с гостями (не вдвоём!) поднимались городом любоваться, там легко зацепиться за что-либо. Соглашусь, если супруги ссорились (или мирились?!), то жена могла ухватиться за одежду. И что?
          Брат погибшей Михаил Рябов возмущался, что Лошагин на опознание ехать категорически отказался. Представьте: вас приглашают на опознание, но вы или не верите в смерть родственника, или боитесь изуродованных трупов. Я бы не смогла поехать! (Когда хоронили убитого мужа подруги, его друзья, чтобы удостовериться, что это он, посмотрели на его изувеченное лицо, а вдове смотреть не дали).

          Во-вторых. Выводы по видео с прозрачным контейнером, в котором муж якобы вынес тело в гараж и затолкал в багажник, изначально не отвечают никакой логике. Контейнер необходим для мусора, которого явно должно быть много после банкета. Мусор гораздо легче, нежели самая изящная женщина, тем более умерший человек тяжелеет - из-за полной расслабленности тела. Извините, но для такого действа необходимо было расчленить (а выносить по частям, многократно). Корреспонденты специально пробовали поднять контейнер с манекеном, но самый сильный с трудом приподнял, а Лошагин якобы уложил в машину. Даже смешно было смотреть, как при следственном эксперименте демонстрируется, что пустой контейнер легко помещается в багажник.
          Не так уж просто незамеченным дотащить до машины труп и увезти в лес.

          И в-третьих, вот что сообщили журналисты:
          «Полицейский, задержавший Лошагина, в своём рапорте описал, что мужчина признался в убийстве. Тем не менее, на суде 25 декабря 2014 года подозреваемого оправдали и освободили. Причиной такого решения стала экспертиза Юрия Паждина, которую предоставила защита обвиняемого. В заключении специалиста говорилось, что Юлию убил человек со специальной физической подготовкой, предположительно, силовик. "Наверняка вы смотрели фильмы, где разведчики хватают за голову охранника, сворачивают шею - и человек падает. Так вот, у Прокопьевой такая же травма. Для того чтобы так свернуть шею, нужна большая сила и спецподготовка - ОМОН, пограничники, морпехи. Обычный человек так сделать вряд ли сможет", - объяснял Паждин». Ещё эксперт доказывает, что убийство было совершено через сутки после вечеринки, а тело нашли ещё через сутки. Значит, не могло произойти сразу после ссоры и до выноса мусорного контейнера.
*       *       *
          Однако, мать убитой Светлана Рябова на шоу Шепелева «На самом деле» в августе 2017-го вдруг клевещет, что судмедэксперт за взятку дал ложное заключение! Это сразу опровергается. Далее она путается: то Юлия хотела иметь детей и мечтала уехать с мужем в Прагу, а то разводиться собиралась. И вообще мать называет зятя монстром, цель - наказать его, а не подлинного убийцу. Горе матери и её уверенность понятны, только зачем оговаривать человека. Утверждает, что он жену бил, но это только слова заинтересованной потерпевшей, не проверить.
          Ведущий Шепелев удивляется хладнокровию подозреваемого. Что же: обязательно возмущаться, кричать? (пример: когда мне прямо сообщили мой страшный диагноз, я была в ступоре, внешне совершенно спокойна, приняла без слёз, а ведь я очень эмоциональная). Именно сдержанный, уверенный тон отметает ошибочные подозрения. Тем более Лошагин уже догадывался, зачем вызван к следователю.
          Организатор той давней вечеринки Елена Теребенина тоже отметила, что у следствия было много нестыковок.

          Адвокат потерпевших, сильный своей известностью Сергей Жорин вообще передёргивает: Лошагин сразу позвонил знакомым, что делать с трупом. Следствием установлено соединение, но почему-то Жорин решил, что звонок был про труп. Возмущение Лошагина словами Рябовой он расценил, как издевательство. А кто не рассердился бы на обвинение в зверском преступлении? По словам Жорина, повреждения, нанесённые при изнасиловании, исследованы не были, «потому что это не было причиной смерти»! И далее он предполагает, что сам муж «пытался имитировать изнасилование» тупыми предметами, чтобы на него не подумали! потому что женщина «вряд ли была изнасилована мужем». Однако, из экспертного заключения выходит, что насилие вообще было за час до смерти в лесу, которая... уже произошла в лофте, как утверждает Жорин. Буффонада какая-то.

