Художники. Филипп Иванович Долгов

Лариса Прошина-Бутенко
 
   Так выглядели операционно-перевязочные
   отделения в подземном СЭГе №290
   в Пыжовском лесу (1943-1944 гг.)
   Это, вероятно, фото.
   Но такая тема могла быть и на картинах
   художника Ф. И. Долгова

     Московские художники в годы Великой Отечественной войны

Часть 2               
                ФИЛИПП ИВАНОВИЧ ДОЛГОВ

   Филипп Иванович Долгов родился 18 октября 1902 года (1903?) в г. Таганроге Ростовской области. Образование высшее. Окончил ВХУТЕИН в Москве (1926 - 1930 гг.). 
   ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт; в Москве основан в 1926 году на базе ВХУТЕМАСа – Высшие художественно-технические мастерские.
   Участвовал в выставках в разные годы. В частности, в 1938 году его работы были на выставке «Рабоче-крестьянской армии двадцать лет». В 1930 – 1932 годы входил в ОМАХР – Объединение молодёжи Ассоциации художников революции; в АХР – Ассоциацию художников революции.
    До войны и после Филипп Долгов – художник=станковист. Жил в Москве.
   Участник Великой Отечественной войны.

    Большинство из тех московских художников, кто в 1941-1942 гг. рисовал персонал (не только медицинский) и раненых в сортировочном эвакуационном госпитале (СЭГ) № 290 Западного фронта (с 1944 года – 3-го Белорусского), были одногодками или с разницей в несколько лет.
   Не могу сказать, что все, но многие из них окончили ВХУТЕМАС или ВХУТЕИН.

   Потрясающе эмоциональные слова о ВХУТЕМАСе я нашла в брошюре - литературном исследовании творчества художников разных стран, в том числе и СССР, - Игоря Викторовича Долгополова «Незнакомый Домье» (Издательство «Правда», Москва; библиотека «Огонёк», №13, 1965 г.):
   «Вхутемас. Сотни страниц исписаны о дерзких и восторженных вхутемасовцах, об их замечательных учителях, об удивительном времени дерзаний и чудачеств, о бесконечных спорах и дискуссиях, в жарком горниле которых рождался драгоценный сплав искусства…
   Ребята любили спорт. Они боксировали, занимались лёгкой атлетикой, играли в волейбол. Волейболисты Вхутемаса держали первенство Москвы…

   Желание быть первым, познавать новое, дерзать – во всём этом было огромное влияние Маяковского. Владимир Владимирович часто встречался с молодёжью Вхутемаса, и она его боготворила.
   Когда Маяковский выступал в Политехническом музее, вхутемасовцы строились у себя во дворе на Рождественке в две колонны и с песнями подходили к дверям музея; безбилетные, сметали контроль и победоносно врывались в зал.
   Когда все рассаживались, где могли, Маяковский, улыбаясь, говорил: «Ну что ж, можно начинать – Вхутемас пришёл».

    Без сомнения, среди той дерзкой молодой поросли художников двадцатых годов ХХ века был и Филипп Долгов.
   И. Долгополов написал, что во Вхутемасе учились С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, С. Образцов,  Кукрыниксы, А. Гончаров (график). А ещё художники-станковисты, ставшие позже известными не только в Советском Союзе: Александр Дейнека, Георгий Нисский, Пётр Вильямс и другие.
   Именно этот жанр живописи выбрал и Филипп Долгов.
   А когда началась Великая Отечественная война, эти художники не отсиживались в мастерских, а так же, как и весь советский народ, работали на Победу. Об этом говорят созданные ими полотна.
   
   О других художниках-станковистах в годы войны – другая тема. Но хоть несколько штрихов о товарищах по творческому цеху Филиппа Долгова.
   Октябрь 1941 года. Москва. На обочине Ленинградского шоссе стоит уже сильно продрогший Георгий Нисский. Он наблюдает, как на запад идут танки. Их ведут сибиряки.
   За пятьдесят часов художник создал эпическое полотно «На защиту Москвы».

    В феврале 1942 года художники Александр Дейнека и Георгий Нисский едут в Действующую армию, в район Юхнова.
   «Перерыв между тяжёлыми боями. Тишина. - Это из упомянутой брошюры «Незнакомый Домье». – Внезапно молчание разрывает рёв самолётов, и из-за берёзовой рощи вылетает бреющим полётом звено «мессеров»; за ними – краснозвёздные ястребки.
   Недолгий бой – и один из наших сбит. Художники видят, как выбрасывается лётчик из горящего самолёта и падает посреди поля. Нисский бежит к нему.
   Он возвращается не скоро и молча подаёт Дейнеке пробитые документы и письма. С фотографии на них смотрит русый паренёк».

   Потом Александр Дейнека будет участником боёв с немцами (и румынами – не будем забывать о союзниках фашистской Германии) в Севастополе. Позже напишет картину «Оборона Севастополя». Её считают «одной из самых яростных и правдивых картин Великой войны».
   Оказывается, декоративная мозаика этого художника-фронтовика украшает станцию метро «Маяковская» в Москве.
   Подробности о картинах (рисунках, плакатах) военной поры этих и многих других художников-станковистов можно найти в Интернете.   

                РАПОРТ ТВОРЧЕСКОЙ БРИГАДЫ

     В газете «Медицинский работник» (№9 (433) 22 февраля 1942 года; Москва)* была опубликована интересная статья о художниках, скульпторах, которые работали в госпиталях. К сожалению, нет автора, а только «Наш корр.».
   Я назвала этот эмоциональный рассказ «Рапорт творческой бригады». Он имеет отношение к СЭГу 290.
    Публикую статью здесь; возможно, не будет другого случая. В Великой Победе народов СССР над фашистской Германией и её многочисленными добровольными союзниками есть весомый вклад и творческих работников. Не будем об этом забывать.

   «Каждый день Великой Отечественной войны рождает на полях исторических битв новых героев, советских богатырей, мужественных, бесстрашных. Это – бойцы, командиры, политработники Красной Армии.
   Те, кто разгромил лучшие фашистские дивизии под Москвой и сейчас гонит врага всё дальше и дальше на запад, освобождая сотни городов и населённых пунктов от нацистской нечисти.
   Это медицинские работники: врачи, фельдшера, сёстры, санитары, которые на фронте и в тылу  помогают защитникам Родины, спасая им жизнь, возвращая здоровье.

   Запечатлеть героику Великой Отечественной войны в немеркнущих образах, написать великие и мудрые книги, создать художественные полотна, полные величия и силы, отобразить в монументах бессмертные дела замечательных людей нашей эпохи – большая и почётная задача работников советского искусства: писателей, драматургов, художников, мастеров кино.
   На экраны страны только что вышел новый замечательный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Величественный и волнующий документ.
   Но это только одна страничка истории Великой Отечественной освободительной войны.

    Три группы мастеров живописи на днях выехали в Действующую Армию.
    Художники пришли и в фронтовые лечебные учреждения. Большая творческая группа мастеров кисти шефствует над Н – ским военным госпиталем (это СЭГ 290; не назван из цензурных соображений; шефство над госпиталями было идеей МОСХа – Л. П.-Б.).
   В палатах, операционных, в «Ленинских уголках» они находят материал для своих зарисовок и картин. Пишут раненных танкистов, лётчиков, артиллеристов, сапёров, военных врачей, сестёр, санитарных дружинниц.

   Вот в ближайший тыл эвакуируется группа легко раненых, которые скоро вернутся в строй. И художник раскрывает свой портативный мольберт на рампе эвакопункта, в вагоне санитарного поезда.
   Вот из госпиталя бойцы, окрепнув, отправляются в часть. Художники приходят в команду выздоравливающих, чтобы запечатлеть момент прощания фронтовиков с врачом, который их лечил; с политруком, который часто беседовал с ними; с сестрой, которая выхаживала их.

   Московский областной союз художников (МОСХ) организует в этом госпитале выставку «Красная Армия в эпоху гражданской войны». Будут показаны в оригиналах и копиях лучшие работы Авилова, Бродского, Герасимова, Грекова, Самокиша, Соколова-Скаля.
   Открытия выставки с интересом ждут врачи, весь коллектив госпиталя, раненые. То, что создают работники советского искусства, близко и понятно каждому красноармейцу, командиру.
   В залах госпиталя начата экспозиция картин. В день 24-й годовщины Красной Армии эта передвижная художественная галерея откроется рапортом творческой бригады».