          Упрекают Лошагина, вроде как не обеспокоился пропажей жены. Но, по свидетельству его друга из Праги (коллега Алекс Верник), она и раньше пропадала, а потом вдруг обнаруживалась где-нибудь за границей. И амбиции у неё были, и дорогие подарки требовала, и наркотики она принимала, и отношения у супругов были свободными. Так что для флегматичного человека подобное исчезновение вполне привычно. Вот если бы он изображал сильное волнение, требовал начать поиски, чего ранее не имел обыкновения делать... Алекс помогал им арендовать в Праге квартиру, там оставалось свадебное платье, которое в 2015-м он привёз в суд, но родственники Юлии брать платье не стали!

          Наконец, Татьяна - бывшая жена Лошагина - на студийном «детекторе лжи» подтвердила, что тот признался ей в убийстве Юлии. Причём, ей не хотелось бы в это верить, но она верит! Ну и «ключево-ое» доказательство! Получается, что первые её показания в 2013-м были ложными: «я была полностью уверена, что это убийство по неосторожности, мне хотелось его защитить». Волков (её адвокат по алиментам) заявляет: «Лошагин настолько был хитёр: он увиливал ровно до августа 2013 года, когда произошло убийство» (завуалированная версия о планировании?). Ага, и только после задержания стал вспоминать об этом незавершённом алиментном деле. Позвольте, человек не скрыл, а переживал, что договорённости не произошло, а тут подозрения в убийстве - и надо успеть решить незавершённое. Короче, выводы постоянно делаются поспешные: бьёт жён, бегает от алиментов, дотянул до самого происшествия в августе... Зато подписал соглашение оставить квартиру сыну и бывшей жене.
          Может быть, уже находясь в клетке, он сбивчиво успел объяснить ей, за что его судят, - она же приняла за признание? Любой полиграфолог в таком случае подтвердит, что она говорит правду. Но знает ли правду? А вот в 2017-м решила: как «добрый человек» должна теперь выдать его, потому что просто разжалобил. Что ж, пусть публичное заявление останется на её совести. Как сыну-то объяснит?
          Шепелев: «Итак, Лошагин действительно признался вам в непреднамеренном убийстве Юлии?» - «Ну, получается, что да», - вместо односложного ответа, который требуется для детектора лжи. Специалист попросил уточнить - и повторно ей уже было совсем легко сказать твёрдое «да». Но... Лошагин ни на одном судебном заседании так и не признал вины. В данной ситуации он один точно знает. И... теперь он больше не поверит женщине.
          А Шепелев резюмировал, что «эксперт был вынужден сознаться, что не уверен в собственном заключении»!
*       *       *
          Вернёмся к 2013 году. А вот и другие «улики»:
          Самым первым «весомым» доказательством посчитали следующее: по биллингу телефона подозреваемого «было установлено, что когда наступила смерть потерпевшей, то мужчина находился в том же районе, где в последующем было обнаружено тело погибшей».
          Я тогда же подумала: если жена перестаёт отвечать на звонки, а локация (техника-то навороченная у богемы!) определяется где-то в области, неужто мужу не следует ехать туда в поисках жены или телефона? А вдруг машину разбила, которую он только что ей подарил (подарил - и в тот же день убил?). Потом аппарат разряжается - и человек думает, что она могла проезжать где-то поблизости и скоро сама найдётся.
          Всё оказалось проще: фотограф находился в кэмпинге, именно в том же районе. И по лесу не шатался.
          Правда, по словам следователя, якобы говорил, что никуда не ездил. Какое-то время не ездил, ведь его машину забирали в автосервис (третьей машины не было). Он говорил, что звонил жене, но абонент был недоступен. В его телефоне наборов её номера не было! Однако, позвонить он мог и по другому телефону (у меня и то их два), даже по чужому.

          Ещё у него был забронирован билет на самолёт, конечный пункт - Симферополь, где он якобы мог скрыться от российского правосудия (Крым будет присоединён позже: в начале 2014 года). Как всё «удачно» совпало: фотограф не вовремя собрался на запланированную фотосессию.
          Более того, он отказался пройти полиграф. Однако, отказ не подтверждает виновность, да и процедура не является доказательством в суде, потому что показания датчиков ошибочно могут быть интерпретированы как попытки испытуемого скрыть ужасную тайну, а не как естественное опасение быть наказанным за чужое преступление. Полиграф психологически давит на подозреваемого, а доказать может лишь уверенность человека в чём-то, но не сами факты. Например: мать Юлии Светлана Рябова убеждена, что убил муж. Разве её слова могут доказать это?