   А в июле 1942 года «Наш корр. по телефону» сообщает о большой выставке рисунков и портретов московских художников, устроенной в подшефном госпитале – СЭГе 290. В экспозиции было более 100 картин. Сюжеты самые разные – работа в операционных залах; портреты и рисунки медицинского персонала госпиталя и раненых – солдат и офицеров разных родов войск.
   СЭГ 290 с октября 1941 и по март 1943 годов располагался в старинном районе Москвы – в Лефортово. Там по повелению русского императора Петра Первого был построен и 5 июня 1706 года открыт военный госпиталь.

   Это медицинское учреждение в последующие годы не меняло своего профиля. Когда началась Великая Отечественная войны госпиталь был эвакуирован в тыл. Именно в его корпусах в октябре 1941 года и разместился фронтовой СЭГ 290.
   Здесь было всё, что требовалось для приёма раненых (обожжённых, обмороженных, контуженных, больных) и оказания им помощи.  Был также корпус-клуб, в просторных залах которого и устраивались выставки.
   На тех выставках были и работы Филиппа Ивановича Долгова.
 
                ВОЙНА И ИСКУССТВО

   Как художник появился в СЭГе 290, и где это было? Ясности нет. Возможно, где-то хранятся воспоминания Филиппа Ивановича; в небольшой части архива Совета ветеранов госпиталя, который у меня, их нет.
   Одна из версий: Филипп Иванович пришёл с группой художников-шефов в этот госпиталь, когда он базировался в Москве.
 
   Но есть и другая информация из биографии художника. Я прочитала, что первый призыв на фронт – это граждане СССР, родившиеся в 1903-1918 годы. 
   В 1942 (или в 1943 ) году, предположительно,  в каком-то московском журнале (есть лишь несколько листов без названия  печатного издания – Л. П.-Б.) была напечатана статья Георгия Трофимовича Савинова, заместителя начальника СЭГа 290 по политической части, о московских художниках, их работах и выставках в госпитале в январе 1942 года.
  В статье упомянуты художники Илья Иванович Машков и Малолеткова (имя, отчество пока не знаю – Л. П.-Б.).

   «Раненный боец истребительного батальона художник Филипп Иванович Долгов, - написано в статье, - лечился в СЭГе 290. Написал там картину «Госпиталь в Пыжовском лесу», на которой наземная часть одного из хирургических отделений».
   Сохранилась фотография этой картины. После войны художник передаст картину в Музей средней школы №2 города Вязьмы Смоленской области. Долгие годы ветеранов этого фронтового госпиталя и учащихся, педагогов школы будет связывать тесная дружба.

   Есть анкета, которую Филипп Иванович заполнил 13 февраля 1966 года.
   На вопрос: «В каком отделении СЭГа 290 и кем вы работали?» ответил: «Красноармеец-художник». Беспартийный. До войны и после профессия - художник=станковист.
   Жаль, что в анкете нет подробностей ни об отделениях в СЭГе, ни даты, до которой он служил в этом госпитале, а также о его творческой работе. Впрочем, и так понятно, что санитар Долгов носил носилки с ранеными, помогал им при первичной санитарной обработке (мыли, стригли, брили, переодевали); было много работы и в санитарных поездах.
   Конечно, в послевоенные годы были его выставки – или персональные, или совместные с товарищами по станковой живописи.
 
                СТРОИЛ И РИСОВАЛ В ПЫЖОВСКОМ ЛЕСУ
   
   Возможно, Филипп Долгов был единственным из тех московских художников, кто остался в числе персонала СЭГа 290, когда госпиталь выехал в марте 1943 года из Москвы. Известно, что он участвовал в строительстве подземного медицинского городка в Пыжовском лесу (близ г. Вязьмы).
   И там он писал картины. Сюжеты не надо было придумывать. Строительство землянок для операционных, перевязочных, терапевтических и других отделений; палаты для раненых; узкоколейная железная дорога; хирурги, сменившие скальпель на пилу; женщины - медсёстры и санитарные дружинницы, швеи, повара, тащившие срубленные деревья на лесопилку…
   В мае 1943 года СЭГ 290 начал принимать раненых. А это значит: круглосуточно вереницы санитарных (и всего, на чём можно было привезти раненых) машин; вагончики с железнодорожной станции, куда приходили санитарные поезда.

   Мимо таких героических сюжетов художник Ф. Долгов пройти не мог.
   Из воспоминаний врача этого фронтового госпиталя, капитана медицинской службы Анны Павловны Медведевой (1920-2019; она была третьим и последним председателем Совета ветеранов СЭГа 290):
   «12 марта 1943 года, когда освободили Вязьму, мы получили приказ снова туда перебраться. Город был деревянный и весь сгорел; он стоит на пути от Смоленска к Москве, ему во всех войнах доставалось. Даже картина есть: «Французы поджигают Вязьму в 1812 году».
   Приехали мы; разместили нас в лесу недалеко от железнодорожной станции Пыжовка. Началось строительство землянок для 5 тысяч раненых. Землянки, точнее, полуземлянки, были 50х20 м, с окнами над самой поверхностью земли. Построили штук 20 землянок и провели узкоколейку от станции.

    Наша Серафима Сергеевна Зверлова, первая по работоспособности и отваге медсестра в сортировке, и тогда, и после войны говорила: «Мы построили госпиталь».
   Я отвечала: «Что мы, девушки, могли построить?». Мы работали весь световой день до потери сознания, но выполняли только подсобную работу. Строителями были легко раненные солдаты и не уехавшие в эвакуацию местные жители.
   Мы пилили сосны, огромные – до неба высотой. Нас научили, как пилить; не было ни одной травмы, никого не задавило. Потом обрубали ветки, и это тоже наука: надо рубить снизу вверх, а сверху вниз просто не получится, топор сломается!

   А потом бревно ещё нужно было тащить на лесопилку. Под комель (прилегающая к корню часть дерева) всегда становились санитарка Лиза Селезнева и военфельдшер Марина Брюзгина, здоровые, крепкие девушки.
   Мы, остальные, помогали как могли. Кстати, после войны Лиза была прекрасным секретарем Совета ветеранов СЭГа 290; она имела красивый почерк и была очень аккуратна и исполнительна, как, впрочем, и все наши секретари.
  (А ещё Лиза Селезнева, ставшая водителем грузовика «студебекер», возила на передовую боеприпасы; на «студебекере» она въехала в Берлин в 1945 году. О биографии Елизаветы Сергеевны Селезневой есть рассказ здесь же, на Прозе.ру – Л. П.-Б.)

   Всё, чему я научилась в Пыжовке - обращаться с рубанком, топором, двуручной пилой - применяла потом всю жизнь. В мае 1943 года строительство подземного городка закончилось, и мы начали принимать раненых.
   Был у нас художник, санитар Филипп Иванович Долгов, он нарисовал уже готовую землянку».

   Нет информации, оставался ли до конца войны художник в СЭГе 290, персонал которого в Восточной Пруссии встретил долгожданную Победу над фашистами.
   Филипп Иванович в анкете назвал лишь одну военную награду – медаль «За отвагу».

   На сайтах «Память народа» и «Дорога памяти» я нашла вот такую информацию:
   «Долгов Филипп Иванович, 1903 г. Место рождения Ростовская область, г. Таганрог. Дата призыва 07. 1941. Место призыва: Советский РВК, Московская область. Москва, Советский район. Место службы – 290 СЭГ, 3-й Белорусский фронт. Воинское звание: красноармеец, рядовой.
   Награды: медаль «За отвагу»; Орден Отечественной войны 1-й степени.
   Дата представления к Ордену Отечественной войны 1-й степени 6/4-1985 г. Инициатор: Министерство обороны СССР».