          Выступление Сергея Лашина - адвоката обвиняемого: «Все улики косвенные. Сам следователь прямо, чётко сказал о том, что очевидцы убийства - они просто-напросто отсутствуют... Документов, подтверждающих причастность, нет в материалах, представленных в суд».
          Друзья подозреваемого (в том числе друг семьи, издатель Елена Аюпова) собрали два десятка положительных характеристик и несколько миллионов рублей для залога. Однако его сразу арестовали на два месяца, до предъявления обвинения.

          И вот заканчивается 2014-й. Обвиняемый не признался в убийстве, хотя в случае доказанного аффекта мог изначально получить по минимуму: чуть ли не два года - вместо назначенных десяти (гособвинитель требовал все 17). Лошагин сразу настаивал, что нет ни доказательств, ни мотива.
          Логика прокурорская: «Несмотря на заглаживание морального вреда, тем не менее он вину до настоящего времени не признал в совершённом преступлении и, соответственно, нет, так скажем, оснований полагать, что он не совершит повторного преступления в дальнейшем». Бывает, сознаются в не совершённом, так уж если твердит о своей непричастности, то совершал ли?
          Отпустили и... в июне 2015-го вернули на зону, благодаря новому, сильнейшему адвокату потерпевших - Евгению Черноусову, бывшему следователю. Кстати, в марте, когда дело вернули в суд, Лошагина не отправили за решётку, а оставили под подпиской о невыезде. Он мог, но даже не попытался сбежать, веря в справедливость суда!
          24 июня 2015 года радостная такая мать убитой возле суда говорит, что не очень довольна десятью годами срока, который всё же назначили ему: «Главное, что у него теперь будет время подумать о содеянном». Словно он не думал о «содеянном» в СИЗО.
*       *       *
          В расследовании Эдуарда Петрова (в апреле 2016-го) помимо прочего сравнили дело Дмитрия Лошагина с делом Алексея Кабанова - происшествие на полгода ранее. Я тоже сравниваю с делом Кабанова, но... по той же причине: не верю, что он убивал жену. Даже писала свою версию. Представьте: человек ездил на чужой, одолженной машине с расчленённым трупом жены на Петровку, 38. Если бы знал про труп, точно бы не возил его к следователям. А позже во дворе его заставили открыть багажник - и все всё увидели! Он (как и Лошагин) был спокоен: не удивился, да потому что сразу понял, что будет признан убийцей. Да и как в квартире с детишками можно было расчленять тело, повсюду была бы кровь! Невозможно так замыть подобные следы, чтобы при обысках ничего не удалось обнаружить! Кстати, Кабанов сразу начал разыскивать свою жену Ирину. Результат одинаково отрицателен: не беспокоишься - странно, беспокоишься и разыскиваешь - схитрил, разыграл спектакль.

          На ток-шоу «Прямой эфир с Андреем Малаховым» в феврале 2021-го выступила адвокат Марина Кащенко, что несмотря на нахождение за решеткой осужденного за убийство жены фотографа, смерти и исчезновения девушек-моделей продолжаются. Юрист обратилась к матери погибшей Юлии с вопросом: «Можете ли вы быть так безусловны в своем выражении того, что доказательства по делу Дмитрия были идеальны? Вы спать не должны в сомнениях, думая, а того ли осудили, может убийца ходит на свободе?» - заявила Кащенко.
*       *       *
          «Статья 49.1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана... и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Предполагаю, что вина не доказана, хотя приговор в силу и вступил. Половинная логика криминалистов.
          В отсутствие юридического склада ума, не считаю вердикт о виновности доказательством таковой. Раз суду дозволено свои решения, как говорили раньше, менять как перчатки. На правой руке перчатка «оправдать», потом на левой - «осудить». Как у Фемиды: щит и меч.
          Но во имя истины необходимо Сомнение, чтобы не отправить за решётку невиновного. Потому я всегда за мораторий на смертную казнь.

          Так что, к середине августа желаю Дмитрию Лошагину получить свободу и возможность восстановиться ради новой жизни.

04.08.2021.