   Эти награды свидетельствуют, что художник был храбрым воином. Орден Отечественной войны 1-й степени – достаточно редкая награда. Получал ли Филипп Иванович её лично, не знаю; он умер в 1985 году.
   Важная подробность! Если военный архив МО РФ сообщает, что Филипп Долгов был призван на фронт в июле 1941 года, то он мог быть направлен в составе истребительного батальона на Западный фронт. Там был ранен и доставлен в СЭГ 290, который формировался в прифронтовой тогда ещё Вязьме в июле 1941 года.
   Выздоровев, художник остался служить в этом госпитале санитаром. С ведома военкомата, конечно.

   Госпиталь постоянно нуждался в притоке персонала, потому что все годы войны круглосуточно принимал и оказывал помощь тысячам раненых.  Попав с ранениями в СЭГ 290, оставались работать хирурги, фельдшера, санитарные дружинницы, санитары, водители, строители и специалисты других профилей.
   Рабочие руки нужны были, поскольку СЭГ 290 (за исключением дислокации в Москве, а в столицу он был отправлен из-за угрозы окружения в октябре 1941 года в Вязьме) шёл за фронтом. В его огромном обозе было всё для работы в полевых условиях: хирургическое оборудование, автономная электростанция, палатки, котлы и прочее для приготовления пищи и многое другое, что требовалось для раненых и персонала.

   Меня очень заинтриговала награда Ф. И. Долгова – Орден Отечественной войны 1 степени. Если рядовой красноармеец-художник был к ней представлен, значит позже открылись какие-то важные подробности его фронтовой биографии; может, участие в боях.   
   Понятно, что СЭГ 290 в боях не участвовал. Но много раз попадал под бомбёжки (и в Москве); среди персонала госпиталя были погибшие и раненые. В его составе был вооружённый отряд, который охранял госпиталь.
   Ситуации бывали сложнейшими. Ветераны госпиталя вспоминали, как в Минске он едва избежал нападения огромной группировки фашистов, которая была окружена советскими войсками и партизанами, и пыталась вырваться. Вспоминали также тяжёлые бои в Кёнигсберге, большое количество раненых и умирающих от ран. Опасно было в Вязьме в 1941 и в 1943-1944 годы.

   Если говорить о наградах творческих работников в годы войны, то я вспоминаю петербургского актёра Алексея Макаровича Смирнова (1920-1979). Он служил в 169-м отдельном миномётном полку. Полк шёл с Западным, а затем и с другими фронтами, до логова фашистов.
   Один из боёв. Мосты взорваны. 22 января 1945 года Алексей Смирнов «со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер». И там фашисты получили от миномётчиков по полной программе.
   Среди блестящих боевых наград (жаль, что нет Звезды Героя Советского Союза) у популярного в будущем советского актёра Алексея Макаровича Смирнова был и Орден Отечественной войны 1степени.

                ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВОЙНЫ

    Ф. И. Долгов жил в Москве на ул. Стромынка. Семейное положение: жена, сын. Это всё из анкеты, которую я упомянула выше. Всегда приходил на встречи однополчан в День Победы.
  Входил в состав Совета ветеранов госпиталя, помогал оформлять стенды к 9 мая, на которых были фотографии «сэговцев» в военные и мирные годы, их рассказы о былом и настоящем.

    Из воспоминаний первого председателя Совета ветеранов СЭГа 290 Нины Павловны Михайловской (в госпитале – Уварова; лаборант). Именно она была инициатором встреч однополчан:
  «Время шло, мы не теряли связей. Коллектив в нашем фронтовом госпитале был большой, а найти поначалу удалось далеко не всех. Поэтому продолжались поиски. Каждый день я и те из «сэговцев», кто имел свободное время, отправляли письма во все республики Советского Союза. Наш список нашедшихся ветеранов пополнялся. И все выражали желание снова встретиться (первая встреча ветеранов этого госпиталя была в Москве в 1957 году).

   И такая встреча состоялась 9 мая 1966 года, но теперь уже в Центральном доме культуры медицинских работников в Москве (тогда – улица Герцена; ныне- Большая Никитская; сейчас в этом старинном здании работает музыкальный театр «Геликон-опера» - Л. П.-Б.).
   Встреча была посвящена 21-й годовщине Победы над фашистской Германией и 25-летию создания СЭГа № 290.

   При подготовке первой встречи в 1957 году никакого оргкомитета или, хотя бы, комиссии, не существовало. Я была единой во всех лицах. Для солидности мероприятия я подписывала письма товарищам и в разные учреждения, как бы от оргкомитета. Да простят мне мои фронтовые друзья этот обман.
   Зато, наметив встречу в 1966 году, почти за год был сформирован оргкомитет. Назову здесь поимённо всех, кто в него вошёл: В.Е.Гиллер, Н. П. Шулаков, Д. И. Солонович, я – Н. П. Михайловская, С. С. Зверлова, В. В. Давыдова, Т. В. Давыдова, Т. М. Певницкая, В. Е. Лесина, А. Д. Поволяев, А. К. Калишенко, Р. С. Сибгатуллина, Ф. И. Долгов, А. Л. Моисеева, В.З. Бурдукова, А.В. Богрянцев, Н.В. Миссюра.
   Председателем оргкомитета избрали меня, заместителем - Д. И. Солонович, казначеем – А. Л. Моисееву.

   Для начала был установлен контакт с дирекцией Центрального дома культуры медицинских работников. Мы получили согласие о проведении  встреч «сэговцев» (так называли себя ветераны госпиталя) в этом Доме. И с тех пор ветераны СЭГа № 290 обрели здесь постоянное место для встреч и совещаний.
   Среди членов оргкомитета были распределены обязанности. Созданы группы, каждая из которых занималась своим делом. Например, группа по кадрам скрупулёзно искала тех наших боевых товарищей, кто ещё не знал о встречах. А уже по известным адресам рассылались анкеты и пригласительные билеты.
   Замечательный стенд на пяти щитах «Боевой путь СЭГа № 290» был выполнен оформительской группой, в которую входили художники Ф. И. Долгов и Б. Т. Рождественский».
   О Борисе Тихоновиче Рождественском я также обязательно расскажу.

                ПОИСК КАРТИНЫ

   К сожалению, на этом письме, подписанном в то время председателем Совета ветеранов СЭГа 290 Серафимой Сергеевной Зверловой, нет даты. Возможно, 1994-1995 гг.
     Директору Государственной Третьяковской галереи
     члену-корреспонденту Академии художеств РАН
     Ю. К. Королёву
                Уважаемый Юрий Константинович!

   Совет ветеранов сортировочного эвакогоспиталя № 290 Западного и 3-го Белорусского фронтов просит Вашего содействия в снятии фотокопии с картины, которая была написана группой художников (Машков, Рождественский, Долгов) в дни Великой Отечественной войны на фронте.
   Картина написана маслом и выставлялась в Третьяковской галерее в 1959 году.
   На картине изображена группа военных медиков - врачей, медицинских сестёр госпиталя № 290.
   Картина является ценной фронтовой реликвией, и копия её будет передана в Музей боевой славы СЭГа № 290.
   Будет ли эта картина выставляться на выставке военной тематики к 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войны?
   Ветераны войны СЭГа № 290 заранее благодарны Вам за помощь.

   К этому письму прикреплена позже написанная записка Анны Павловны Медведевой: «Фотокопию картины не получили, но говорили о ней много лет. На ней есть и бывшая медицинская сестра Серафима Петровна Островская. Она очень хотела иметь эту фотокопию».
    Спустя время в архиве Совета ветеранов этого госпиталя я нашла копию ещё одного письма С. С. Зверловой в дирекцию Третьяковской галереи Народному художнику СССР Ю. К. Королёву, но написанное на десять лет ранее приведённого выше. И также оставшееся без ответа.
   Какое равнодушие! Никто не нашёл в нашей известной галерее несколько минут, чтобы ответить на письма ветерана Великой Отечественной войны.
   Я эту картину не видела и ничего не знаю о её судьбе.

   Из документальной повести начальника СЭГа № 290, военврача, полковника медицинской службы Вильяма Ефимовича Гиллера «Во имя жизни»:
   «Художники и скульпторы из МОСХа пришли в наш госпиталь в январе 1942 года, и одним из первых среди них был И. И. Машков**…
   В малом зале клуба целый простенок был занят портретами героев войны, написанными Машковым у нас в госпитале…

   Неотразимое впечатление на зрителей производила картина, выполненная художником Долговым: консультация хирургов в большой солнечной палате. Ему удалось с необычайной силой передать внешнее сходство Минина, Шура, Халистова, Туменюка, сестры Пирожниковой, внутреннюю силу их духа, решимость, направленную на спасение человеческой жизни.
  Вся картина создаёт потрясающее впечатление – рана тяжка… но жизнь твоя в верных руках».
 
   ** С. С. Зверлова и В. Е. Гиллер упоминают художника Илью Ивановича Машкова. Воспоминания об известном, маститом художнике уже опубликованы здесь же, на Прозе.ру.
   Назову и тех, кто на картине Ф. И. Долгова. Хирурги – мэтры: Николай Иванович Минин, Михаил Яковлевич Шур, Иван Степанович Халистов, Леонид Леонидович Туменюк. К сожалению, о сестре Пирожниковой информации нет.
   Судьба этого полотна также не известна.

                КТО ТАКИЕ СТАНКОВИСТЫ?

   ОСТ, ОХСТ… Общество художников-станковистов – это художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Существовало до 1931 года. Его ядро – 30 художников. Из тех, чьи работы и сейчас бывают на выставках – Юрий Анненков.
   Прочитала об этом творческом объединении такое: «Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, а также монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства».
   Есть каталог первой выставки ОСТ. Издание 1925 года. Здесь же и фото Д. П. Штеренберга.

   Станковисты избегали тематики о революции 1917 года и событий гражданской войны. Их кредо: мирные, светлые темы, обозначенные, как «Приметы двадцатого столетия»: индустриализация России, жизнь города и городского человека текущей эпохи; спорт – футбол, теннис, кроссы, гимнастика; спортивные соревнования; жизнь и труд в сельских районах.

   На Яндекс. Картинки есть большая коллекция работ художников-станковистов – первопроходцев в ХХ веке. Как правило, это яркие, с оптимистичным настроем полотна. На мой взгляд (зрителя), хоть всё на них: мосты, производственные цеха, реки, рабочие, спортсмены (сюжеты очень разнообразные) выписано в реалистической манере, и всё-таки в них есть некий сюрреализм, как я его понимаю.
   Оказывается, остовцы (от названия ОСТ) «считали своим эстетическим идеалом новейшие европейские течения, в особенности экспрессионизм». Экспрессионизм – от лат. expression -выражение; главная цель этого художественного течения – субъективный духовный мир человека.
   Рассматривать такие полотна чрезвычайно интересно.

   Станковая живопись жила и живёт.
   Если когда-нибудь Вы услышите о выставке художников-станковистов, вспомните о художнике – рядовом красноармейце Филиппе Ивановиче Долгове.
   Все мои попытки найти в Интернете портрет и работы Филиппа Ивановича ни к чему не привели. Надеюсь, что найти всё-таки удастся.
   -----------------------------
    4 августа 2021 г. по телевидению я услышала рассказ о неравнодушных людях. Теперь их называют волонтёрами. Группа россиян приехала в одну из опустевших деревень Карелии. Там стоит деревянная церковь, построенная в давние времена.
   За ней присматривал мужчина средних лет – житель соседней деревни. Не мог оставить церковь, как говорят, на произвол судьбы: «Я же крещённый!»

   Волонтёры подготовят всё, что нужно, для реставрации храма. Среди неравнодушных строитель. Мужчина взял отпуск специально для этого дела. Сказал: «В моём лексиконе есть слово Отечество. Поэтому я здесь».

    Сейчас, когда ушло из жизни почти всё старшее поколение – участники Великой Отечественной войны и некому рассказывать о ней, очень важно собирать по листочкам, по крупицам биографии   тех, кто победил фашистов.
   И пока в лексиконе всех россиян – от мала до велика – будет слово Отечество, нам не страшны разные жизненные невзгоды и враги любых мастей.
   Побеждает врага не оружие, а сила духа и сплочённость народов. Что и показала Великая Отечественная война.
   5 августа 2021 г.

   Использованные источники:
 *  С сайта администрации Смоленской области: «Материалы о госпитале – СЭГе 290».
Некоторая информация о художнике Ф. И. Долгове взята с сайта «Трамвай искусств»;
   Яндекс. Картинки.